Файл: Максудов, Ш. Ш. Игровая зависимость как предмет исследования Ш. Ш. Максудов, А. М. Мирзахмедов Globus Гуманитарные науки. 2022. Т. 8, 2(40). С. 2224.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, а мечтательность и романтичность с цинизмом [3]. В результате с подростками трудно и в школе, и дома. Так, использование компьютера в обучении становится все более распространенным. Однако тревогу вызывает зависимость подростков от компьютеризации. Это ведёт к духовной опустошенности, цинизму подростков. Компьютер настолько поглощает жизнь подростка, что забирает все силы и эмоции. Доходит до того, что подросток перестаёт получать удовольствие от разговоров в реальной жизни, проявлять симпатию, сочувствовать и т.д.[3] В 2003-2004 отечественные ученые Кулаков и Фридман выявили признаки, по которым, можно обнаружить зависимость: Психологические признаки: - появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или при ожидании оного; - перестановка жизненных приоритетов в пользу компьютера; - отсутствие контроля над временем, проводимым за играми; - желание увеличивать время, проводимое в игре; Физические признаки: - нарушение сна; - нарушение зрения; - снижение иммунитета; - головные боли; - повышенная утомляемость. Проблемы формирования зависимости от компьютерных игр, рассматривали в своих работах Иванов Михаил Федорович и Коссрецкая Виктория Сергеевна [7]. Они выделили следующие стадии формирования данной зависимости: 1. Стадия легкой увлеченности. После того как подросток впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сама игра, он ассоциирует себя с персонажами игры, ему нравятся мир в игре, визуал и музыка. Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в 42 сборник научных статей 7-й Международной научной конференции игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека. 2. Стадия увлеченности. Для перехода на эту стадию необходимо появление у подростка новой потребности - потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если подросток не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего. 3. Стадия зависимости. Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир [7]. Прежде чем рассматривать способы коррекции необходимо более подробно разобрать истоки проблемы. Юдин Владимир Дмитриевич подчеркнул надлежащие особенности предоставленного нюанса: 1. Недоступность или же дефект общения в семье. 2. Отсутствие у ребёнка хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. 3. Неумение ребёнка устанавливать контакты с окружающими, недоступность приятелей. В рамках экспериментального исследования по изучению психологических особенностей детей с компьютерной зависимостью на базе МОУ СШ № 2 г.Волгограда мы опросили 27 учащихся, 14-15 лет. Цель исследования: исследовать уровень компьютерной зависимости среди подростков. Предмет исследования: компьютерная зависимость подростка. Этапы исследования: - исследовательский этап; - аналитический этап. Для исследования компьютерной зависимости нами был использован тест для определения интернет-зависимости, разработанный К.Янг [6]. Тест предлагает двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ "нет" - 1 балл, за ответ "да" - 2 балла После проведения теста-опросника среди обучающихся 7 класса были получены следующие результаты. 1). 50% опрошенных - на стадии увлеченности. На этом этапе уже существует сильная тяга к ПК; 2) 35% - с риском развития компьютерной зависимости. Подросток нуждается в профилактических программах; 3) 15% - отсутствие компьютерной зависимости. То есть времяпрепровождения за компьютером. МЛ-71 Том 2 Наука молодых - будущее России 12-13 декабря 2022 года 43 Таким образом, стало понятно, что половина опрошенных находится в группе риска и может быть зависима от компьютера. Для профилактики компьютерной зависимости необходимо помнить о ее систематичности. Профилактические исследования должны проводиться систематически, и все принятые для этого меры должны быть сведены к системе, в которой каждая мера согласуется с другой, не противоречит ей, за которой следует одна из других. Возможность выбора главной цели. Целью профилактической работы является выполнение множества задач, каждая из которых может занять приоритетное место на определенном этапе. Здесь вы должны иметь четкую информацию о том, на кого направлены профилактические меры. Соответствие задач установленным целям. Четко подготовленная система профилактики, в которой подчеркиваются элементы взаимоотношений между ними, поможет не только четко деконструктировать цель деятельности системы, но и выделить ряд задач, в которых может быть достигнута цель. С развитием новых технологий и снижением себестоимости производственных процессов распространение компьютеров стало повсеместным. Разработчики компьютерных игр,
проводя рекламную компанию, особенно акцентируют внимание на продукции, вызывающей компьютерную игровую зависимость, так как этим они обеспечивают себе постоянных покупателей и коммерческий успех. Единственный проверенный на данный момент способ помешать подростку пристраститься к компьютерным играм - это вовлечь его в процессы, не связанные с компьютером, чтобы компьютерные игры не заменяли реальность. Список литературы 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2000.-106с. 2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2003. - № 10-128с. 3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2002. -№ 6.- с 15-22 4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. - 2005. - № 9.- с.30-33 5. Крылова Н.Б. Школа без детей. - М., 2002- 154с. 6. Миронец О.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 3. № 4. С. 50-54 7. Поздняков А.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ. Психолого-педагогический поиск. 2013. № 4 (28). С. 98-110
Ускова, С. В. Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми / С. В. Ускова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : Научные статьи XIII Международной научно-практической конференции, Рязань, 13–15 октября 2022 года / Под общей редакцией Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, Н.А. Фоминой. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2022. – С. 269-272. 

