Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ трудных жизненных ситуаций. Поведение, ресурсы и копинг – стратегии личности при совладении с трудностями, встречающихся на жизненном пути

1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики

1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.

1.3 Определение копинг – стратегии. Факторы, влияющие на выбор копинг – стратегии при совладении с трудными ситуациями.

Глава 2. Анализ, исследование, полученные данные параметров жизнестойкости личности и стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений и у взрослых лиц при преодолении трудных жизненных ситуаций. Их анализ и выраженность по отношению друг к другу.

2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.

2.2 Исследование компонентов жизнестойкости у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.

2.2.3. Различия и сходства параметров жизнестойкости у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.3 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.

2.3.2 Исследование стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.3 Различия и сходства стратегий совладеющего поведения у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.4 Определение связей между стратегиями совладеющего поведения и параметров жизнестойкости личности, их выраженность.

Заключение

Библиография

Содержание:

Введение

Современный мир полон различными видами сложнейших критических ситуаций, которые в психологическом отношении негативно влияют на состояние человека, тем самым подвергают психику испытаниям.

Главным источником подобных ситуаций (кризисов) выступает профессиональная деятельность человека. Профессиональные кризисы определяются резким изменением вектора профессионального развития личности. Непродолжительные во времени, они ярко проявляются при смене стадий профессионального становления. Кризисы могут протекать, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако, то самое профессиональное поведение ведет к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – к смене профессии.

Признаками профессиональных кризисов являются: отсутствие чувства нового, отставание от жизни, снижение профессионализма, растерянность, осознание необходимости переоценки себя, снижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.

В процессе преодоления профессиональных кризисов индивид либо возвращается к индивидуальной (регресс), либо поднимается к личностной (прогресс) форме регуляции, но во всех случаях возникает новая ценностная система, с помощью которой можно было бы восстановить внутреннюю целостность и обрести смысл жизни.

Одной из важной роли в процессе преодоления жизненных трудностей в изменяющихся условиях принадлежит такой личностной особенности как жизнестойкость. Жизнестойкость рассматривается как ключевой ресурс преобразования жизненных событий в новые возможности вопреки внешним давлениям. Жизнестойкость связана с формированием более гибких ценностных ориентаций, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Выявленные взаимосвязи жизнестойкости и ценностей личности обосновывают необходимость изучения жизнестойкости, личностных ценностей и механизмов их развития в едином методологическом поле. 

Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями общества в поисках путей создания благоприятных условий для развития личности, максимальной эффективности ее жизненного пути. Вопрос формирования собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств всегда волнует и будет волновать человека.

В повседневной жизни человек сталкивается с ситуациями, субъективно преодолеваемыми им как трудные, нарушающие привычный ритм жизни. В отечественной психологии проблема жизненных трудных и экстремальных ситуаций, отражается и разрабатывается многими авторами, (Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова, 2004, И.П. Шкуратова, 2007). Исследование поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках изучений, посвященных анализу “ coping ” – механизмов или “ coping behavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004). Но в данных работах недостаточно представлена проблема взаимосвязи выраженности жизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.


В связи с этим цель данной работы заключается в определении взаимосвязей между выраженностью параметров жизнестойкости личности и выраженностью стратегий совладеющего поведения в трудных жизненных ситуациях. В своей работе представляю теоретический анализ проблемы выраженности жизнестойкости и совладеющего поведения в трудных жизненных ситуациях, также приведу сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей и сравнительный анализ выраженности стратегий совладеющего поведения в трудных жизненных ситуациях у курсантов военных учебных заведений и взрослых людей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, и приложений. Список литературы включает 11 наименований.

Глава 1. Анализ трудных жизненных ситуаций. Поведение, ресурсы и копинг – стратегии личности при совладении с трудностями, встречающихся на жизненном пути

1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики

Вопросы, связанные с компонентами жизнестойкости личности на практике имеет большое значение, потому что человек на своем жизненном пути очень часто сталкивается с трудными ситуациями, где возникает необходимость правильно справляться с ней без урона здоровью, расстройств, изменения психически – эмоциональной картины. Если безграмотно решать задачи по преодолению трудных ситуаций, то можно потерять смысл жизни, уйти в глубокую депрессию, тем самым подвергнуть свое здоровье серьезной опасности. Здоровье личности, его здоровая психика является неотъемлемой части жизнеспособности.

К слову «устойчивый» можно много подобрать синонимов например, такие как: стабильный, прочный, надежный, безопасный, крепкий, испытанный и тому подобное. Понятие «stability» имеет перевод: стабильность, устойчивость, твердость, непоколебимость. Понятие «mental stability» переводится как: умственная стабильность или психическая устойчивость. Переводы выполнены русским словарем по психологии.


В соответствии со словарем А. Ребера слово «устойчивый» понимается как личностная характеристика, поведение индивида, которое имеет надежную траекторию (устойчивость).

Антоним слова «устойчивый» - «неустойчивый», в психологии имеет различные значения, например:

1) «неустойчивый» - это личность, в поведении которого наблюдаются хаотичные, бессмысленные и беспорядочные действия;

2) «неустойчивый» - это личность, в поведении которого наблюдаются психотические, невротические или иные социально опасные действия.

В теориях личности психологии термин «Стабильный» характеризуется отсутствием эмоциональных изменений в чрезмерном отношении. Слово «стабильный» тождественно связан со словом «устойчивость» в психологии.

Психологическая устойчивость является одной из характеристик личности, представляющий собой сложный процесс. Она зависит от нервной системы человека, навыков поведения в жизненно трудных ситуациях, самообладания, мобильности психики в постоянно меняющихся условиях. Доктор психологических наук Л.В. Куликов при описании психологической активности особое внимание обращает на ряд понятий психологической активности:

1) резистентность (сопротивляемость);

2) стабильность (стойкость);

3) соразмерность (уравновешенность).

