Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов(Некоторые аспекты нотариата как правоохранительного орган).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К органам, уполномоченным на совершение нотариальных действий, относятся: – нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе; – нотариусы, занимающиеся частной практикой; – главы местной администрации поселения и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения; – должностные лица консульских учреждений.

Как видно, в систему нотариальных органов входят как собственно нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией.

Статус каждого субъекта существенно различается. Не для всех из них нотариальная деятельность является основной функцией. Только нотариусы осуществляют ее на профессиональной основе. Статья 2 Основ о нотариате определяет условия, при наличии которых гражданин может обладать таким специальным статусом: – гражданство Российской Федерации; – наличие высшего юридического образования; – прохождение стажировки сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; – сдача квалификационного экзамена; – наличие лицензии на право нотариальной деятельности.

Правозащитная функция нотариата реализуется также благодаря особым свойствам нотариальных действий, лежащим в признаках нотариальной деятельности. В соответствии со статьей 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе «удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие».

В Гражданском кодексе РСФСР не говорилось о сущности нотариального удостоверения. При ранее действовавшем законодательстве нотариус отчасти выполнял функцию арбитра в гражданских правоотношениях, что закреплялось в законе о нотариате. Подтверждением может служить тот факт, что нотариат включался в систему правоохранительных органов. На органы нотариата возлагалась обязанность отслеживать факты нарушения социалистической законности. Причем о наличии таких фактов нотариус должен был уведомить органы прокуратуры.

Советское гражданское право трудно назвать классической отраслью частного права (если при принятии первого советского ГК вожди пролетариата четко писали, что в нем не должно быть что-либо частного), поэтому и нотариус был представителем именно системы публичных органов и осуществлял публичное воздействие на гражданско-правовые отношения.

Сейчас роль нотариата сводится только к совершению удостоверительной надписи, то все меньше оснований утверждать о прямых функциях нотариата по воздействию на гражданские правоотношения. Н. Сучкова указывает: «Как представляется, исключение нотариата из сферы гражданского оборота, по сути дела, продиктовано тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации стал рассматривать российский нотариата как частноправовой институт. Статья 163 Кодекса предусматривает именно такой вариант, когда сводит нотариальное удостоверение просто к проставлению соответствующей надписи»[17].


Нетрудно заметить еще одну определенную тенденцию: происходит постепенное «вымывание» значения нотариального удостоверения. Подавляющее большинство нормативных актов идет по пути установления перечня документов, копии которых могут заверяться по месту требования или иными уполномоченными должностными лицами, кроме нотариусов. Нотариус не является монополистом «на селе».

Согласно статье 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в поселении нотариуса право совершать некоторые нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселение может быть городским или сельским.

В условиях российской действительности нотариус, как правило, функционирует в центре административно-территориальной единицы. Понятно, что не во многих сельских поселениях присутствует нотариус. В то же время есть территории с высокой плотностью населения, когда трудно говорить о недоступности нотариальных услуг, но при формальном отсутствии нотариуса в конкретном сельском поселении в них указанные услуги могут быть оказаны должностными лицами местного самоуправления.

Закон не учитывает, есть ли на самом деле проблема в том, чтобы обратиться именно к нотариусу, который в любом случае является основным субъектом осуществления нотариальной помощи. Зато налицо проблема оказания качественных услуг в условиях дефицита профессионального кадрового состава в муниципалитетах. Кроме того, можно наблюдать последовательное сокращение видов сделок, требующих нотариального удостоверения. К этому можно добавить вытеснение нотариуса из информационного поля в сфере оборота с недвижимостью. Нотариус фактически не может служить гарантом надежности сделок данного вида, так как в любом случае он является вторичным получателем информации, а не ее держателем, как регистрационные органы. Ко всему этому добавляется уменьшение финансовой основы нотариальной деятельности.

Сама история изменения ставок государственной пошлины свидетельствует об их последовательном уменьшении в отношении нотариальных действий. Во многих регионах нотариат становится экономически невыгодным, так как обращение к нотариусу объективно не обусловлено. Если же нотариус ставится на грань выживания, то ему приходится участвовать в конкурентной борьбе с другими участниками рынка юридических услуг за ту нишу, которая является уже предпринимательством.


С учетом потенциала нотариата вряд ли данные тенденции следует признать как правильные, соответствующие современным реалиям. Движение в этом направлении может привести к тому, что нотариус станет равным участником гражданских правоотношений без наличия особых властных полномочий. Иными словами: лицом, оказывающим физическим и юридическим лицам правовые услуги на основании гражданско-правового договора.

Сформулируем общие выводы:

1. В настоящее время нотариат Российской Федерации представляет собой систему специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленных действующим законодательством. В систему нотариальных органов входят как собственно нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией. Статус каждого субъекта существенно различается.

