Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ(Теоретические аспекты разработки и реализации финансовой политики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом соотношение расходов бюджета по основным направлениям выглядит следующим образом (рис. 5): 

Рис. 5. Расходы по основным направлениям 2018 г. 

Отдельный интерес представляет отношение основных расходов к заявленному в бюджете ВВП (рис.6): 

Рис. 6. Основные расходы бюджета по отношению к ВВП 

Таким образом, на содержание государства, на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) Правительство в 2018 году планирует потратить более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП.  

На социальную политику – 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии (подробнее о них – в следующем разделе). Далее – экономические программы (15,72% расходов бюджета), образование – 3,46%, здравоохранение – 2,95% (несмотря на прирост расходов).  

На поддержку государственных СМИ (об этом опять же подробнее далее) государство намерено потратить больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. 

Расходы на национальную экономику в бюджете на 2018 год выросли на 24,71%, в абсолютном выражении – более, чем на 500 млрд. рублей. Примечательно, что прирост произошел, в основном, за счет двух статьей – «Общеэкономические вопросы» и «Исследование и использование космического пространства».  

Что касается статьи «Общеэкономические вопросы», отметим, что в 2017 году расходы по этому направлению составили 94,6 млрд. руб., из которых большая часть (73,8 млрд. руб.) отводилась на подстатью «Дополнительная поддержка организаций и граждан по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» (Иные бюджетные ассигнования)» (более подробное раскрытие этой подстатьи в бюджете не было предусмотрено)33.  

В бюджете на 2018 год произошло значительное увеличение расходов по статье «Общеэкономические вопросы» – они выросли в 3,5 раза и составили около 427,9 млрд. рублей. Большая часть расходов по этой статье выросла за счет того же направления «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» – 410,7 млрд. рублей. Внутри этого направления 65 млрд. руб. планируется направить на «Финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств», а большую часть – 342,2 млрд. руб. – на «Мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в бюджете не дается подробного разъяснения по содержанию данных мероприятий)34.  


Что касается статьи «Исследование и использование космического пространства», то в 2017 году расходы по этой статье составили 30,5 млрд. руб., а большую часть из них (13,9 млрд. руб.) составило внедрение системы ГЛОНАСС. В 2018 году расходы на космическую отрасль выросли в 4,6 раза и составили 171,5 млрд. руб., а главным направлением по сумме расходов стала «Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы», на которую планируется потратить 104,5 млрд. руб. На 15,56% выросли расходы на сельское хозяйство и рыболовство, однако они составляют всего 8,7% от всех расходов на национальную экономику и примерно 1,4% от общей суммы расходов бюджета. 

Рис. 7. Изменение расходов на отдельные статьи направления «Национальная экономика» в проекте бюджета на 2018 год по отношению к бюджету на 2017 год (%) 

Бюджета показывает, как Правительство намерено распределить приоритеты своей политики. Так, в бюджете 2018 года высокими были расходы на содержание государства. С учетом секретных статей (так называемая «серая зона» бюджета) траты на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) в 2018 году составили более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. Это первая по своему удельному весу статья федерального бюджета и основной приоритет власти.  

Вторая по своему удельном весу статья – социальная политика. Она составила 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии. Вместе с тем, рост данной категории расходов по отношению к 2017 году составил 5,66%, что ниже даже прогнозируемой инфляции, не говоря уже о фактическом уровне на конец 2017 года. При этом по отдельным категориям социально незащищенных групп населения рост выплат был ниже даже этой цифры. В частности, пенсионерам – на 4%. Это означает, что, несмотря на относительный прирост расходов на социальную политику в бюджете, их жизненный уровень и уровень потребления снизился, что имеет негативный и социальный, и экономический эффект.  

Третья по значимости статья бюджета - экономические программы (15,72% расходов бюджета). Расходы по этому направлению относительно выросли. Можно отметить повышение расходов по ряду важных направлений для импортозамещения в сельскохозяйственной сфере (примерно сопоставимое с уровнем инфляции), однако «локомотивом» повышения расходов стало увеличение финансирования на развитие космической отрасли, а также статья расходов, связанная с мероприятиями, осуществляемыми на основании отдельных решений Президента и Правительства РФ. То есть в бюджете не было стратегического пересмотра экономической политики с точки зрения развития конкурентоспособных импортозамещающих отраслей. И даже по сельскохозяйственной отрасли общий объем расходов составил всего чуть более 1% от расходов бюджета35.  


Приоритетом власти в 2018 году осталось ручное управление.  