По его мнению, в момент преодоления трудностей, в работу включается механизм стойкости, который сохраняет уверенность в себе, регулирует психическое состояние и направляет усилия для преодоления данной трудности. Человек в трудной ситуации сохраняет спокойность, здравый смысл, привыкает к трудностям, развивается благодаря психологической стабильности. Человек, оказавшись в трудной ситуации, и имея сниженную стойкость, преодолевает ее с отрицательными последствиями, оказывающие негативное воздействие на психологическое и соматическое состояние здоровья.

В публикации Л.В. Куликова способность личности анализировать ресурс своей психики и организма с уровнем напряжения связывает с уравновешенностью. При возникновении трудной ситуации образуется стрессор с определенным уровнем напряжения, который оказывает вместе с внешними обстоятельствами негативное влияние на организм человека. Для уменьшения и преодоления действий стрессора индивид должен обладать психологической устойчивостью с составляющей частью уравновешенности. Таким образом «уравновешенность» - это способность человека сохранять психическое равновесие, спокойный характер в своем поведении, то есть адекватно реагировать на любые жизненные ситуации.


Понятие «сопротивляемость» также является составляющей частью психологической устойчивости, которое несет в себе функции защиты и адаптации, отпора негативных воздействий, оказывая сопротивление личностными характеристиками и внешними обстоятельствами.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что психологическая устойчивость – это личностная характеристика индивида, составляющей частью которой являются сопротивляемость, уравновешенность и стойкость. Благодаря психологической устойчивости индивид успешно преодолевает жизненные трудности, при этом возникает благополучие и продолжает жить в нормальном привычном для него ракурсе, сохраняя свое здоровье и работоспособность. Американский психолог Гордон Уиллард Олпорт в своей теории черт личности он связывает юмор как неотъемлемую часть психического благополучия: «…Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человека нельзя считать психически здоровым, если он не способен посмеяться над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты или неправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишком самоуверен, недальновиден, и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее лекарство от тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие. — смехотворная слабость» [5].

Профессор С. Мадди раскрыл понятие жизнестойкости в полном объеме для понимания. Он считает, что такая характеристика как жизнестойкость представляет собой систему, состоящую из трех элементов:

1) контроль;

2) вовлеченность;

3) принятие риска.

Человек, взаимодействуя с окружающим миром и имея положительный потенциал личностных характеристик, успешней совладеет со стрессом.

Составной частью вовлеченности человека в чем – либо, является его личный стимул – момент, вызывающий ответную реакцию в виде сильного побудительного эффекта, мотивацией которого служит получение положительного подкрепления от той сферы деятельности, которая заинтересовала человека в тот или иной момент. В подобном состоянии люди получают наслаждение независимо от того, чем они занимаются. Любое дело приносит умиротворение и баланс, как эмоциональный, так и душевный. В обратных случаях, соответственно, деятельность не имеет положительного подкрепления, и, выводя из душевного равновесия, приводит к таким чувствам, как неудовлетворение и разочарование, что в свою очередь вызывает чувство неполноценности. Проанализировав свои действия и вспомнив, какое подкрепление (положительное или отрицательное) Вы чаще получаете от работы, сможете определить на сколько свойственна Вам вовлеченность.


Каждому из нас присущи чувства страха, волнения и нерешительности, но пороги восприятия подобных эмоций у всех разные. Бороться с ними нам помогает контроль над собой, владение над мыслями. А в качестве подкрепления мы программируем себя на влиятельность своих действий, на то, что только нам под силу изменить исход событий. Переборов свои сомнения, и подпитывая чувство решительности, бороться с неприятностями, а не избегать их – входит в привычное дело, и, следовательно, чувство самостоятельности, и веры в свои силы становятся все крепче. И, напортив, подкрепление страхов и неуверенностей в себе приводит лишь к усугублению ситуации. Подкрепляя свои страхи, человек, таким образом, зарывает себя в яму, выбраться из которой будет с каждым подобным подкреплением все сложнее и сложнее.

Но есть и такие люди, которые ориентируются не столько на положительный исход событий, сколько на сам опыт, полученный от процесса работы, который, конечно же, приходит со временем. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Здесь, как и в остальных чувствах, очень важна своя мера. Людям очень часто приходится рисковать, чтобы выбраться из непонятной ситуации при выборе тех или иных действий. Используя этот метод в качестве решения проблем, человек получает либо награду, либо урок. Что в свою очередь тоже имеет определенную ценность. Люди с подобным складом характера стремятся двигаться только вперед.

От меры проявления трех важных элементов (вовлеченность, контроль и принятие риска), зависит не только качество выполненной работы, в возможных стрессовых ситуациях но, в первую очередь и здоровье. Исследования Мадди проявили соотношение влияния стрессовых ситуаций на самочувствие работников с тем или иным складом перечисленных элементов, приводящее к заболеваниям. Таким образом, Мадди вывел свою модель стресса на основании работы менеджеров крупной телекоммуникационной компании.

Исследования показали, что при низком уровне трех элементов, возможность проявления заболеваний оказалась максимальной и равна 93 %. Если будет выражен один из трех элементов – 72%. При выраженности двух – 58%. Наименьшая вероятность проявления заболеваний, при условии развитости сразу трех элементов на высоком уровне равна 1%. Данное исследование позволяет сделать соответствующие выводы как о важности элементов в качестве возможности предотвращения психических заболеваний, ввиду испытанного стресса, так и об взаимодействии этих компонентов между собой. Таким образом, сумма трех элементов более значительна, чем каждого из них отдельно.