Файл: Россия в системе международных кредитных отношений(Понятие и особенности международных кредитных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Кредитно-финансовые отношения как форма внешнеэкономических связей в России

Сегодня Россия переживает экономический, демографический, формационный, государственный, идеологический, национальный, структурный, финансовый и моральный кризисы, и в этих тяжёлых условиях ей необходимо осознать свое место в международном обществе и в мировом хозяйстве.

Огромная страна необычайно богатая природными ресурсами имеет все предпосылки для экономического роста. Для этого требуется незаменимый компонент - финансовый капитал, которого не совсем достаточно в нашей стране. В сложившейся ситуации России необходимы иностранные кредиты и инвестиции, которые, как известно, могут оказывать значительное воздействие на развитие национальной экономики. Ввоз капитала сопровождается передачей технологий, организационного и управленческого опыта, результатов научно-технических исследований и разработок, что стимулирует экономический рост. Получение кредитов у мирового сообщества позволяет России занять более высокое место в иерархии развитых государств и влиться в процесс интеграции, без чего не возможно её дальнейшее полноценное экономическое развитие. Кредитно-финансовые отношения как форма внешнеэкономических связей широко используются в мировой практике как одна из наиболее действенных мер влияния на процессы, происходящие внутри страны.[9, с. 26]

По уровню экономического развития нынешняя Россия занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. Это двойственность может быть преодолена либо динамичным экономическим возрождением, и тогда Россия станет развитой страной, либо хроническим экономическим кризисом, т.е. переходом России в мировую зону слабо развитости и отсталости, либо сохранением нынешнего промежуточного положения ещё в течение какого-то исторически короткого периода, в конце которого неизбежен подъём или упадок.[9, с. 27]

Усилиями самой России снимается формационное противоречие с мировым сообществом, однако не до конца, поскольку она только вступила в переход от социализма к капитализму. Российская экономика длительное время останется смешанной и окончательный итог приватизации в многоукладной экономике представить сейчас невозможно, особенно в том случае, если мировая рыночная экономика не окажет России поддержки.

Структура российской экономики страдает острыми диспропорциями, причём главной из них остается явная несбалансированность между производством средств производства и предметов потребления, осложняемая к тому же особой ролью военно-промышленного комплекса в 1 подразделении. Структурная перестройка экономики России практически ещё не началась, и это создаёт перенапряжение и в экономике, и в обществе.


На экономическое развитие России огромное влияние оказывает её членство в ООН. Хотя финансовые возможности ООН и ограничены она может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему доноров. Кроме того, в Россию ежегодно по каналам ООН поступает научно-техническая и социально-экономическая информация, ноу-хау, документы и материалы на десятки миллионов долларов. Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения, входящие в состав ООН, выполняют важнейшую регулирующую роль в торговле и валютно-кредитной области ФТС. Их значение для российской экономики в контексте её перехода к рынку трудно переоценить. Так, например, процесс либерализации торговли в рамках имеет ключевое значение для российского экспорта, соглашения с МВФ рассматриваются как своего рода международные свидетельства платёжеспособности страны и необходимое условие её долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.

Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решать немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Это предполагает наличие сбалансированного и открытого (в рамках избранной стратегии) для нерезидентов внутреннего рынка товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.[7, с. 14]

В России фактически имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуются политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ.

В середине 90-х годов внутренняя конвертируемость рубля способствовала значительной долларизации сбережений россиян и, отчасти, наличного денежного оборота. В 1995 г. российские банки официально ввезли в Россию 20,16 млрд. долл. наличной валюты, т. е. примерно 135 долл. на каждого жителя. Вся денежная масса внутри России, по некоторым оценкам, составляет 50-60 млрд. долл. Эта цифра включает и до 20 млрд. наличных долларов, находящихся в обращении или в накоплениях россиян. Весь внутренний валовой продукт России для сравнения составляет немногим более 160 млрд. долл. (в пересчете по коммерческому курсу).[4, с. 22]


Интеграция России в мировое хозяйство дает возможность участия в операциях мирового рынка ссудного капитала, портфельных и прямых инвестиций. Однако эта возможность не может быть реализована в полной мере из-за существующих валютных ограничений, неблагоприятного инвестиционного климата в стране, бегства капиталов за рубеж, устойчивого состояния недоверия к национальной валюте.

Многие из перечисленных факторов, препятствующих полноценному участию России в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, связаны между собой. Так, сохранение ограничений в области движения капиталов в России обычно связывается с необходимостью борьбы с утечкой капитала. А утечка капитала, в свою очередь, связана с низкой степенью доверия к национальной валюте и т. д. В результате Россия остается пока вне мировых процессов интернационализации капитала и производства. Преодоление этого разрыва, активное участие России на мировом рынке предполагают активное продвижение по пути экономических реформ с одновременной подстройкой существующего хозяйственного механизма.[7, с. 15]

Важнейшим направлением валютной политики России является формирование экономического и валютного союза стран СНГ. При этом следует использовать богатый опыт формирования такого союза в рамках ЕС.

Вступление России в международные финансовые организации, такие как МВФ, дало возможности российской экономике для получения ссудного и предпринимательского капитала. Международные экономические и финансовые организации представили ряд кредитов нашей стране. Однако эти кредиты в пересчете на душу населения весьма незначительны и не могут оказать сколько-нибудь решающего влияния на ход экономических реформ.

В то же время из-за неплатежеспособности Россия фактически лишилась доступа к рынку средне- и долгосрочного ссудного капитала. Основная масса представленных ей кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты быстро не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Получая те или иные кредиты от международных организаций, нельзя забывать, что Россия является одним и крупнейших в мире должников. В 2016 г. ее внешний долг составил 120 млрд. долл. И хотя норма обслуживания долга (НОД) не является высокой (чуть больше 10%), т. е. на обслуживание внешнего долга выделяется более 10% экспортной выручки, тем не менее нарастание объемов внешней задолженности не позволяет в перспективе нормально развиваться российской экономике.


Следует подчеркнуть, что Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран по отношению к России в 2016 году, по разным оценкам, составил 190-176 млрд. долл. Как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу. Однако получить долг у развивающихся стран достаточно проблематично.

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и Беларусь. Исходя из того, что финансово-кредитная система стран СНГ находится в стадии становления и многие члены Содружества не в состоянии рассчитаться с долгами, считается: целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.[9, с. 28]

Таким образом, сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.

Глава 3 Перспектива развития сотрудничества России с международными финансовыми институтами

На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации.

Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки платежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Некоторые из них, например реформа жилищно-коммунального хозяйства, связаны с переходным периодом; другие, например развитие частно-государственных партнерств, направлены на создание новых движущих факторов экономической диверсификации и роста. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ - полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами.[9, с. 29]


Деятельность по управлению портфелем проектов должна быть сосредоточена на закрытии старых проектов, совершенствовании отчетности и мониторинга, отказа от сложных соглашений о субзаймах. К числу новых направлений сотрудничества можно отнести развитие регионов, содействие в создании частно-государственных партнерств и помощь России в решении вопросов глобального и регионального значения.

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.[9, с. 30]

Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов .

Также для совершенствования отношений России с международными финансовыми институтами необходимо:

- сотрудничество должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой международной финансовой организацией в качестве ее члена или на договорной основе;

- фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции международных финансовых институтах и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

- концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение заемные ресурсы - сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

- информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности;

- государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми институтами, на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в международных финансовых организациях.