Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования ( Теоретические основы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм управления налоговой системой – это совокупность правовых норм, организационных мер и разных рычагов воздействия, которые определяют порядок управления налоговой системой страны и направлены на приведение этой системы в соответствие с методами, целями и формами государственной налоговой политики.

Организационная структура – это внутреннее устройство механизма управления налоговой системой. Она строится на иерархической основе, где нижестоящие уровни подчиняются вышестоящим уровням управления (рис. 4).

Вертикаль управляющего воздействия

Федеральное

Собрание РФ

Горизонтальные

воздействия

Инспекции ФНС по районам, городам

Представительные органы местного самоуправления

Президент РФ

Территориальные

органы федеральных

служб

Управления ФНС по субъектам РФ

Органы исполнительной

власти субъектов РФ

Законодательные органы

субъектов РФ

ФТС РФ

Другие службы

ФНС РФ

Минэкономразвития РФ

Минфин РФ

Правительство РФ

Рисунок 4 – Организационная структура механизма управления налоговой системой [6, c. 17]

Из рисунка видно, что структура механизма управления налоговой системой является вертикально-линейной, когда реализация отношений субъектов этого механизма, организационно подчинено друг другу. Действие механизма управления осуществляется с помощью одного из элементов самой налоговой системы, а именно налогового администрирования. Деятельность государственных органов по управлению налоговой системой носит надведомственный характер. Изданные ими акты обязательны для всех органов государственного управления и местного самоуправления, не подчиненных им учреждений, предприятий, организаций и граждан.

Механизм управления налоговой системой страны имеет следующие признаки:

- строгая иерархичность построения;

- сочетание вертикальных и горизонтальных управляющих воздействий;

- федеральное устройство его построения;

- надведомственный характер методов управления;

- наличие сигналов обратного управляющего воздействия;

- реализация этого механизма через элементы самой налоговой системы.

Таким образом, налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность правил и норм, устанавливающих правомочия и систему ответственности сторон, которые участвуют в налоговых правоотношениях. Российская налоговая система классифицируется как умеренно фискальная, косвенная, централизованная, нейтральная.


Большинство экспертов утверждает, что в настоящее время, когда принят курс на модернизацию российской экономики, необходимо его подкреплять не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ

3.1 Проблемы современной налоговой системы России

Налоги представляют собой основной регулятор воспроизводственного процесса в целом, оказывая влияние на пропорции, условия и темпы функционирования экономики.

Проблема налогов – это одна из самых сложных при осуществлении проводимой в России экономической реформы. В настоящее время нет иного аспекта реформы, подвергаемого настолько серьезной критике и являющегося предметом столь жарких дискуссий, а также объектом анализа и разнородных идей по реформированию. Между тем, налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений и она во многом влияет на успешность экономических преобразований.

Можно определить 3 направления в налоговой политике страны:

Современное общество имеет значительный дисбаланс основных составляющих. Главной диспропорцией развития является то, что одновременно с демократизацией общества не состоялась демократизация экономики. Напротив, процессы происходят в противоположных направлениях.

-  максимизация налогов, которую характеризует принцип «брать все, что возможно»;

Сегодня одной из наиболее острых проблем экономического развития, усиливает существование других проблем и, в отношении которого, современный мир не имеет модели решения - это растущий разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами, в которых проживает большая часть населения планеты. Проблема экономического неравенства не обошла и Европейский Союз. Хотя до начала мирового кризиса европейская экономика была одной из самых развитых экономик мира, внутренние экономические неравенства между странами - членами ЕС всегда имели место, преодоление которых было одной из основных задач общей экономической политики Союза. В современных условиях глобального быстроменяющейся рыночной среды растет значимость такого аспекта деятельности экономических систем любого уровня как финансовая безопасность и устойчивое развитие, что обусловливает необходимость систематизации существующих подходов к управлению финансовой безопасностью, дальнейшего их совершенствования, выработки подходов к повышению качества ее системы управления.


- установление разумных налогов, способствующее развитию предпринимательства посредством обеспечения положительного налогового климата;

Осмысление произведенных в разные культурно - исторические периоды философско - педагогических идей необходимо для решения проблем, стоящих перед теорией обучения сегодня. Постоянное увеличение количества знаний в различных областях человеческой деятельности, дифференциация наук, развитие информационного общества - это основные факторы, которые обусловливают необходимость постоянного пересмотра не только содержания, структуры, но и методов обучения, которое должно ввести человека в жизни, вооружив ее и навыками к самостоятельному мышления, и необходимыми знаниями.

