Файл: Особенности функционирования олигополий в российской экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют два вида олигополии:

  1. предполагает, что несколько производителей производят одинаковые товары;
  2. несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако в обоих случаях товаропроизводители создают взаимозависимость своих продаж, объемов производства и инвестиций. Если одна фирма повышает цену своего изделия, то и другие производители повысят цену.

Вход и выход на олигополистический рынок новых фирм крайне затруднительны.

Крайней формой кооперации олигополистов является картель. Картель можно отнести к явному сговору или объединение крупных фирм, с целью раздела рынков сбыта продукции и проведения единой ценовой политики. К примеру, в такой форме производились автомобили, нефть, кофе. В большинстве стран картельные соглашения запрещены, и поэтому фирмы-олигополисты вступают в тайный сговор.

Тайный сговор представляет собой негласную договоренность между продавцами об объемах продаж, ценах и прочих способах ограничения конкуренции, позволяющих фирмам максимизировать прибыль.

Когда же несколько фирм занимают одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга то, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. Лидерство доминирующей фирмы характеризуется ситуацией на рынке, при которой одна фирма контролирует не меньше 5% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

Положительная оценка связана с достижениями научно-технического прогресса. В последнее время во многих отраслях с присутствием олигополии достигнуты успехи в развитии науки и техники Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также влиянием в политических и экономических кругах общества. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная оценка олигополий связана с тем, что олигополия очень близка по структуре к монополии. Поэтому можно ожидать таких же отрицательных результатов, что и при рынке монополии. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции.

Поведение олигополии на рынке отличается разнообразием. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к жестокому соперничеству, но и соглашению.

Последнее имеет место тогда, когда предприятия-олигополисты предвидят возможности совместного увеличения доходов с помощью повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.


Основным выгодами развития рыночного пространства с точки зрения качественного функционирования хозяйственного процесса выступает поглощение (метод, заключающийся в покупке конкурирующих фирм и включении их в состав организации, которая стремится быть олигополистом) и слияние (объединение фирмами своей деятельности). Выделяют три типа слияния - вертикальное, горизонтальное и образование конгломератов [2, с. 16].

Вертикальное слияние - это объединение предприятий, относящихся к различным отраслям по принципу технологической связанности производственных процессов. При этом одна организация, ранее поставлявшая, например, сырье и материалы другой, объединяется с ней, образуя при этом комбинат с замкнутым производственным циклом.

В этой ситуации меняется рыночная структура отрасли, куда относится предприятие-поставщик.

Горизонтальное слияние - объединение организаций в рамках одной отрасли. При этом, конечно же, меняется рыночная структура отрасли. Если повышение концентрации в области находится в рамках допустимого - не существенно сбавляет конкуренцию и дает эффект от увеличения масштабов производства, - такое слияние легально. Иначе слияние не допускается законом [15, с. 187].

Создание конгломератов происходит в том случае, если организация поглощает нехарактерные ее отраслевому курсу производства и действует сразу на нескольких рынках. Предприятие разнообразит свое производство путем слияния. Таким образом, создается конгломерат, связывающий разные, не связанные между собой фирмы разных отраслей промышленного производства и иных сфер экономики. Эти фирмы практически самостоятельны и контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей. Соответственно типам слияния имеются разные организационно-экономические формы организаций - картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Таким образом, поведение олигополии на рынке неоэкономки может характеризоваться и хищническим ценообразованием как раньше. Чтобы замедлить проникновение новых предприятий, находящиеся в сговоре производители могут установить объем выпуска выше монопольного уровня, идя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате существенного роста общего объема выпуска отрасли в целом. Предприятия вступают на путь хищнического ценообразования, когда они уменьшают цену, чтобы вытеснить организацию из отрасли. Участники олигополистического соглашения готовы идти на временные убытки с тем, чтобы вытеснить новые предприятия и не допустить их на рынок и в результате получать сверхприбыли от своего монопольного положения в продолжительной перспективе [8, с. 253].


В теории разработан ряд формальных моделей, поясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие гипотезы строят организации относительно реакции конкурентов. Однако точно ее проявления в новой экономике не представлено, так как единой модели олигополии просто не существует. Именно поэтому для стабилизации процесса развития с достижением большего успеха развития существующих реформ по становлению конкурентной среды новой экономики необходимы не только объективные предпосылки, но и организация конкурентного рынка всех сфер производства в особенности электроэнергии и аграрной промышленности, как ключевых направлений российской экономики.

В настоящее время олигополистические модели конкуренции получили большое распространение и превалируют в отдельных отраслях экономики развитых стран, именно поэтому изучению олигополистических структур следует уделять значительное внимание. Знание всех причин определенного поведения участников олигополий и тонкостей реакции компаний на то или иное событие может обеспечить возможность влияния на своих конкурентов, а, следовательно, и возможность влияния на рынок в целом [2, с. 17].

