Файл: Учет безналичных денежных средств(ОАО «ТФК «КАМАЗ» ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты учета безналичных средств
1.1 Сущность, значение и виды безналичных расчетов
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
Глава 2. Анализ учета безналичных средств и расчетов на предпритии на примере ОАО «ТФК «КАМАЗ»
2.3 Рекомендации по совершенствованию учета безналичных расчетов на предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ»
Содержание:
Введение
безналичный бухгалтерский учет
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.
Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей. Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.
В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.
Объектом исследования в курсовой работе является предприятие ОАО ТФК «КАМАЗ».
Предметом – организация учета безналичных расчетов.
Цель курсовой работы изучить вопросы значения и учета безналичных расчетов в современных экономических условиях на примере конкретного предприятия.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- Рассмотреть теоретические аспекты безналичных расчетов, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов в бухгалтерском учете.
- Изучить особенности ведения безналичных расчетов на предприятии.
- Предложить рекомендации по совершенствованию учета безналичных расчетов на предприятии.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две тематические главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты учета безналичных средств
безналичный бухгалтерский учет
1.1 Сущность, значение и виды безналичных расчетов
Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов [9, с. 114].
Для осуществления безналичных расчетов необходимо открыть расчетный счет в банке. Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:
- Заявление на открытие счета.
- Документ о законности образования предприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариально).
- Подлинный экземпляр устава.
- Две карточки с нотариально заверенными образцами подписей распорядителей средств предприятия (руководителя и его первого заместителя, главного бухгалтера) с оттиском печати.
- Временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное.
- Справку налоговой инспекции о постановки на учет.
- Копию приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера и кассира [11, с.92] .
Через расчетный счет в банке осуществляется большинство расчетных операций предприятия любой организационно-правовой формы:
-
- операции, осуществляемые полностью безналичным путем, безналичные поступления средств на расчетный счет и безналичные перечисления с расчетного счета;
- операции по зачислению наличных на р\с, по объявлению на взнос и получение наличных с р\с по чеку и т.д.
Основной частью денежного оборота (80 – 90 %) является безналичный оборот. Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации) [10, с. 84] .
Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами могут осуществляться наличными денежными средствами. С этой целью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу.
Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).
К формам безналичных расчетов в соответствии со ст. 862 ГК РФ относятся:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками;
расчеты по инкассо.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах предназначен счет 55 «Специальные счета в банках».
На этом счете обобщаются данные о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета» и др.
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив — это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.).
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица [14, c. 71].
Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемно-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.
Аккредитив учитывают на субсчете 55-1 «Аккредитивы». Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет 55-1 «Аккредитивы».
Кредит 51 «Расчетные счета».
При выставлении аккредитива за счет банковского кредита составляют следующую запись:
Дебет 55-1 «Аккредитивы».
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют записью:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит 55-1 «Аккредитивы».
Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита [18, c. 68].
Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в Гражданском кодексе РФ. Непосредственно техника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка России, в частности инструкцией от 3 октября 2002 г. № 2-п «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации». В указанной инструкции сформулированы основные принципы организации безналичных расчетов.
Предприятия, как участники расчетов, самостоятельно определяют формы указанных документов с обязательными реквизитами.
Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач [4, c. 54].
В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:
-
- платежными поручениями;
- аккредитивами;
- чеками;
- инкассовыми поручениями и платежными требованиями [2, c. 63] .
Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
-
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем) [2, c. 76].
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
Принципы организации безналичных расчетов:
Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиента либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств или в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).
В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организации в безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договором организациями-контрагентами.
Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, сроками списания и зачисления средств на счета. Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. В частности, общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.