Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ(Теоретические аспекты разработки и реализации финансовой политики ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и реализации финансовой политики
1.1 Понятие и классификация финансовой политики государства
1.2 Содержание финансовой политики
Глава 2. Анализ реализации финансовой политики в России
2.1 Нормативные аспекты финансовой политики
Без участия финансов социальное развитие общества невозможно, так как финансирование всех социальных мероприятий осуществляется за счет распределения национального дохода через бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды. Финансы являются частью рыночных отношений и инструментом реализации государственной политики21.
Необходимость функционирования финансов в рыночной экономике обусловлена следующим:
- без финансов не может существовать ни одно государство, так как они позволяют концентрировать в своих руках необходимые денежные средства и использовать их для выполнения своих задач и функций;
- финансы являются важным элементом общественного воспроизводства;
- появилась необходимость формирования финансовых ресурсов на всех уровнях государственной системы управления и по всем подразделениям экономики;
- без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов предприятий и организаций, регулирование структуры экономики.
Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, которые охватывают процесс формирования и использования первичных, производных и конечных денежных потоков22.
Государственные и муниципальные финансы участвуют в регулировании социальных явлений, развитии приоритетных экономических отраслей. С их помощью обеспечивается сглаживание различий в уровне социального, экономического развития тех или иных территорий страны.
Государственные и муниципальные финансы формируются под воздействием ряда факторов. Так, большое значение имеет форма устройства власти в стране.
Унитарные государства в целом (в сравнении с федеративными) характеризуются более высокой степенью концентрации денежных средств в распоряжении центральных госорганов. В этих странах в качестве основы денежных ресурсов административно-территориальных элементов выступают выплаты от доходов регулирующего значения и средства помощи центральных органов.
В рамках федеративного государства, построенного в соответствии с принципом разграничения полномочий и предметов регулирования субъектных и центральных представительств власти, преобладающее значение приобретают собственные доходы субъектов. Вместе с этим отмечается сокращение масштабности межбюджетного перераспределения средств.
Рис. 3. Структура государственных финансов Российской Федерации
Государственные и муниципальные финансы формируются и в соответствии с административно-территориальной структурой страны. Это выражается в деятельности одних субъектов в составе других или в образовании территориальных образований разного уровня. В соответствии с Конституцией края (области и прочие образования) и автономные округа, включенные в их состав, являются равноправными субъектами страны. В связи с этим, организация финансовых ресурсов происходит в рамках разграничения полномочий, как с федеральным центром, так и между территориальными единицами23.
На формирование государственных и муниципальных финансов влияние оказывает и особый статус ряда субъектов. В соответствии со своим статусом, территориальные образования выполняют те или иные функции. На решение ряда задач выделяется и дополнительное финансирование, что позволяет отдельным субъектам получить финансовую независимость. В соответствии с принципом равноправия, закрепленном в статье 5 Конституции РФ24, различия в составе и объеме полномочий госорганов краев, республик, автономных округов, областей и прочих элементов не предусматривается. Согласно федеральному законодательству, для всех субъектов установлены единые нормативы по отчислениям от сборов и налогов в бюджеты и единый способ расчета денежной помощи.
Следует при этом отметить, что для муниципальных формирований законодательно предусмотрена возможность применения специального режима функционирования. Применение относительно территориальной единицы страны особого статуса связано с рядом причин. Среди них отмечают концентрацию в границах субъекта объектов госбезопасности, для которых действует особый режим, специализацию градообразующих организаций на инновационной, научно-технической, научной деятельности в условиях научно-производственного комплекса. Наличие особого статуса предполагает больший объем полномочий для местных властных представительств и дополнительные источники денежных поступлений (финансы государственных и муниципальных предприятий, например).
Глава 2. Анализ реализации финансовой политики в России
2.1 Нормативные аспекты финансовой политики
Мирошник С.В., отмечая нормативно-правовую направленность финансовой политики, определяет ее как сферу «…деятельности законодательной и исполнительной власти, которая включает мероприятия, методы и формы организации и использования финансов для обеспечения ее экономического и социального развития. Свое конкретное выражение финансовая политика находит в действующей системе мобилизации финансовых ресурсов и их использовании для удовлетворения разнообразных потребностей государства, предпринимательских структур и населения»25.
На федеральном, региональном и местном уровнях органы управления принимают множество различных финансово-правовых актов. Такими актами являются федеральный бюджет, территориальный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов, сметы бюджетных учреждений.
Бюджетное законодательство является важнейшим элементом нормативно-правовой базы бюджетной системы РФ.
Под бюджетным законодательством понимается совокупность действующих нормативно-правовых актов, принятых представительными органами власти и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений.
Бюджетное устройство в Российской Федерации основано на принципах административно-территориального деления. В статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ)26 выделяют следующие уровни бюджетной системы:
1) первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) третий уровень - местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Рис. 4.Структура бюджетной системы РФ
Рассмотрим каждый из этих составляющих звеньев бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный бюджет находится на первом уровне бюджетной системы РФ и является центральным звеном финансовой системы. Именно через него осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода в рамках всего государства. Доходами федерального бюджета выступают денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке. Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы.