Олигополистическая конкуренция обладает рядом характерных признаков, отличающих ее от прочих рыночных структур:

- в отрасли присутствуют несколько довольно крупных фирм, соперничающих друг с другом;

- кривая спроса имеет «нисходящий» характер;

- олигополии могут производить как гомогенный, так и дифференцированный продукт;

- существующие в отрасли фирмы уверены, что их действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов. При определении объема будущего выпуска и установлении цены на выпускаемый товар олигополист, располагающий возможностью менять цены своего товара, помимо сведений о спросе на товар и издержках производства должен учитывать дополнительный фактор, не поддающийся детерминированию - ответную реакцию других фирм-конкурентов

2. Оценка деятельности олигополий в России

2.1. Модели поведения олигополистов на рынке услуг сотовой связи


Олигополия – это вид рыночной структуры несовершенной конкуренции, который характеризуется существованием нескольких преобладающих на данном рынке фирм. Следовательно, к олигополистическим структурам относятся те рынки, на которых присутствует очень малая величина фирм. Из-за зависимости всех фирм на олигополистическом рынке каждая компания обязана учитывать ответные меры фирм оппонентов на свои решения в сфере соотношения цены и объема выпуска продукции. На рынке олигополии цена, а так же равновесный выпуск формируется исходя от ожиданий фирм касательно стратегии конкурентов.

Рынок в РФ имеет ряд характерных свойств, сопряженных с преобладанием фирм с большой долей занятого рынка в различных отраслях. Таким образом, рынок олигополии очень важен, потому что большинство фирм-олигополистов играют ключевую роль для экономики нашей страны. По производству ключевых видов продукции на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по отдельным данным порядка 60%. Компании олигополисты представляют со- бой крупнейшие в РФ фирмы по объему реализации продукции.

Первая сотовая сеть в РФ появилась в 1991 г., промежуток с до 2004 года для отечественного рынка мобильной связи возможно охарактеризовать, как этап формирования рынка, в период с 2004г. по 2007 г. в отрасли происходил активный рост, на сегодняшний день, положение рынка сотовой связи в цикле жизни характеризуется стадией зрелости, освоение сотовой связи каждый год растет и на данный момент составляет порядка 170% относительно уровня 2004 г. , таким образом становится понятно о сильном насыщении рынка [17, c. 74].

На рассматриваемом рынке присутствует конкурентная борьба между компаниями операторов сотовой связи. Региональная доля рынка может существенно различаться в зависимости от региона, так как конкуренция имеет региональный характер.

Рынок сотовой связи в Российской Федерации является олигополистическим, при этом более 85% рынка контролируют четыре крупнейших оператора. Количество абонентов МТС – 77.8 млн., Мегафон – 76,6 млн., ВымпелКом (Билайн) – 57.4 млн., Tele2 Россия – 38,9 млн. Для данного рынка характерно разнообразие развития деятельности.

Обычно, операторы связи предоставляют услуги не только в области передачи данных, но и имеют специальные отделы, отвечающие за продажи и предоставление услуг-субститутов – фиксированной связи и проводного интернет соединения, сотовой связи в других странах. Например, группа компаний «МТС» состоит из региональных филиалов и из подразделений, действующих за пределами РФ, а услуги кабельного доступа в интернет осуществляет ЗАО «Комстар-регионы».


Одним из свойств рынка сотовой связи является то, что воздействие государства отражается и на инвестиционной привлекательности всей отрасли: в некоторых случаях - позитивно и негативно - в других. Ключевым шагом в развитии регулирования государством отрасли является принятие новой редакции закона «О связи», отвечающего требованиям ВТО, указаниям Евросоюза, рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития и Международного союза электросвязи, в том числе и в, части предлагаемого механизма разностороннего обслуживания.

На рынке сотовой связи РФ присутствует ценовая и неценовая конкуренция между главными фирмами участниками, функционирующими на данном рынке. Для приобретения конкурентного преимущества сотовые компании осуществляют активное введение сетей четвертого поколения (LTE), которые позволяют существенно улучшить качество связи и передачи данных и в долговременной перспективе позволит снизит стоимость сотовой связи. Так же одним из факторов, который влияет на предпочтение абонентов оператора, является цена на предоставляемые услуги сотовой связи, поэтому участники рынка операторов мобильной связи уделяют особое внимание ценообразованию и ценовым стратегиям, так как это прямым образом сказывается на их прибыли и конкурентоспособности. Необходимо выделить, что высокие барьеры входа в отрасль осложняют появление новых игроков, которые как правило, имеют место преобразования и перераспределение долей существующих участников - одной из стремлений рынка сотовой связи можно назвать рост операторов путем слияния и поглощения. Одним из ярких примеров слияния может служить появление четверного федерального оператора, путем объединения мобильных активов «Ростелеком» и «Tele2» на базе «Tele2», прошедшее в 2015 году [14].

Варианты поведения участников рынка, применительно к олигополистическому рынку мобильной связи формулируются таким образом:

1. Равновесие Курно. Каждый из олигополистов предполагает, что колебание доли трафика услуг связи не будет влиять на долю трафика услуг остальных участников рынка.

2. Равновесие Стэкельберга. Один или несколько участников рынка действуют примирительно модели Курно, а остальные участники рынка предполагают, что конкуренты (конкурент) будут действовать согласно первой стратегии.

3. Неравновесие Стэкельберга. Олигополисты ведут себя согласно модели Стэкельберга, т.е. не действуют в рамках модели Курно, и неправильно ожидают, что остальные участники рынка выберут первую стратегию.