Файл: Основные функции в системе менеджмента ( ОАО «Бaзис Плюс» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товарооборот за 9 месяцев 2005 составил 21271 млн. рублей.

Со дня своего открытия и до настоящего времени фирма -
одно из крупнейших предприятий торговли в городе.

За время своей работы предприятием проводилась работа по обновлению торгово-технологического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. Так, в 1999 году фирма «Базис Плюс» одна из первых перешла на продажу товаров по методу самообслуживания, а в -2001 году - по потребитель­ским комплексам.

В то же время торговые, складские и вспомогательные помещения оставались без существенных изменений. За время З0-летней эксплуатации здание подверглось значительному износу, морально устарели и стали выходить из строя системы жизнеобеспечения магазина - отопление, вентиляция, водоснабжение, линии связи и энергоснабжения, подъемно-транспортное и другое оборудование, не соответствовали нор­мам бытовые и вспомогательные помещения, торговое оборудование эсте­тически устарело.

Реконструкция позволила полностью изменить поэтапное планировочное решение магазина, надстроены 4 и 5 этажи, вынесены за пределы торговых залов два центральных лестничных марша.

В результате торговые площади увеличились с 4,8 тыс. кв. метров до 8, 5 тыс. кв. метров, что предоставило возможность расширить действующие секции на 3,7 тыс. кв. метров и открыть новые, в том числе "Товары для детей", "Детская обувь", "Продовольственные товары", "Канцелярские товары", "Игрушки", "Спортивные товары" и "Строительные товары".

В настоящее время структура торгового процесса в магазине выглядит следующим образом. На 4-х этажах торговых залов размещены следующие товарные отделы:

Отдел № I "Хозтовары" объединяет 5 торговых секций, 5 складов.

Отдел № 2 "Обувно-галантерейные товары" - 8 тoрговых секций, 5 складов.

Отдел № 3 "Швейно-трикотажные товары" - 9 торговых секций, 4 склада.

Отдел № 4 "Товары для дома" - 6 торговых секций, 5 складов.

Отдел № 5 "Промтовары" - 5 секций

Отдел № 6 "Товары для женщин"- 5 секций.

Отдел № 7 "Культтовары" - 5 торговых секций, 5 складов.

Отдел № 9 "Продовольственные товары" - 2 торговые секции,

кафе "Олимп", 4 склада.

Основными поставщиками являются белорусские предприятия, турецкие фабрики, изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.

Так, для обслуживания покупателей организовано 20 видов дополнитель­ных услуг, в том числе: оказываемые фирмой «Базис Плюс» - подгонка швейных изделий, растяжка головных уборов, доставка товаров на дом, оверлочивание ковровых изделий, раскрой тканей, справочная информация по телефону и др.; оказываемые организациям, арендующим торговые пло­щади - оказание фотоуслуг, оформление подарков, прием объявлений в газету, обмен валюты, изготовление ключей, аудио-видеопрокат и др. С целью создания дополнительных удобств покупателям, а также улучшения условий труда и отдыха работников построены и введены в действие: кафе на 120 посадочных мест, бар на 50 посадочных мест, демонстрационный зал площадью 136 кв.м., актовый зал на 400 поса­дочных мест, парикмахерская, здравпункт, спортзал, гардеробные ком­наты.


Весь ассортимент сформирован по потребительскому назначению в 6 товарных отделах, расположенных на 2-х этажах, имеющих каждый свое цветовое оформление.

Покупателям предлагается свыше 30 тыс. видов и разновидностей товаров.

Новая технология размещения оборудования позволила улучшить показ и выкладку товаров, создать благоприятные условия для выбора, совершенствовать продажу товаров методом самообслуживания. Ежедневно магазин посещают большое количество покупателей, которые совершают примерно 15 тысяч покупок.

В магазине систематически проводятся выставки-продажи, рас­ширенные продажи товаров, демонстрации моделей и покупательские конференции. В 1997 году проведено 24 подобных мероприятия.

Работа в сложных экономических и организационных условиях по­требовала принятия кардинальных мер по увеличению объема продажи товаров и рациональному использованию финансовых и трудовых ресурсов. Что позволило в 1997 году объем товарооборота довести до 595,8 млрд. руб., это в 1,5 раза (в сопоставимых ценах) больше, чем в 1996 году, по городу Архангельску - в 1,3 раза; получить доходов - 141,4 млрд.руб., сумма издержек обращения составила - 58,7 млрд.руб. или 9,9% к то­варообороту ниже уровня 1996 года на 1,5 пункта.

Несмотря на сложные условия работы по ряду объективных факто­ров, главный показатель эффективности работы - прибыль превысила 56 млрд.руб., рентабельность - 9,56%. Вся сумма уплаченных налогов составляет 46,6 млрд.руб.

Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль в основном направлялась на оплату работ по реконструкции и замену торгового оборудования.

Ввод в строй магазина в полном объеме позволил дополнительно создать 200 рабочих мест.

Для проведения анализ прибыли и рентабельности составим таблицу 4.

Таблица 4. Анализ прибыли и рентабельности

Показатели

9 мес.(тыс.р.)

2014 год

9 мес. (тыс. руб.)

2015 год

Факт

Расчет

Факт

% вып.

уд.