Далее с большим отрывом следует образование, расходы на которое составили 3,46% от расходной части бюджета или 0,71% ВВП. В целом расходы на образование сократились на 3,72%, прежде всего, на дошкольное и общее образование, что не может не вызывать опасений в стратегической перспективе36.  

Расходы бюджета на здравоохранение хоть и увеличились относительно прошлого года (в основном, за счет увеличенного финансирования одной из подпрограмм профильной госпрограммы – специализированная помощь), но, как и расходы на образование, по-прежнему составляют слишком малый процент относительно прогнозируемого ВВП – по сравнению с практикой в развитых странах. У нас в 2018 год – 0,6%, в развитых странах – 7-9%.  

Произошло резкое сокращение расходов на ЖКХ – на 37,8%, притом, что сейчас остро стоит проблема переселения населения из аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилого фонда, модернизации коммунальных объектов – эти расходы, очевидно, откладываются «в долгий ящик», отчасти перекладываются на население (взносы на капитальный ремонт).  

В итоге на поддержку государственных СМИ государство потратило больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов37.  

В целом бюджет 2018 года – это бюджет, в котором на первом месте стоит государство, и лишь после этого (с существенным отрывом) – развитие экономики и решение социальных вопросов. Государство – это государственный аппарат, оборонное ведомство, правоохранительные органы. Расходы на них не были подвержены сокращению, несмотря на кризис.  

Экономическая политика продолжает осуществляться в ручном режиме, без стратегического планирования, несмотря на некоторый рост расходов на национальную экономику.  

 Социальная политика больше похожа на «латание дыр», которое не удерживает жизненный уровень тех, кто зависит от государственных выплат. Расходы на социально значимые сферы (образование, здравоохранение) составляют лишь малую часть бюджета, при этом расходы на образование были сокращены38.Разрыв страницы 

Заключение 

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование с целью обеспечения реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций.  


Финансовая политика является неотъемлемой составляющие экономической политики государства, зависит от институциональной структуры общества и уровня его социально-экономического развития. Принципы и цели финансовой политики формируются в соответствии с тем, какая модель экономической системы принята в данном государстве и какая конечная цель экономической деятельности определена ее политическими силами, находящимися у власти.  

В составе финансовой политики следует выделять два направления: бюджетно-налоговую (фискальную) политику и кредитно-денежную (монетарную) политику. Бюджетно-налоговая политика объединяет усилия по реализации мер в области налоговой и инвестиционной политики, а также политики управления государственными расходами и государственным долгом, а денежно-кредитная — денежной эмиссии, цен, валютных операциях, кредита и процентной ставки. Кроме этого, следует выделять определенные направления государственной деятельности в отрасли страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др.  

Модель финансовой политики следует рассматривать как математическую интерпретацию функции общественного благосостояния. При этом необходимо учитывать, что, во-первых, правительственные органы имеют только один независимый инструмент, с помощью которого они могут достичь только одну из целей; во-вторых, инструмент «фискальная политика» в большей степени сопри- касается с целью «полная занятость» и обеспечивает ее реализацию, а инструмент «монетарная политика» — с «нулевой инфляцией». Максимизация данной функции позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых мер и достигнуть консенсуса политических сил. 

В России происходят глубокие перемены, связанные с участием государства в общих процессах мировой экономики. 

В настоящее время в России финансы проходят период реформирования, основные причины которого заключаются в базисных изменениях социально-экономических основ государства, а также в проведении структурных преобразований. 

Положение в экономике и финансах России характеризуется противоречивыми явлениями, связанными объективными факторами, а также ошибками и просчетами в экономической политике. 

Самостоятельность государства во внешней политике обеспечивает приоритет национальных интересов. Поэтому для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности оно обязано противостоять терроризму и негативным процессам вмешательства во внутренние дела страны. Это возможно только путем укрепления государства и его финансовой основы. 


Современные экономические условия свидетельствуют о необходимости совершенствования регулирующей роли государства в развитии финансово-кредитной системы, которая должна обеспечивать устойчивый рост производства и повышение благосостояния населения. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса. 

