Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов(Некоторые аспекты нотариата как правоохранительного орган).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Нотариат как публично-правовой институт выполняет важнейшую функцию, обеспечивая защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Деятельность нотариусов сложна, многогранна и охватывает значительную часть повседневной жизни участников гражданского оборота. Потребности общества и государства в институте нотариата в настоящее время увеличиваются, а потому существенно меняется подход к правовому регулированию этой деятельности.

В реальной жизни нотариат представлен нотариальными конторами, должностными лицами которых являются нотариусы. С февраля 1993 года нотариальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется как государственными, так и частнопрактикующими нотариусами. Долгое время на нотариуса смотрели как на юриста «второго сорта».

С увеличением количества сделок связанных с приобретением права собственности, с изменением действующего законодательства РФ нотариат стал испытывать к себе повышенный интерес, как со стороны государства и его исполнительной власти, так и со стороны предприятий и граждан. Во всех развитых странах нотариус – уважаемое лицо. Обычно к кандидатам, претендующим на занятие этих должностей, органами юстиции выдвигаются требования, как к образованию претендента, так и наличию у него длительной практики под руководством опытных юристов.

В Японии, например, гражданин должен поработать в суде, адвокатуре, органах прокуратуры, и только после этого может претендовать на должность нотариуса. В Российской Федерации нотариусом может стать только лицо с высшим юридическим образованием, сдавшее квалификационный экзамен, прошедшее стажировку в течение года у опытного нотариуса и получившее лицензию на этот вид деятельности. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц; охранять собственность путем совершения различных нотариальных действий; предупреждать соответствующие правонарушения и укреплять законность.

Целью курсовой работы является всесторонний анализ и характеристика нотариата в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю становления и развития нотариата в РФ.
  2. Проанализировать роль нотариата в современном гражданском праве.
  3. Дать характеристику конституционно-правовому регулированию нотариальной деятельности.
  4. Провести анализ правовых проблем российского нотариата на современном этапе.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, поделенной на две главы, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава рассматривает нотариат в контексте развития российской государственности. Вторая глава посвящена Правовому регулированию и проблемам современного российского нотариата.

Таким образом, назрела необходимость всестороннего изучения нотариата и какое особое положение он занимает в системе правоохранительных органов, так как профессия нотариуса сочетает в себе черты самых различных юридических профессий. Например, нотариуса сравнивают с судьей, адвокатом. Основное, что связывает нотариат с правосудием – это то, что их деятельность направлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используют своеобразные властные полномочия – суд в большей степени, нотариат в меньшей.

1 Некоторые аспекты нотариата как правоохранительного органа

1.1 Нотариат в системе правоохранительных органов

Статья 48 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Государство, гарантируя данное субъективное право, берёт на себя определённые юридические обязательства. К ним относится, в том числе, создание специальных учреждений, оказывающих правовую помощь гражданам.

Сделки с недвижимостью, легализация документов, свидетельствование подлинности документов – все это требует соблюдения определенной процедуры. Поэтому возникает необходимость в создании системы органов, которые, соблюдая унифицированные правила, могли бы обеспечить защиту прав сторон гражданского оборота.

Кто сможет обеспечить профессиональную защиту прав участников гражданского оборота? На первое место, естественно, можно поставить суд. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на судебную защиту. Но судебная процедура длительна и дорогостояща из-за привлечения юристов-профессионалов. Зачастую необходима превентивная защита прав, когда сам спор ещё не возник. Такая защита, напротив, должна исключать возможные последующие споры и служить надежной преградой для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников гражданского оборота.


Моделей установления превентивной защиты несколько. Это страхование сделок, государственная регистрация, ведение единых реестров, участие суда как арбитра гражданских правоотношений и т. д. Право многих стран исходит из того, что надежной защитой прав и интересов субъектов гражданских правоотношений является нотариальное удостоверение и свидетельствование специальными управомоченными органами и должностными лицами.

Традиционно они называются нотариальными органами. Центральное место в них принадлежит нотариусу, как самостоятельному субъекту правоотношений. Джанкарло Лаурини, председатель национального совета нотариата Италии, назвал деятельность нотариуса – «антипроцессуальной», цель которой исключить риск судебных споров[1].

Исходя из этого, к системе учреждений, создание которых предназначено для обеспечения права, закреплённого статьёй 48 Конституции Российской Федерации, относится и нотариат. Анализируя значение данного института, следует отметить, что его предназначение (центральное место) основывается в особого рода вида деятельности – нотариальной. Само же институциональное наполнение носит вторичный характер. Это означает, что нотариальные действия могут осуществлять как нотариусы – специальные субъекты правоохранительных отношений, так и иные должностные лица. Тем более, что российское законодательство предоставляет право совершения нотариальных действий должностным лицам консульских учреждений, органов местного самоуправления. Соответственно нельзя не выделить особенности самой нотариальной деятельности.

Основная задача нотариальной деятельности – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства РФ о нотариате – далее Основы о нотариате). В то же время региональное законодательство более подробно в этом вопросе. Так, Закон Смоленской области «О нотариате» (статья 1) устанавливает следующие задачи нотариата: - защита гарантированных Конституцией Российской Федерации имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц; - укрепление законности; - предотвращение правонарушений в сфере имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, а также совершения иных нотариальных действий.

