Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов(Некоторые аспекты нотариата как правоохранительного орган).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобная конструкция не отражает потребности содержания управления нотариатом. Более того, функция управления нотариатом перераспределена между Министерством юстиции РФ и Федеральной регистрационной службой. К тому же государственные органы во многом привыкло, что нотариат развивается сам по себе. Если характер отношений изменится, то большинство государственных чиновников не обрадуется появлением новых дополнительных функций.

Представляется, что подобные недостатки должны быть устранены в новом законодательном акте, посвящённом данной проблеме. Особо острыми являются дискуссии вокруг осуществления контрольных функций государственными органами. Поэтому, учитывая международный опыт регулирования института нотариата, анализируя опыт применения действующих Основ о нотариате, можно прийти к следующим выводам относительно природы контроля за нотариальной деятельностью: – необходимо разработать механизм государственного контроля за профессиональной деятельностью нотариуса; контрольными функциями должны обладать, в первую очередь, государственные органы юстиции при сохранении гарантий прав нотариусов, обеспечиваемых возможностью судебного обжалования решений органов юстиции; – необходимо в законе предусмотреть процессуальные вопросы осуществления дисциплинарного принуждения к нотариусу, совершившему противоправный поступок при осуществлении профессиональных функций.

Правом возбуждения дисциплинарного производства должны обладать и должностные лица нотариальной палаты и органов юстиции. Основанием производства должны быть не только обращения граждан, а также факты нарушений, выявленные при проведении текущих проверок; – федеральный закон о нотариате должен закрепить возможность органов юстиции отстранять нотариуса от осуществления профессиональных функций до решения вопроса о привлечении его к ответственности по существу. Срок отстранения должен быть ограничен строгими временными рамками – представляется, что это должно быть не более полугода.

Лишение же права заниматься нотариальной практикой должно производиться только на основании судебного решения. Поскольку разрешение таких дел не содержит предметом спора о праве, необходимо, чтобы в новом законе были урегулированы и процессуальные вопросы, а также гарантии прав нотариуса. – необходимо дать чёткие понятия «дисциплинарного проступка» и «действий, не совместимых с высоким званием нотариуса», должна быть установлена градация мер государственного принуждения в зависимости от характера противоправного деяния; – в федеральном законе о нотариате представляется возможным закрепить порядок оплаты нотариального тарифа, за правильностью определения которого также должен следить орган юстиции. Налоговые органы контролируют лишь правильность исчисления и уплаты налога.


Нотариальный тариф имеет иную природу и будет не правильным возлагать на налоговые органы обязанность, не свойственную им; 88 – данные рекомендации имеют актуальность только при условии чёткого законодательного закрепления института нотариата и будут нуждаться в значительной корректировке, если нотариат «растворится» в адвокатуре, а многие нотариальные функции начнут выполнять государственные органы, мировые судьи, должностные лица исполнительных органов местного самоуправления. Рассматривая Основы о нотариате, можно сделать вывод, что «партнёром» органов юстиции по реализации многих управленческих функций является нотариальная палата. Возможность такого партнёрства, его природа, степень участия в принятии решений необходимо изучать исходя из требований Конституции России.

Следует отметить, что нотариальная палата не является публичным учреждением. В соответствии с характеристикой, обозначенной Конституционным Судом РФ в своем Постановлении от 19 мая 1998 года, палата выполняет публичное предназначение. Она не подотчётна государству, так как Основы о нотариате закрепляют её главный признак деятельности – самоуправление. Государство не участвует в формировании её руководящих органов. Устав не утверждается государственными органами, а регистрируется.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ в настоящее время не предусматривает создания зарубежных аналогов публичных корпораций в России. Поэтому нуждается в тщательном взвешенном анализе позиция Конституционного Суда РФ, рассмотревшего подробно функции нотариальной палаты, но не определившего природу нотариальной палаты с точки зрения российского законодательства, так как именно это является самым уязвимым местом всей логики Постановления.