Разрыв страницы 

Список использованной литературы 

  1.  Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. 
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, в ред. от 15.04.2019 // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823. 
  3. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2017. - 234 с. 
  4. Андреева М.Ю., Вотинцева Л.И., Оленичева М.Р., Супоня Г.А. История финансов России / под ред. В.В. Рудько-Силиванова. 2-е изд., с изм. и доп. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2018. - 254 с. 
  5. Анькина А. А., Бойко И. О. Анализ финансовой системы России // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 603-607. 
  6. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 703 с. 
  7. Баталова Н.Т., Блаженкова Н.М., Петрова А.Д. Целостный взгляд на финансовую систему России // Вестник международных научных конференций. - 2015. - № 4 (8). - С. 42-45. 
  8. Белостоцкий А. А. Финансовая политика и управление государственными финансами в РФ // Политика, экономика и инновации. - № 2 (19). – 2018. - С. 19.  
  9. Бикалова Н.А., Мухамадиева К.Р. Проблемы финансовой системы РФ на современном этапе развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 1(80). - С. 145-148. 
  10. Воробьев Ю. Н., Борщ Л. М. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики // Финансы: Теория и Практика. - № 5. – 2018. - С. 56-75. 
  11.  Гладковская Е. Н. Финансы. - СПб.: Питер, 2017. - 320 с. 
  12. Грязнова А.Г., Маркина Е. В. Финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 504 с. 
  13. Гуринович А.Г. Бюджетная политика и обеспечение финансовой безопасности страны: правовой аспект // Финансовое право. - 2017. - № 5. -С. 18 - 21. 
  14. Деева А. И. Финансы и кредит. - М.: КноРус, 2018. - 534 с. 
  15. Дударева А. Б., Полякова А. А., and Кожанчикова Н. Ю. Приоритетные направления финансовой политики России // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - № 4. – 2017. - С. 26-34.  
  16. Журавлева Н.В. Финансы и кредит: Краткий курс лекций. Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. - 460 с. 
  17. Кобзарь-Фролова М.Н. Развитие финансово-правового механизма бюджетной, налоговой, таможенной политики Российской Федерации // Финансовое право. - 2016. - № 4. - С. 11 - 13. 
  18. Козин А.С. Проблемы развития финансовой системы РФ // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 1(28). - С. 22-26. 
  19. Левин Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2017. - 169 с. 
  20. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2018. - 411 с. 
  21. Мирошник С.В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности // Банковское право. - 2015. - № 3. - С. 33 - 38. 
  22. Морозова О.С. Финансовое выравнивание и его принципы в бюджетном законодательстве Германии // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 10. - С. 202 - 215. 
  23. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 14.05.2019). 
  24. Папулова Т.Н. Регулирование государственной финансовой политики России в периоды кризисов // Дискуссия. - № 1 (86). – 2018. - С. 20-24. 
  25. Пешкова Х.В. Денежно-кредитная политика государства и бюджет // Финансовое право. - 2016. - № 4. - С. 21 – 23. 
  26. Плотникова Е.В., Сташок Ю.В., Бормотова А.С. Инструменты управления государственными финансами // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 146-149.  
  27. Плотникова Е. В., Хачак З. А., Феофилова А. О. Анализ системы стратегического планирования бюджетно-финансовой политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - № 11-3. – 2018. - С. 62-66.  
  28. Россия в полицентрическом мире. / Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. - М.: Весь мир, 2018. - 258 с. 
  29. Сайфиева С. Н. Современная финансовая политика и экономическая безопасность // Региональные проблемы преобразования экономики. - № 12 (74). – 2016. - С. 164-173. 
  30. Сергиенко О.В. Финансовая политика государства в условиях кризиса // Сибирский торгово-экономический журнал. - № 1 (22). – 2016. - С. 115-120. 
  31. Силуанов А. Г. Задачи финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Финансы: Теория и Практика. - № 3. – 2017. - С. 50-56. 
  32. Слепов В. А. Финансы: Учебник / В.А. Слепов, А.Ф. Арсланов, В.К. Бурлачков и др. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с. 
  33. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 14.05.2019). 
  34. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. - М.: Проспект, 2019. - 592 с. 
  35. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / В. К. Сенчагов. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2018. - 719 с. 
  36. Формирование национальной финансовой системы России./ Под ред. В. К. Сенчагова. - М.: Дело, 2018. - 363 с. 
  37. Халиков М.А., Шафиев Р.М., Максимов Д.А. Последствия включения в мировую экономику. Без кардинальной структурной перестройки России не обойтись // Независимая газета. - 2018. - 16 янв.  
  38. Хачак З.А., Зайцева М.В. Влияние экономического кризиса на формирование бюджета Российской Федерации // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 310-314.  
  39. Чернышев А.И. Новые направления финансовой политики государства в условиях кризиса // Финансовое право. - 2017. - № 6. - С. 16 - 18. 
  40. Шинахов А.А., Жанокова Э.М. Современные проблемы финансовой системы РФ и методы их решения // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - №50-2. - С. 73-78.