вес

% роста

рост в сопост. Ценах i=122,35

Общий товарооборот

14259039

20180000

21271674

105,4

149

121,9

Валовые доходы ВСЕГО

2699873

3793720

4068449

107,2

100

151

123,2

Валовые доходы без налогов

2573651

3409130

3672293

107,7

143

116,6

Прочие доходы

32085

37305,7

116

95,0

Прочие расходы

8058

5527

69

56,1

Издержки обращения

1897914

2924756

2915039

99,7

71,6

154

125,5

Прибыль от реализации

675737

484374,3

757254

156,3

112

91,6

в % к товарообороту

4,71

2,40

3,57

Прибыль отчетного года

699764

484374,3

789033

19,4

113

92,2

в % к товарообороту

4,88

2,40

3,72


Примечание. Источник: собственная разработка

Результаты деятельности ОАО «Базис Плюс» свидетельствует о том, что план по прибыли был перевыполнен, перевыполнение составило 618975 – 484374 = 134601 тыс.руб в сопоставимых ценах. Данное перевыполнение связано в первую очередь с тем, что издержки обращения вместо запланированных 2924756 тыс.руб составили 2381882 тыс.руб в сопоставимых ценах. Та же ситуация наблюдается и с прибылью отчетного года.

Рентабельность - эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов.

Рентабельность продаж:

R1 = Пр / В * 100%

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

R104 = 675737/ 14259039* 100% = 4,71%

R105 = 757254 /21271674 * 100% = 3,57%

Общая рентабельность:

R2 = Пбал / В * 100%

R204 = 699764 / 14259039 * 100% = 4,88%

R205 = 789033 / 21271674* 100% = 3,72%

Таким образом, для повышения рентабельности надо не только увеличить товарооборот, но также обеспечить увеличение доли прибыли в нём, то есть снизить издержки обращения, а также расширить поиск поставщиков товара для минимизации закупочной цены.

Анализируя данные произведённых выше расчётов, можно сделать следующие вывод: чем больше будет коммерческая активность предприятия в целом, и отдельно взятого работника, тем больше будет финансовый результат.

2.2.Практические аспекты реализации целей и функций управления в ОАО «Базис Плюс»

Одним из самых существенных решений при управлении является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:


  1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий
  2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая опре­деляет рабочие принципы предприятия
  3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

В миссию ОАO «Базис Плюс» также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Для того, чтобы чёткo следовать выбранной миссии организации необходимо установить определённую иерархию целeй, на достижение которых должна быть направлена вся её деятельность.

Общий характер целей предприятия направлен на постепенный рост, что подразумевает развитие фирмы большими темпами, чем отрасль в целом, то есть проявляется экспансия, завоевание рынка. Для движения в этом направлении необходимо глубокое знание рынка, изучение поведения конкурентов, предпочтений и потребностей клиента.

Долгосрочные цели, на которые ОАО «Базис Плюс» будет постоянно ориентироваться представлены ниже:

Таблица 5. Долгосрочные цели ОАО «Базис Плюс»

  1. Обеспечение рентабельности на уровне 15% годовых, учитывая инфляцию.
  1. Стать официальным продавцом популярных марок.
  1. Поддерживать имидж надёжной и стабильной фирмы.
  1. Стоимость продукции па уровне доступном обычному потребителю.

Примечание. Источник: собственная разработка

Краткосрочные цели устанавливаются для отдельных подразделений. Такие цели носят характер конкретных задач, решая которые в соответствии с выбранной миссией па предприятии достигаются более глобальные долгосрочные цели.

Теперь рассмотрим практические аспекты реализации функций управления на торговом предприятии на примере ОАО «Базис Плюс».

С этой целью проанализируем имеющиеся данные, характеризующие эффективность реализации функций управления на данном предприятии. Был проведен опрос сотрудников предприятия на предмет оценки деятельности руководства по созданию условий для оптимизации осуществления функций управления.

Таблица 6. Оценка характеристик своей работы сотрудниками

Факторы повышения производительности

Стимулируют интенсивность работы

Делают работу белее интересной

И то и другое

Хороший заработок

45

27

22

Оплата, связанная с результатами труда

43

31

16

Признание и одобрение хорошо выполненной работы

41

34

17

Работа, которая заставляет развивать свои способности

40

27

20

Работа, позволяющая думать самостоятельно

37

33

17

Высокая степень ответственности

36

35

18

Работа, требующая творческого подхода

35

31

20

Работа без больших напряжений и стрессов

15

61

13

Удобное расположение

21

56

12

На рабочем месте нет шума и чистая окружающая среда

21

56

1

12

Хорошие отношения в коллективе

17

54

13

Хорошие отношения с непосредственным начальником

19

52

12

Гибкий график работы

20

49

12

Значительные дополнительные льготы

27

45

18


Примечание. Источник: собственная разработка

Данные таблицы 6. позволяют говорить о том, что менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а иногда и просто показательные проекты привлекают всеобщее внимание (хотя часто и необоснованные надежды) вовлеченных в проект служащих.

Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент разнообразия, разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.

Осуществление руководством планирования как функции менеджмента на рассматриваемом предприятии позволяет сoтрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. Они разрабатываются на основе тщательного анализа работы, так как обладают сильным мотивирующим действием, которое при неблагоприятных условиях может привести к серьезному разочарованию.

Планирование занятия должностей на рассматриваемом предприятии проводится в виде планирования преемственности должностей и планирования занятия должностей. Если, по мнению руководителей подразделения на рассматриваемом предприятии, работник заслуживает стимулирования труда путем перспективного планирования карьеры, что отвечает интересам предприятия, то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником на рассматриваемом предприятии проводится беседа, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу на рассматриваемом предприятии проводит руководитель кадровой службы.

При выявлении у работника установки на продвижение, успех, самореализацию, признание на рассматриваемом предприятии руководство определяет соответствие выраженности ряда личностных качеств (профессионально важных) требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью. Другими словами, оцениваются личностные качества и их соответствие критериям профессионализма и профессиональной пригодности методами психологической диагностики.

Активно реализуется в коллективе ОАО «Базис Плюс» и такая функция менеджмента, как организация. Здесь для руководства, очевидно, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании.