Файл: Основные функции в системе менеджмента ( ОАО «Бaзис Плюс» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что безусловно снижает производительность труда в цeлом.

Вопрос организации вплотную соприкасается с понятиями "корпоративного духа" и "корпоративной культуры". Для руководства ОАО «Базис Плюс» очень важно "нарисовать" организационный, портрет всего коллектива. Это помогает правильно оценить те общие потребности, которые могут быть эффективно удовлетворены на рассматриваемом предприятии. Такой вид мотивации обходиться не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию "корпоративного сознания", что, несомненно, сказывается на производительности труда. Среди тех форм стимулирования, применяемых на рассматриваемом предприятии:

  • организация питания внутри компании;
  • помощь в получении дополнительного образования;
  • программы страхования;
  • проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • организация совместных поездок.

Применение таких форм коллективной мотивации может оказаться не только полезным, но и выгодным. Дело в том, что все сотрудники вынуждены тратить деньги на обеды и транспорт. Эти средства они получают от нас в виде зарплаты. Существующая ныне система налогообложения такова, что выплачивать сотрудникам высокие оклады и при этом не нарушать закон рассматриваемое предприятие не в состоянии из-за немыслимо высоких налоговых издержек. В то же время, оплата таких расходов ОАО «Базис Плюс» не влечет за собой столь высоких издержек. Таким образом, система оплаты части расходов сотрудников компанией выгодна и тем и другим. С другой стороны, большинство работников хотят иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию, спортивным сооружениям, получать дополнительное образование, иметь страховки и дополнительные пенсии. Однако эти расходы по карману далеко не всем. Если эти расходы берет на себя компания, то они становятся гораздо доступнее из-за того, что компании легче обеспечить меньшую стоимость этих услуг, чем отдельному человеку.

Достаточно активно развивается на рассматриваемом предприятии и такая функция менеджмента, как контроль.

Предварительный контроль обычно реализуется на предприятии в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа на предприятии уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником - как правило, на уровне отдела, секции. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Текущий и заключительный контроль на рассматриваемом предприятии основывается на обратных связях. Управляющие системы имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы. На рассматриваемом предприятии это проявляется на уровне отношений высшего звена управления с руководителями структурных подразделений.


Таким образом, в результате рассмотрения основных функций менеджмента можно сделать вывод о том, что на общем плане наиболее «хромающими» из них являются мотивация и планирование.

В качестве сильных сторон применения функций менеджмента на ОАО «Базис Плюс» можно указать следующие.

1.Осуществление руководством планирования как функции менеджмента на рассматриваемом предприятии позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. Они разрабатываются на основе тщательного анализа работы, так как обладают сильным мотивирующим действием, которое при неблагоприятных условиях может привести к серьезному разочарованию.

2.Планирование занятия должностей на рассматриваемом предприятии проводится в виде планирования преемственности должностей и планирования занятия должностей. Если, по мнению руководителей подразделения на рассматриваемом предприятии, работник заслуживает стимулирования труда путем перспективного планирования карьеры, что отвечает интересам предприятия, то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником на рассматриваемом предприятии проводится беседа, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу на рассматриваемом предприятии проводит руководитель кадровой службы.

3.При выявлении у работника установки на продвижение, успех, самореализацию, признание на рассматриваемом предприятии руководство определяет соответствие выраженности ряда личностных качеств (профессионально важных) требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью. Другими словами, оцениваются личностные качества и их соответствие критериям профессионализма и профессиональной пригодности методами психологической диагностики.

4.Для руководства рассматриваемого предприятия очень важно "нарисовать" организационный портрет всего коллектива. Это помогает правильно оценить те общие потребности, которые могут быть эффективно удовлетворены на рассматриваемом предприятии. Такой вид мотивации обходиться не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию "корпоративного сознания", что, несомненно, сказывается на производительности труда.


5.Применение форм коллективной мотивации может оказаться не только полезным, но и выгодным. Дело в том, что все сотрудники вынуждены тратить деньги на обеды и транспорт. Эти средства они получают в виде зарплаты. Существующая ныне система налогообложения такова, что выплачивать сотрудникам высокие оклады и при этом не нарушать закон рассматриваемое предприятие не в состоянии из-за немыслимо высоких налоговых издержек. В то же время, оплата таких расходов не влечет за собой столь высоких издержек. Таким образом, система оплаты части расходов сотрудников организации выгодна и тем и другим.

6.Текущий и заключительный контроль на рассматриваемом предприятии основывается на обратных связях. Управляющие системы имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы. На рассматриваемом предприятии это проявляется на уровне отношений высшего звена управления с руководителями структурных подразделений.

Слабые стороны применения функций менеджмента на ОАО «Базис Плюс» следующие:

1.Очевидно, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри организации. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта в чистом виде. Однако если организация не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда в целом.

2.Большинство работников хотят иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию, спортивным сооружениям, получать дополнительное образование, иметь страховки и дополнительные пенсии. Однако эти расходы по карману далеко не всем предприятиям, в том числе и рассматриваемому.

3. Недостаточно эффективно работает система контроля, направленная в большей степени на констатацию ситуации нежели её совершенствование. Поэтому необходимо обеспечить не только планирование мероприятий и контроль за их выполнением, но и проанализировать не выполнение запланированных показателей. Таким образом, ОАО «Базис Плюс» должно максимально реализовать сильные стороны применения функций менеджмента, и минимизировать влияние слабых сторон.


2.3. Направления оптимизации применения функций менеджмента на предприятии ОАО «Базис Плюс»

Как уже было отмечено выше, на рассматриваемом предприятии довольно хорошо поставлен процесс краткосрочного, оперативного планирования, но не существует долгосрочного, стратегического. Это выливается в то, что у ОАО «Базис Плюс» нет четко выраженной стратегии дальнейшего развития, нет стратегического видения, отсутствует миссия, как таковая.

Формулировка миссии является важной частью перехода предприятия к стратегическому управлению. Ведь миссия – это глобальная, общая цель, выработка которой означает определение направления движения предприятия.

Миссия организации дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства использует в своей деятельности, какова ее философия. В то же время она способствует формированию имиджа организации.

Хорошо сформулированная миссия должна прояснять, во-первых, то, чем является данное предприятие и каким оно стремится быть, а во-вторых, показать отличие предприятия от других ему подобных.

Миссия для ОАО «Базис Плюс» может выглядеть следующим образом: ОАО «Базис Плюс» - это организация, первостепеннейшая цель которой – удовлетворение потребности наших клиентов в высококачественных товарах наравне с высококачественным обслуживанием, чтобы каждый покупатель чувствовал себя единственным и незаменимым для каждого сотрудника.

Чтобы наиболее корректно сформулировать предназначение организации надо посмотреть на неё глазами людей, чьи интересы оказывают на её деятельность. Так, например, собственники видят предназначение фирмы в том, чтобы их капитал преумножался, и был бы защищен от любых посягательств. Ценностные ориентиры руководителей предприятия имеют экономический характер, основной критерий при решении стоящих задач это практичность и надежность, фирма должна расти и приносить прибыль.

Сотрудники считают, что фирма предназначена для того, чтобы они могли реализовать свои человеческие и личностные качества в дружественной обстановке за адекватное вознаграждение.

С точки зрения клиентов, фирма предназначена для удовлетворения их потребности приобрести и употребить качественный, но не дорогой продукт.

Деловые партнёры хотят быть уверенными в том, что фирма добросовестно выполнит свои обязательства.

Местное сообщество считает, что на предприятии должна обеспечиваться экологическая безопасность.


Общество в целом предполагает, что предприятие должно быть добросовестным налогоплательщиком, заботящимся о результатах своей деятельности, своих сотрудниках, окружающем мире.

Наиболее сильное влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников и клиентов. Отсюда вытекают следующие основополагающие принципы:

  1. Поддерживать минимальный уровень рентабельности (Рт).
  2. Формирование коллектива профессионалов и поддержание в нем здорового микроклимата.
  3. Повышенное качество (в сравнении с прямыми конкурентами) и широкий спектр услуг.

В связи с этим, миссию предприятия можно сформулировать как: «Добросовестно удовлетворять потребность человека».

Для того, чтобы чётко следовать выбранной миссии организации необходимо установить определённую иерархию целей, на достижение которых должна быть направлена вся её деятельность.

Общий характер целей предприятия направлен на постепенный рост, что подразумевает развитие фирмы большими темпами, чем отрасль в целом, то есть проявляется экспансия, завоёвывание рынка. Для движения в этом направлении необходимо глубокое знание рынка, изучение поведения конкурентов, предпочтений и потребностей клиента.

Стратегическое видение – перспективный взгляд на направления развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь. Стратегическое видение необходимо руководству организации для того, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив ее развития. Хорошо обоснованное видение – обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства.

Стратегическое видение: «Все силы нашей компании будут направлены на то, чтобы стать самой широкой сетью магазинов, доступных по ценам для всех покупателей и соответствующих по сервисному обслуживанию». Тогда стратегические цели ОАО «Базис Плюс» в увязке с финансовыми можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 3.1. Стратегические и финансовые цели ОАО «Базис Плюс»

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

2. ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ

1.Расширение сети фирменных магазинов, завоевание репутации лидера в глазах клиентов и конкурентов

1. Создание более диверсифицированной базы для получения прибыли.

2. Снижение издержек производства и реализации по сравнению с основными конкурентами.

2. Создание прочного финансового положения фирмы.

3. Повышение качества, разнообразия ассортимента продаваемой продукции

3. Увеличение среднего роста продаж продукции до 15% в год.

4. Улучшение обслуживания клиентов

4. Повышение рентабельности до 30%.