2. Основная функция нотариата заключается в защите прав и интересов участников гражданского оборота, которая достигается путем совершения нотариальных действий. Формализующим началом нотариального действия выступает нотариальный акт, как особая правовая форма процессуальной деятельности нотариуса.

3. Нотариат сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала. С одной стороны – он защищает интересы субъектов в частноправовой сфере. С другой стороны такая защита достигается путем действия публичных механизмов. Исходя из этого, понятие нотариата исключительно как института гражданского общества имеет ряд существенных недостатков.

Нельзя забывать, что нотариус действует от имени государства. 18 ноября 2011 г. в «Российской газете» был опубликован проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Следует высоко оценить работу авторов проекта по совершенствованию нотариального производства и организации нотариата. В вопросах процедуры можно выделять в нем полноценные стадии, которые имеет свои границы, особенности и процессуальную завершенность. Определены практически все спорные вопросы, которые находили свое обсуждение на страницах юридической печати. Их так много, что перечисление займет значительное место.

Определен статус нотариальной палаты, уточнены условия занятия должности нотариуса и осуществления профессиональной деятельности. В то же время следует высказать ряд практических замечаний.

Во- первых, необходимо завершить работу над проектом, чтобы данный документ получил качества полноценного закона. Во-вторых, необходимо четко обозначить правозащитную деятельность нотариата, его исключительность в процессе придания особой юридической силы документам, прошедшим процедуру нотариального удостоверения.


В-третьих, необходимо разрешить те моменты, которые являются «раздражителями» в налаживании отношений с органами государственной власти. К таковым, в первую очередь, относится осуществление государственного контроля как за самим нотариусом, так и за органами самоуправления (нотариальными палатами).

Заключение

Современный нотариат стоит на пороге масштабного реформирования. Оно затронет весь правовой институт целиком и будет касаться и его организации и его компетенции. Очевидно, что в тот или иной 30 исторический период с учетом своих интересов государство корректирует деятельность социально значимых институтов. Но исходя из этой же социальной значимости института нотариата наиболее приемлемой будет являться перспектива гармоничного сочетания в нотариате общественных и государственных интересов.

Следует отметить, что нотариат — в силу своего публично-правового характера, четкой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования достаточно широкого круга доказательств — способствует повышению эффективности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов недвижимости, подлежащих регистрации. Это еще раз подтверждает положения об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью и необходимости разработки полноценной системы взаимодействия нотариата с правоохранительными органами по включению нотариата в данную систему с учетом особенностей его деятельности.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что внебюджетный российский нотариат, уже добившийся признания как важный правоохранительный институт общества, имеет значительный потенциал развития, способен оказать благотворительное воздействие в контексте реформ судебной системы, государственного управления, ускорения темпов экономического роста и реализации концепции социального государства.

Однако без определенных реформ организации нотариата, совершенствования форм и методов нотариальной деятельности реализация его позитивных возможностей будет весьма затруднена.

На данном этапе основные составляющие реформирования нотариата в России заключаются в следующем:

укрепление публично- правового статуса нотариата; совершенствование нотариальных процедур;

усиление взаимодействия с государственными органами; совершенствование системы внутреннего и внешнего контроля за осуществлением нотариальной деятельности;


совершенствование системы индивидуального страхования ответственности нотариусов и создание системы коллективных гарантий;

расширение нотариальной компетенции (признание обязательной компетенции нотариата в сфере оборота недвижимости, наследственных правоотношений, семейном, международном частном праве и др.).

Безусловно, предложенные направления совершенствования российского института нотариата не носят исчерпывающего и статичного характера, следует только отметить, что как фундаментальное и древнее правовое явление, институт нотариата нуждается также в специальном философском и культурологическом осмыслении, в восстановлении доверия граждан к данному институту, в изменении представления граждан о нотариате как охранно-контролирующей бюрократической машине.

Список использованной литературы

1. О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1- ФКЗ (ред. от 25.12.2014) // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 04.03.2016) // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4532.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.08.2016) // Собрание законодательства РФ (далее — СЗ РФ). 1994. №32. Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3 от 26.11.2001, №146-ФЗ (ред. от 14.06.2014) // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 01.03.2016) // СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3340.

6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 04.08.2016) // СЗ РФ. 1997. №30, Ст. 3594.

7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате / (утв. ВС РФ. 1993 № 4462-1) (ред. от 05.04.2015 № 43-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993, №10. Ст. 357.

8. О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации : проект ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2011/11/18/notariat-site-dok.html.

9. Актуальные вопросы нотариальной деятельности: материалы семинара с представителями и методистами нотариальных палат субъектов Российской Федерации. М., 2010 (Сер. «Библиотека “Нотариального вестника”»). Нотариат в Российской Федерации: актуальные проблемы.

10. Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате в сфере удостоверения сделок с недвижимостью // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2015.

11. Волкова Н.А., Щербачева Л.В. Нотариат: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2016.

12. Герасимов А.В. Органы государственной безопасности в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект): дис. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2014.