Файл: Особенности функционирования олигополий в российской экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные виды и характеристики процессов слияний и поглощений представлены на рис. 5.

Рис. 5. Виды и характеристики слияний и поглощений [4, c. 102]

На рынке корпоративного контроля (M&A) это такие сделки, которые сопровождаются переходом прав собственности и контроля над компанией от прежних акционеров к новым.

Таблица 2

Крупнейшие процессы слияний и поглощений в экономике РФ

Покупатель

Объект

Оценка, млн. долл.

Отрасль

Мегафон

Tele2

3300

Телекоммуникации

Автомредметзолото

Uranium Once Inc.

1320

Энергетика

ТрансТелеком

Розничный бизнес по фиксированному доступу в Интернет компании Выппелком

1000

Телекоммуникации

Pamplona Capital Managment

Stock Spints Group

945

Пищевая промышленность

В табл. 2 приведены крупнейшие сделки, которые в совокупности занимают 56% стоимостного объёма российского рынка M&A. По данным таблицы, большая стоимостная активность наблюдается в секторе телекоммуникаций (более 1/3 части рынка).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные субъекты рыночных отношений, осуществляя свою деятельность на территории России, все еще сталкиваются с нарушениями антимонопольного законодательства. Хотя именно конкурентная экономика ориентирована на максимально эффективное использование всех ресурсов, адекватно реагирует на денежное стимулирование и расширение спроса увеличением производства, а не ростом цен.

В таких условиях эксперты выделяют три базовых условия для формирования реальной конкурентной среды: сокращение избыточного присутствия государства, продуманная антимонопольная политика, поддержка малого и среднего предпринимательства.

На политическом уровне задаются ценностные цели конкурентной политики (см. рисунок 6).

Рис. 6. Цели конкурентной политики

Трудности, связанные с реализацией антимонопольной политики, вызваны в первую очередь тем, что регулирование монополистической деятельности по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментов пригодных для создания рыночных отношений. Для достижения задач государственной антимонопольной политики, направленных на стимулирование и развитие конкуренции, необходимо использование модели интегрированной системы управления и поддержания конкуренции и обеспечения условий для развития предпринимательской деятельности.


Заключение

В современной экономической ситуации выделяется несколько типов рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. В ведущих отраслях экономики самой распространенной структурой является олигополия. Выделим основные признаки данной структуры:

1) небольшое количество фирм-продавцов на рынке;

2) производство стандартизированной (например, рынок сырой нефти) и дифференцированной идентичной продукции (например, рынок бытовой техники);

3) высокие барьеры входа на рынок других продавцов, так как крупные фирмы, достигнув прочного положения на рынке и большой доли продаж, создают препятствия для появления других продавцов (препятствиями могут быть, например, величина фирмы или большие затраты на рекламу);

4) установление цен зависит не только от спроса покупателей, но и от поведения конкурирующих фирм.

Так как на олигополистическом рынке каждый участник заинтересован в достижении максимальной прибыли, то поведение каждого участника рынка играет важную роль, влияя как на состояние рынка, так и на поведение других участников, являющихся конкурентами.

Таким образом, олигополия представляет собой структура рынка, при которой количество фирм в отрасли небольшое и все при политики ценообразования являются взаимозависимыми.

Олигополия представляет собой фактор стабилизирующего воздействия на поддержания конкурентной среды в качественно-эффективном положении для ведения хозяйственной деятельности субъектами разной величины. При этом создавая среду для развития предпринимательства с усилением крупных предприятий путем расширения субъектов хозяйственной деятельности среднего знания.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. В последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Так как олигополисты взаимозависимы - они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно; нет искусственных цен; власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства; постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию производственно- хозяйственной деятельности и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.


Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста.

Таким образом, олигополия – существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной; вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено; особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Данное определение является верным, так как оно охватывает практически все черты, характерные для олигополистической фирмы, а именно: ограниченное количество фирм; ограниченный доступ в отрасль; высокие барьеры входа; взаимозависимость фирм в принятии решений.

Список использованных источников

  1. Айзенберг Н.И. Исследование нестационарных олигопольных рынков / Н.И. Айзенберг, В.И. Зоркальцев, И.В. Мокрый // Сибирский журнал индустриальной математики. - 2017. - Т. 20. - № 1 (69). - С. 11-20.
  2. Алиева А.А. Сущность олигополии / А.А. Алиева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2014.-  № 2. - С. 15-19.
  3. Васильева М.В. Проявление олигополистических структур в России / М.В. Васильева, Т.В. Григорьева // Символ науки. - 2016. - № 7-1 (19). - С. 23-28.
  4. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): учебник / А. Войтов. - М., 2015. – 324 с.
  5. Гераськин М.И. Проблемы определения рефлексивных равновесий на рынке олигополии / М.И. Гераськин // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2017. - № 1 (147). - С. 17-25.
  6. Гулевич И.С. Экономическая сущность олигополии / И.С. Гулевич // В сборнике: Трансформационные процессы рыночной экономики Всероссийская заочная научно-практическая конференция. - 2015. - С. 22-24.
  7. Князева И.В. Олигопольные рынки: трансформация содержания и форм конкурентных процессов / И.В. Князева, О.А. Лукашенко // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - Т. 325. - № 6. - С. 6-13.
  8. Косинова В.Н. Олигополия / В.Н. Косинова, А. Алиева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2013. - № 3 (3). - С. 252-254.
  9. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс / В.Ф. Максимова. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2016. - 204 с.
  10. Махмудова М.М. Современные олигополии на мировом рынке / М.М. Махмудова, Д.Р. Мартюк // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-2 (68-2). - С. 184-187.
  11. Мокрый И.В. Неустойчивость олигопольных рынков / И.В. Мокрый // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2013. - № 1 (37). - С. 198-204.
  12. Попов В.В. Олигополистическая структура рынка. особенности олигополии / В.В. Попов // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 49. - С. 7-11.
  13. Пушкарев А.А. Роль олигополии в современной экономике / А.А. Пушкарев // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы институциональных изменений в современной экономике материалы Международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - С. 382-384.
  14. Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.html (дата обращения: 19.07.2017).
  15. Сарыева Ф.М. Максимизация прибыли в условиях олигополии / Ф.М. Сысоева, Р.А. Приходько // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 121-1. - С. 186-190.
  16. Трачук А.В. Особенности государственного регулирования олигополии / А.В. Трачук // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева.- 2010. - № 1 (27). - С. 207-211.
  17. Филатов А.Ю. Неоднородность поведения фирм на олигопольном рынке: стратегические фирмы и ценополучатели / А.Ю. Филатов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Математика. - 2015. - Т. 13. - С. 72-83.
  18. Чецкая З.С. Особенности олигополистической конкуренции на примере российского рынка операторов мобильной связи / З.С. Чецкая // Экономикс. – 2016. - № 6 (15). – С. 8-10.
  19. Шкитин Н.А. Олигополия на экономическом рынке / Н.А. Шкитин, Т.И. Валеев // Экономика и социум. - 2017. - № 2 (33). - С. 1147-1150.