Статья 40 проекта Федерального закона «О нотариате» определяет нотариальную палату как некоммерческую организацию – профессиональную корпорацию, основанную на обязательном членстве нотариусов. Нотариальная палата является юридическим лицом. В субъекте РФ может быть создана только одна нотариальная палата. Статья 42 закрепляет, что нотариусы, назначенные на должность нотариуса в субъекте РФ, с момента назначения на должность становятся членами нотариальной палаты субъекта РФ. Устанавливается обязательность уплаты членских взносов. Все эти положения носят чисто политический характер, не имея пока ничего общего с соответствием общим началам гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ относит некоммерческую организацию к юридическим лицам частного права. Это говорит о том, что необходимо провести работу по согласованию федеральных правовых актов. Законодатель должен создать четкую правовую базу для создания и деятельности профессиональных корпораций. Кстати многими «нестыковками» страдает и федеральный закон, устанавливающий статус адвокатуры. Необходимо определиться со значением нотариального удостоверения в современных условиях.


В соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделки осуществляется путём совершения на документе «удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие» (статья 163). Ранее действовавший Гражданский кодекс РСФСР не говорил о сущности нотариального удостоверения. Действительно нотариус при ранее действовавшем законодательстве выполнял функцию арбитра в гражданских правоотношениях.

Сейчас поскольку его роль сводится только к совершению удостоверительной надписи, то и соответственно всё меньше оснований утверждать о правообеспечительных функциях нотариата. Значение нотариального акта не в проставлении надписи, а в придании особой юридической силы всему документу. В настоящее время нотариус вытесняется из гражданского оборота. Доверенности в большинстве своём не требуют нотариального удостоверения, могут быть заверены по месту жительства и по месту работы. Копии документов заверяются по месту требования. Постигла такая же участь и сделки с недвижимостью. Тем более, что и ранее большинство сделок с недвижимостью (гаражи, дома в сельской местности, сделки между юридическими лицами) не требовало нотариального удостоверения. Все приведенные обстоятельства не укрепляют институт нотариата, а «размывают» его. Вышеприведённые положения свидетельствуют о том, что нотариат во многом стал заложником серьёзных формальных недоработок, которые тормозят развитие столь важного института оказания позитивных юридических услуг, что, в конечном счёте, может привести к полному исключению нотариуса из гражданского оборота.

Государство, не снимая с себя ответственности за возможные злоупотребления, не должно отходить в сторону, ограждаясь профессиональным объединением, предоставляя самому с собой право разобраться в своих проблемах. Монополия, кастовость, сословная ответственность – это традиционные начала уходящего столетия, которые при изменении социальной сущности государства перестают быть актуальными, и в конечном итоге становятся тормозом творческого развития данных институтов. В этой части следует согласиться с В.В. Ярковым: «Будущее у нотариата в России несомненно есть, но у нотариата, который сможет измениться и ответить упреждающе на вызовы, которые ему бросает изменяющаяся политико-правовая ситуация, новые социально-экономические реалии России, новые потребности гражданского оборота»[3].


1.2 Роль нотариата в современном гражданском праве

Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.

Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, изменяются экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества, ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то, что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами[4].

В настоящее время российский нотариат на пути к существенным изменениям. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека; равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и т.п. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Конституцией гарантируется право наследования. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Нотариат призван обеспечивать реализацию указанных конституционных прав граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации[5].

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате рассматривает нотариат как систему органов и как специальные действия. Следовательно, значение термина «нотариат» неоднозначно. Традиционная точка зрения исходит из того, что нотариат считается системой специальных органов. Другая точка зрения исходит из того, что нотариат представляет собой прежде всего систему специальных нотариальных действий. Данное определение оправдано тем, что научная литература рассматривает нотариальную деятельность как категорию. Чаще всего оно встречается в литературе, посвященной непосредственно нотариату[6].


Основы законодательства РФ о нотариате не включают в себя официальное понятие нотариата, но в них часто идет речь о нотариальной деятельности. В региональных законах, в отличие от федерального акта, предпринимаются попытки нормативно определить понятие нотариата. Задачами нотариата являются охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений; укрепление законности и правопорядка; предупреждение правонарушений путём своевременного и соответствующего нормам законодательства Российской Федерации удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий[7].

Суть деятельности нотариальных органов состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и их закрепление в установленной юридической форме[8]. В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий.

С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче гражданину свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников.

Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций либо прокурору. Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер. В случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официальное подтверждение нотариальным органом являются бесспорными и достаточными.

Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличие от судебной, предметом которой по преимуществу являются споры о материальном праве. Так, если по поводу имущества, оставшегося после умершего, возникает спор между наследниками, то он подлежит разрешению в суде, причём суд не связан свидетельством нотариального органа о наследственных правах сторон спора на наследственное имущество[9].