- политика, которая предусматривает достаточно большой уровень налогообложения при существенной социальной защите населения.

Прежде всего необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Суть единого человечества кроется в его первооснову, то есть в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность - человечество. Мир связан в единое целое: а ) всеохватывающим характером научно -технического прогресса, б ) процессами интернационализации мирохозяйственных связей в производстве и обмене в) новой всемирной роли средств массовой информации и коммуникации г ) глобальными проблемами человечества ( опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриально и техногенная, но в конце XX - начале XXI в. она постепенно переходит в информационную. Перспективы ее развития будут положительные только в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативе, для того, чтобы люди чувствовали счастье и радость, - вот единственно прогрессивное направление развития человечества. Современному миру присуща и противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое, как этажи многоэтажного дома: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах, в сырье и др.. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, то есть те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а потому требуют безотлагательного решения, причем усилиями народов всех стран.


В экономически развитых странах преобладающими являются два последних направления. Для нашей страны характерным является первый, или фискальный тип политики, в рамках которого для государства уготована «налоговая ловушка», при которой повышение налогов не сопровождает рост доходов государства.

Фискальное ориентирование налогового производства на практике выражается в определении жесткого регламента относительно налогооблагаемой базы. Результатом этого стало требование необходимости обособить налоговый учет от системы бухгалтерского. Совокупное бремя платежей и налогов в РФ сейчас намного выше, нежели в зарубежных развитых странах. Для роста промышленности и сельского хозяйства нужны средства. Чтобы имели место средства наполнения доходной части бюджета, государству приходится повышать налоги. В итоге ни одно физическое или юридическое лицо не способно действительно заплатить налоги и инвестировать средства в рост производства. Потому, имеет место рост теневой экономики, сокрытие налогов и неплатежи, [11, c. 6].

Таким образом, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. На протяжении всей истории человечества одним из ключевых факторов социально - экономического развития был и остается процесс получения, систематизации, практического применения и трансфера знаний об объективной реальности. С момента появления человечеством простейших орудий труда и элементарных технологий возможность распространения информации об изобретении и навыков его использования определяла способность социальных групп эффективно трансформировать окружения с целью обеспечения себя необходимыми для дальнейшего существования ресурсами и преодоления угроз, возникающих в результате негативных явлений внешней среды.

В число основных проблем отечественной налоговой системы могут быть включены следующие:

- чрзмрн налгв брмя, взлжнн на налгплатльщика;‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬


− Сложность налогового законодательства.

Налоговый кодекс РФ чересчур объемен и сложен в применении, и это значительно осложняет и так сильно запутанные отношения, касающиеся исчисления и уплаты сборов и налогов.

Недостаточная ясность и четкость положений нормативной документации по налогообложению, их противоречивость и запутанность затрудняют изучение их налогоплательщиком, что приводит к неизбежным ошибкам при вычислении налогов. Что, между тем, открывает огромные возможности для неверного отражения налоговой политики, а также субъективного понимания законодательства.

Кроме того одновременно с законами действует большое количество подзаконных актов: инструкции, изменения, дополнения к ним, разъяснения и пр. Этим, главным образом, затрудняется работа налоговых служб.

Это свидетельствует о том, что основным механизмом первичных объединений выступала регламентирована форма обеспечения "общение " разных племен и народов, которая в то время выступала мощным фактором становления глобальных форм сосуществования. Итак, учитывая исторический контекст данного явления и исходя из современных глобализационных реалий, методологически правильным является поставить вопрос о становлении новой формы социальной организации - глобальное общество.

− Нестабильность налогового законодательства.

Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так характеризует состояние и развитие современной экономической системы. Все более острым становится вопрос развития стран с переходной экономикой и развивающихся, так негативные последствия глобализации отражаются на них больше.

Значительной является также нестабильность налогового законодательства. Налоговый кодекс очень несовершенен, он постоянно нуждается в изменениях и дополнениях. Ликвидация же предусмотренных ранее налоговых льгот, и внесение изменений и поправок, обладающих обратной силой, являются еще одним риском инвесторов.

Главной проблемой Налогового кодекса РФ, как считается, является то, что он не отражает комплексный характер налоговых отношений в качестве особых властных отношений, которые возникают в рамках процесса налогообложения.

− Проблема налогового администрирования. Налоговая система в РФ остается по-прежнему очень громоздкой, непродуктивной и неэкономичной. Большое число налогов, сложные методики расчета, наличие огромного числа бюрократических операций вызывают значительное повышение трудоемкости, налогового инспектирования и налогового учета.