Под бюджетом субъекта Российской Федерации понимается форма образования и расходования денежных средств, которые направлены на обеспечение задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта. В бюджеты субъектов Российской Федерации входят пять региональных бюджетов, которые подразделяются на бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и бюджеты городов федерального значения, такие как Санкт-Петербург и Москва.
Под местным бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, которые направляются на обеспечение задач и функций, относящиеся к предметам ведения местного бюджета. В зависимости от муниципальных образований, к которым закреплены местные бюджеты, выделяют муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения27.
Существуют различные проблемы формирования бюджетного устройства. В России одной из таких проблем является определение роли, места и функций местных бюджетов в бюджетной системе. Если посмотреть с одной стороны, то местные бюджеты выступают составной частью финансовой системы страны. Если же посмотреть совершенно с другой стороны, то местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое не входит в систему государственных органов власти.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и территориальном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории, который используется при прогнозировании, расчетах и анализе.
Федеральный бюджет по объему доходов составляет существенную часть консолидированного бюджета Российской Федерации, является единственной формой образования и расходования денежных средств, предназначенная для исполнения ее расходных обязательств28.
2.2 Основные показатели финансовой политики России
Важнейшим звеном системы финансов являются общегосударственные финансы. Его центральным компонентом выступает государственный бюджет, представляющий собой главный централизованный фонд государства. Через бюджет государство мобилизует и перераспределяет значительную часть своих финансовых ресурсов29.
В государственном бюджете концентрируются все основные доходы и определяются направления расходования средств. Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений. На их долю приходится в среднем около 70–80 %, а также неналоговых поступлений, состоящих из доходов от продажи и использования государственного имущества; от платных услуг, оказываемых государственными органами власти; части прибыли унитарных предприятий; средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, компенсации и пр.), доходов от внешнеэкономической деятельности и прочих доходов. Полученные средства государство перераспределяет на финансирование своих функций и задач30.
Из государственного бюджета финансируются:
- административные расходов (расходы на содержание Президента, Правительства, высших органов государственной власти, судебной системы и пр.);
- расходы на осуществление международной деятельности;
- расходы на национальную оборону и безопасность;
- расходы на поддержание национальной экономики;
- социальные расходы; - прочие расходы31.
В состав общегосударственных финансов входят также государственные целевые (внебюджетные) фонды. Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет. В Российской Федерации образовано три внебюджетных фонда. Это Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и Фонд социального страхования РФ32.
Рассмотрим общие параметры бюджета на 2018 год, в сравнении с бюджетом 2017 года (таблица 2).
Таблица 2. Анализ бюджета 2017-2018 гг.
Показатель |
2017 |
2018 |
Инфляция |
12,2% |
6,4% |
ВВП |
73,12 трлн. руб. |
78, 67 трлн. руб. |
Доходы бюджета |
12,54 трлн. руб. |
13,74 трлн. руб. |
Расходы бюджета |
15,21 трлн. руб. |
16,1 трлн. руб. |
Дефицит |
2,67 трлн. руб. |
2,36 трлн. руб. |
Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов по сравнению с 2018 годом (таблица 3).
Таблица 3. Динамика расходов бюджета в 2017-2018 гг.
Показатель |
2017 |
2018 |
Разница (к 2017 году) |
Общегосударственные вопросы |
998 млрд. руб. |
1,066 трлн. руб. |
+6,81% |
Национальная оборона |
1,01 трлн. руб. |
1 трлн. руб. |
-0,30% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1,35 трлн. руб. |
1,31 трлн. руб. |
-2,36% |
«Серая зона» (секретные статьи) |
3,08 трлн. руб. |
3,01 трлн. руб. |
-2,02% |
Национальная экономика |
2,03 трлн. руб. |
2,53 трлн. руб. |
+24,71% |
Охрана окружающей среды |
46,77 млрд. руб. |
59,42 млрд. руб. |
+27,04% |
Образование |
579,36 млрд. руб. |
557,8 млрд. руб. |
-3,72% |
Здравоохранение |
371,79 млрд. руб. |
475,57 млрд. руб. |
+27,92% |
Социальная политика |
4,21 трлн. руб. |
4,45 трлн. руб. |
+5,66% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
119,41 млрд. руб. |
74,27 млрд. руб. |
-37,80% |
Культура, кинематография |
90,76 млрд. руб. |
94,96 млрд. руб. |
+4,64% |
Физкультура и спорт |
71,16 млрд. руб. |
72,16 млрд. руб. |
+1,42% |
Средства массовой информации |
72,57 млрд. руб. |
79,92 млрд. руб. |
+10,14% |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
585,3 млрд. руб. |
645,84 млрд. руб. |
+10,34% |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ |
611,42 млрд. руб. |
661,46 млрд. руб. |
+8,18% |