По своей природе нотариальная деятельность – правоохранительная деятельность, что позволяет институт нотариата причислять к системе правоохранительных органов. Нотариальная деятельность осуществляется от имени государства. Нотариальная деятельность является разновидностью профессиональной юридической деятельности, представляет собой гарантию права гражданина на квалифицированную юридическую помощь. Нотариальная деятельность основывается на принципе возмездности, хотя и не считается предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В соответствии со статьёй 22 Основ о нотариате нотариальное действие признаётся совершённым после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.


Нотариальная деятельность является подзаконной деятельностью, строго регламентирована правом и формализована. Соблюдение процессуальной формы выступает как обязательное условие законности совершения нотариального действия. Возвращаясь к истокам современного российского нотариата, следует отметить, что его становление было противоречивым.

Нотариат в системе правоохранительных органов занимал различное место. В годы, предшествующие экономическим реформам 90-х годов нашего столетия, нотариус выступал в качестве государственного чиновника, зависимого от аппарата управления, подчинённого ему. Процессуальная деятельность нотариуса была в основном техническая и заключалась в строгом соблюдении правил оформления документов, утверждённых органами юстиции СССР. Нотариус Советского Союза рассматривался как обычный клерк, в чьи функции входило лишь решение технических задач, связанных с обеспечением гражданского оборота. Юридического образования для занятия должности нотариуса не требовалось.

Как метко отметил Президент Федеральной нотариальной палаты Е.Н. Клячин, нотариальная контора воспринималась как «своеобразное место ссылки для юристов, не имеющих возможности устроиться на работу в иных структурах»[2].

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в феврале 1993 года, по-новому отнеслись к нотариусу как к участнику правовых отношений. Был введён нотариус, занимающийся частной практикой. Ничего подобного система государственного управления нотариатом ещё не опробовала. Поэтому Основы о нотариате отчасти стали экспериментом.

Многое, как показало время, было неудачным. Главный недостаток видится в том, что законодатель 1991-1993 годов от эйфории серьёзных перемен пробовал решить новые задачи с помощью способов и методов, характерных для советского строя. Так частный нотариат был введён абсолютно с нуля, без какой-либо вообще продуманной концепции. Итог: безответственность лица, обладающего значительной властью в гражданском обороте. Учитывая деловую активность того времени, связанную с переделом собственности и становлением национального класса буржуа, нотариусы, действуя от имени государства, но, не отвечая перед ним, стали перед соблазном нарушения закона и пополнением собственного капитала.

Обращает внимание, что даже в Федеративной Республике Германия (где спокойно, без жестоких переделов и коррупционных скандалов, развиваются рыночные отношения) устанавливается ответственность нотариуса в размере до 100 тысяч евро за проявление страсти к наживе. Всё это породило негативное отношение к институту нотариата вообще. Результатом стало полное отлучение нотариуса от оборота недвижимости.


Государство решило экономическим путём вынудить нотариусов самим активизироваться в решении проблем их правового статуса. Как предполагается, такая позиция со стороны носителей власти не является правильной и оправданной. Если выражаться образно: нотариус – это не полевой вредитель, с которым необходимо бороться, а институт, выполняющий позитивные функции обеспечения прав участников гражданского оборота. У государства есть все рычаги, чтобы любые проблемные вопросы разрешить в конструктивном ключе. Если есть какие-то претензии к конкретным нотариусам, то невольно задаешься вопросом: почему отмалчиваются правоохранительные органы? Если есть системные ошибки в организации всего института, то почему не вносятся изменения в Основы о нотариате или не принимается новый федеральный закон. Законодательный орган ведь не находится под влиянием нотариусов. По-видимому, российский законодатель должен чётко выработать концепцию о месте и роли нотариата в системе правоотношений. Именно от этого зависит в будущем его развитие.

Пока складывается впечатление, что нотариат либо придёт к государственному, как, например, имело место в Финляндии, либо нотариальные функции будут поделены между адвокатами и каким-то государственными органами (возможно мировыми судьями, либо учреждениями юстиции). В любом случае – приоритет в решении этого вопроса безусловно за органами государственной власти.

Однако возможен и иной вариант развития нотариата – систематизация в нём полномочий, связанных с оборотом недвижимости: ведение реестра недвижимости, выполнение функций государственного регистратора прав на недвижимость. Интересен в этом опыт Республики Беларусь, где создана практика «одного окна». Гражданину достаточно обратиться к нотариусу за выполнением того или иного действия. Нотариус сам запрашивает все необходимые документы. Подобная модель отчасти реализована во Франции.

Теория управления определяет, что управление представляет целенаправленный процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Этот принцип применим к любому объекту воздействия со стороны государства.

В настоящее время институт нотариата не представляет собой системного блока воплощения названных функций. Некоторые из них выполняются государственными органами, некоторые негосударственными образованьями, то естественно предполагает наличие многих неразрешённых проблем. Министерство юстиции Российской Федерации нормами Основ о нотариате не определяется уполномоченным органом управления. Компетенция в данной области не носит для министерства системного характера. Есть только отдельные части норм закона, определяющие то или иное конкретное полномочие.