Создание Интернета стало значимым рубежом в цивилизации, в развитии образования, медицины, промышленности, вооруженных сил, СМИ и т.п. В наше время ребенок уже в дошкольном возрасте начинает овладевать компьютером и становится активным посетителем Интернет-пространства, где, интересующей его темой, в основном, являются компьютерные игры, которые также существенно влияют на психические структуры детей, а также на социально-психологические аспекты его существования в обществе. 1 1Габдрахманова, Э. С. Психологические особенности подростков, увлеченных сетевыми компьютерными 270 Проблема влияния компьютерных игр на личностное развитие подростков является особо актуальной в условиях интенсивной цифровизации всех сфер жизни. Необходимо учитывать специфика подросткового возраста, чтобы грамотно организовать профилактику возникновения компьютерной игромании. Назовем некоторые психологические особенности данного возраста. Так, восприятие у подростков характеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью и также избирательностью. Если подросток занимается интересной для него работой, то он будет внимательно и сосредоточенно ее выполнять, и при
этом не будет чувствовать усталости, но вместе с этим в силу большой возбудимости подростков, им присуща неустойчивость внимания. В подростковом возрасте память улучшается, качественно изменяется, и также развиваются способности к логическому запоминанию. Школьник сначала пытается понять изучаемый материал, осмыслить, запомнить его, а затем воспроизводит прочитанное своими словами. Логическое мышление становится доминирующим, кроме того наблюдается расширение и обогащение спектра абстрактных понятий. Представления и понятия становятся конкретнее. Важно отметить, что существенной чертой мышления является критичность. Речь подростков характеризуется более частым употреблением различных абстрактных выражений и усложнением структуры предложений. Проявляется потребность самостоятельно мыслить, отстаивать свои суждения. Дружба, товарищество в подростковом возрасте более осознанны, чем раньше. На основе общей деятельности такой как: учебная, игровая, спортивная, общественная и возникает дружба, а также, если есть схожие интересы. Подросток готов вступиться за товарища в любой ситуации. Дружба положительно влияет на формировании его личности. 1 Очень остро у подростков проявляется чувство коллективизма. Он ценит мнение одноклассников и старается получить одобрение своим поведением. Если подросток не найдет свое место в коллективе, то это приведет его к замкнутости, одиночеству, и может стать причиной недисциплинированности, а также поисков иной деятельности вне группы сверстников. Отношение подростков к дисциплине носит противоречивый характер. Подросток может осознавать всю необходимость дисциплины, но и в то же время пренебрегать ею. Часто подростки усваивают стиль поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных программ, фильмов, из информации, получаемой в социальных сетях, которая часто имеет деструктивный характер. Формированию у подростков определенных образцов поведения способствуют именно содержание этих средств, которые оказывают сильное воздействие на процесс социализации. 2 Каждый раз, когда подросток погружается в виртуальный мир, он взаимо- играми / Э. С. Габдрахманова. // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86843/— Текст : электронный. 1Драгунова. – Москва // Психологические теории подросткового возраста : хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. – Москва : АНО ПЭБ, 2008. – С. 342-348. – (Психология образования) . 2Теперик, Р.Ф. Особенности общения Интернет- зависимых пользователей. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. / Теперик Р.Ф., Жукова М.А Ред.-сост. А.Е.Войскунский 2009; – 187с 271 действует с различными объектами, которые участвуют и подчиняются своим определенным законам. В такие моменты он детально исследует новый,
