Файл: Предмет и метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, базируется на определенных принципах, то есть ведущих началах.

Принципы предпринимательского права

Содержание принципов

Первый принцип — конституционный принцип экономической свободы.

Статьи 8 и 34 Конституции РФ гласят: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения.

Второй принцип — принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты.

Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная — Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т.д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.

Третий принцип — принцип единого экономического пространства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

Четвертый принцип — принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

В той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира, но при этом есть системы регулирования более либеральные, как например, в Англии, и с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея). Переход России к рыночным приоритетам хозяйствования требует замещения административных мер воздействия экономическими ради достижения данного принципа, но трудно преодолеть человеческий фактор.

Пятый принцип — принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности

Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики.

Шестой принцип — принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).

Этот принцип закреплен в Конституции РФ (п. 1 ст. 8).

седьмой принцип — принцип законности

Данный принцип лежит в основе построения правового государства и гражданского общества в России. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу. Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта закону. Статья 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительными акта государственного органа и органа местного самоуправления.


3.2.2 Отраслевые принципы предпринимательского права

Конечно первостепенная цель предпринимательской деятельности это получение прибыли. Предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли. В условиях плановой экономики также принималась в расчет прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а она показывала ее эффективность. В этом заключается одно из важных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. Предприятие извлекает прибыль (доход), если его товары или услуги имеют спрос, т.е. отвечают требованиям определенные общественные потребности.

Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации.

Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, получает продукцию, необходимую для обороны страны, которая может быть убыточной, но нужна для общества в целом. В то же время возмещение общественных потребностей в некоторых случаях необходимо и независимо от получения прибыли. Следовательно, из общего принципа приобретения прибыли как цели предпринимательской работа есть отступление, именно в сфере государственного и муниципального предпринимательства. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия бывают убыточными и совершают свою деятельность с дотацией от государства[19].

Законность в предпринимательской деятельности. Законность дает стабильность, надежность хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства. Под законностью в предпринимательской деятельности имеется ввиду жесткое выполнение регулирующих ее правовых норм.

Это положение с различными модификациями фиксировалась позднее в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящий момент этот вопрос рассматривается ст. 13 ГК РФ. Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, принимающих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)» было предусмотрено, что при нарушении прав предприятий актом государственного органа устанавление имеет право потребовать признания такого акта недействительным полностью или частично и возмещения ущерба, причиненного его выполнением.


До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, устанавливалась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и завесил от правительства. Это способствовало к благоприятным условиям для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами. Затем государственный арбитраж был изменен в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону.

Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, проводимыми контроль за их деятельностью. Некоторые меры, используемые на предотвращение таких нарушений, определяются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Принцип законности имеет место быть и при формировании нормативных актов. Во неисполнении этого в настоящее время используется необходимый контроля за законностью ведомственных нормативных актов со стороны Минюста России. В прошлом права предприятий часто нарушались путем появления ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам и постановлениям правительства. Новый порядок содержит Правила дороботки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009[20]. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные нормативные акты вступают в силу. Каждый ведомственный нормативный акт, который имеет общее значение, до его издания должен рассматриваться в Минюст России для контроля и регистрации, которая рассматривается лишь в случае его соответствия законам, президентским указам и правительственным постановлениям.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности должны рассматриваться и интересы государства, всего общества. Предприниматели занимаются своим бизнесом в собственных интересах, их права защищаются законодательством. Однако было бы неверно рассматривать то, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей. В связи с этим, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.


Это обстоятельство не учитывается теми, кто утверждает, что правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется лишь нормами гражданского права. Но это лишь одна сторона вопроса, другая состоит в том, что помимо частноправовых норм имеются публично-правовые нормы, ограждающие интересы общества от недобросовестных действий предпринимателей, направляющие их деятельность на обеспечение общественных интересов[21]. Гражданское право — это частное право, гражданское законодательство используется для регулирования предпринимательской деятельности в целях охраны интересов предпринимателей и их контрагентов. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством.

Публично-правовые нормы, регулирующие предпринимательство, не вошли в ГК РФ за редкими исключениями, к которым относятся, например, нормы о государственной регистрации юридических лиц. ГК РФ конструируется в основном как частноправовой закон, в соответствии с п. 3 ст. 2 этого кодекса гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании предпринимательской деятельности наилучшим образом могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Это могло бы быть обеспечено путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию предпринимательских отношений. Количество публично-правовых норм, применяемых для регулирования предпринимательской деятельности, весьма велико. Это приводит к усложнению правового регулирования предпринимательской деятельности и выдвигает задачи существенного улучшения предпринимательского законодательства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Экономика каждой страны представляет собой единую систему, включающую не только горизонтальные, но и вертикальные связи. Государственное регулирование хозяйственной деятельности существует в любом государстве.

В зависимости от уровня и условий развития экономики, национальных традиций и иных обстоятельств государственное регулирование осуществляется различными способами. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость изменить формы и методы этого регулирования в целях обеспечения развития предпринимательской деятельности. В условиях плановой экономики в СССР применялись жесткие административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. Однако вместо этого в 1992—1993 гг. была сделана попытка полного отказа от государственного регулирования предпринимательской деятельности путем введения «шоковой терапии», основанной на том, что экономические процессы должны развиваться на базе полного саморегулирования. Это привело к разрушению целых отраслей промышленности, поставило экономику в кризисное состояние.


В нашей стране попытки отказа от государственного регулирования опирались на принцип о том, что государственное регулирование экономики необходимо только социалистической системе, а при переходе к рыночной экономике от него лучше отказаться. Это изначальное суждение принципиально неправильно и отрицается исследованиями давно существующих стран с рыночной экономикой, например Франции, где установилось система индикативного (рекомендательного) планирования социально-экономического развития[22].

В нашей стране работает государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Прогноз и программа на среднесрочную перспективу подготавливаются на период от трех до пяти лет. Более точные назначения социально-экономического развития учитывают в подготавливаем ежегодно прогнозе на краткосрочную перспективу и в целевых программах. По Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[23] долгосрочный прогноз социально-экономического развития применяются один раз в пять лет на 10-летний период.

В соответствии с целевыми программами подготавливается поставка продукции для государственных нужд. Необходимый план поставки продукции для государственных нужд исходит из ГК РФ (ст. 525—534), а для федеральных государственных нужд — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Для предприятий-поставщиков решение государственных контрактов необязательно, они склоняются к этому мерами экономического стимулирования подготовки поставок для государственных нужд. Однако заключение государственных контрактов необходимо для казенных предприятий. Согласно федеральным целевым программам Правительство РФ находит государственных заказчиков, которые получают договоры (государственные контракты) с предприятиями-поставщиками.

На основании этого, для государственного регулирования хозяйственной деятельности применяются обычно экономические методы.

Государственным и муниципальным предприятиям применяются также обязательные задания. Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[24] собственник имущества такого предприятия составляет порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программы) его финансово-хозяйственной деятельности, согласует показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их завершение.