постоянно обновляемый игровой мир, и порой сталкивается с неожиданными явлениями виртуального мира. Компьютерная игра дарит все те эмоции, которые не всегда дано ощутить ребенку в жизни. Не сдвигаясь с места, можно почувствовать огромный спектр эмоций как положительных, так и отрицательных. Игра в компьютере дает выход лишней энергии, отдых, появляется стремление к самоутверждению, происходит подчинение инстинкту подражания, удовлетворение желаний, невозможных в реальной жизни. В компьютерной игре подростки могут чувствовать себя сильными, смелыми и успешными. Проиграв, подросток может вернуться назад и переиграть игру или ее фрагмент. Именно это так сильно захватывает подростков, которые травмированные своей неудачей и имеют различные комплексы. Но есть и обратная сторона. Когда ребенок в игре получает власть над виртуальным миром, практически не прилагая никаких усилий, это создает у него иллюзию, что он может все и в реальной жизни. В целом состояние компьютерной зависимости дезадаптирует подростков, выбивает их из жизни, причем так, что у них не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не представляет своей жизни без компьютерной игры. Для него она становится доминирующей и затмевает все остальное в его жизни. Таким образом, можно сказать, что игровая компьютерная зависимость – своеобразный вид игромании (развивается влечение, с которым сами не всегда могут справиться). Подростки начинают понимать, что реальный мир не поддается их управлению, как это можно сделать в играх, После этого они ведут себя неадекватно в различных жизненных ситуациях. Они становятся более раздражительными, импульсивными, агрессивными, начинают быстро утомляться, плохо спать, происходит затруднение переключения на другие действия и развлечения. У подростков также пропадает желание видеться и общаться с кемлибо. В общем, развитие такого подростка замедляется. Если у подростка уже имеется игровая компьютерная зависимость, то он не может контролировать время, которое проводит за компьютерными играми (обещает сократить его, выйти из игры, но не может), начинает лгать. Подростки испытывают депрессию и тревогу, когда что-то или кто-то мешает их планам «посидеть» за компьютером. Чтобы спрятаться от проблем или избежать чувства неполноценности в реальной жизни, они часто используют компьютер.1 В нашем мире есть много людей, которые предпочитают уходить от проблем, а компьютерные игры являются одним из наиболее распространенных способов ухода от реальности. В агрессивной среде, подростки чувствуют себя беззащитными и маленькими, испытывают дискомфорт и слабость, когда выходят из виртуального мира в настоящий. А в компьютерной игре, где они будто бы являются победителями и героями, они удовлетворяют все те потребности, которые не могут удо- 1Нацибуллина, А. Р. Психология игровой зависимости у подростка / А. Р. Нацибуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75816/ 272 влетворить в реальном мире, и поэтому они так быстро хотят вернуться в игровой компьютерный мир. Ведь такого героя все уважают, равняются на него и считаются с его мнением. Подростку очень приятно почувствовать и взять такую роль на себя. Более того, чем больше он играет, тем больше начинает ощущать контраст между "настоящим" и "виртуальным", что еще больше и сильнее притягивает его к компьютерной игре и отдаляет от реального мира. Подросток пытается реализоваться и совершенствоваться не в реальном, а в игровом компьютерном мире. Подростки с заниженной или завышенной самооценкой, более подвержены игровой компьютерной зависимости. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника, друга и товарища, то для вторых – важно добиться результатов, используя при этом минимум усилий. Период формирования жизненных ценностей происходит именно в подростковом возрасте, а также расширяются их социальные контакты. А ребенок,
который зависим от компьютерных игр, ограничивает свой круг общения. На сегодняшний день для некоторых детей компьютерные игры стали важнее, чем учебные занятия или прогулки на свежем воздухе и живое общение с друзьями. Подросток, привязанный к несуществующим предметам и объектам в виртуальном мире, получает меньше удовольствия от непосредственного общения. Подводя итог, можно сказать, что подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей наиболее подвержен игровой компьютерной зависимости. Список использованной литературы и электронных ресурсов: 1. Габдрахманова, Э. С. Психологические особенности подростков, увлеченных сетевыми компьютерными играми / Э. С. Габдрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86843/ – Текст: электронный. 2. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – С. 120-169. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63548 – Текст: электронный. 3. Нацибуллина, А. Р. Психология игровой зависимости у подростка / А. Р. Нацибуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75816/ – Текст: электронный. 4. Теперик, Р.Ф. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей. Интернетзависимость: психологическая природа и динамика развития. / Теперик Р.Ф., Жукова М.А Ред.-сост. А.Е. Войскунский 2009. – 187с . – Текст: непосредственный.