Файл: Максудов, Ш. Ш. Игровая зависимость как предмет исследования Ш. Ш. Максудов, А. М. Мирзахмедов Globus Гуманитарные науки. 2022. Т. 8, 2(40). С. 2224.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот метод подходит в случаях, когда игромания возникает на фоне глубоких внутренних конфликтов, обусловленных детскими психологическими травмами, проблемами воспитания и сложными взаимоотношениями с родителями [6]. Индивидуальные консультации дополняют работой в группах. При необходимости психотерапию осуществляют на фоне медикаментозной поддержки. После осознания своей зависимости, выработки новых способов мышления и поведения и нормализации психологического состояния пациента выписывают на амбулаторное долечивание. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Ахрамейко, А. В. Современные аспекты лечения игровой зависимости [Текст] / А. В. Ахрамейко, В. А. Куташов. // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 320-326. — URL: https://moluch.ru/archive/106/24824/ (дата обращения: 06.12.2022). 2. Абраменкова, В. В. Ребенок в "Заэкранье": кромешный мир компьютерных игр [Текст] / В. Абраменкова. – Москва : Лепта Книга, 2009. – 109. 3. Днепров, А. Г. Защита детей от компьютерных опасностей [Текст] / А. Днепров / А. Днепров. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 188 с. Сборник научных статей 3-й Всероссийской конференции 10 октября 2022 года 51 4.Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей [Текст] / Н.А. Залыгина // - М.: Пропилеи, 2013. - 196 c. 5. Никитина, Е.А. Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы [Текст] / Е.А. Никитина, Л.Н. Молчанова, Т.В. Недуруева, А.А. Кузнецова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика», 2014. - № 4. – С. 111-121. 6.Чернышев А.С. Экспериментальное исследование социальнопсихологических условий становления успешных лидеров / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, О.В. Чернышова // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. - № 4. – С.121.
Суханова, А. Н. Возможности использования компьютерной и игровой зависимости учащихся в образовательном процессе / А. Н. Суханова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : Сборник статей по материалам LXII-LXIII международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17 октября 2022 года. Том 9-10 (60). – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2022. – С. 26-30.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Суханова Анастасия Николаевна учитель информатики, МБОУ «СОШ №12» Вахитовского р-на, РФ, г. Казань E-mail: nastyaanohina13@gmail.com АННОТАЦИЯ Статья посвящена проблеме компьютерной и игровой зависимости у школьников. В статье доказывается гипотеза о том, что данный вид зависимости можно использовать в рамках образовательной деятельности. Так же в статье приведены примеры игровых проектов учащихся 9-11 классов. ABSTRACT The article is devoted to the problem of computer and game addiction among schoolchildren. The article proves the hypothesis that this type of addiction can be used in the framework of educational activities. The article also provides examples of game projects for students in grades 9-11. Ключевые слова: образование; игровая и компьютерная зависимость; проектная деятельность; информатика и ИКТ. Keywords: education; gaming and computer addiction; project activity; informatics and ICT. Процессы глобальной информатизации и цифровизации в современном мире накладывают существенный отпечаток на личностную характеристику людей в общем и детей, в частности. Широкое распространение компьютеров, а с ними и компьютерных игр не может не затронуть подрастающее поколение и влияет на процесс их воспитания. Вместе с тем, именно воспитательная среда предопределяет лич- Современная психология и педагогика: проблемы и решения № 9–10 (60), 2022 г. www.sibac.info 27 ностное становление ребенка, которое осуществляется не только в рамках образовательного учреждения, но, в первую очередь, в семейном пространстве. На сегодняшний день мы наблюдаем реорганизацию досуговой деятельности детей в сторону значительного увеличения времяпровождения детей в сети Интернет, а также в цифровом игровом пространстве. Каждый ребенок и подросток в современном мире активно взаимодействует с персональным компьютером, оперирует различными программами и приложениями, а также увлекается компьютерными играми. Несмотря на то, что компетентность работы в сфере информационных технологий обладает массой преимуществ, ей так же присущи и значительные недостатки. Самым распространенным и всеобъемлющим негативным фактором цифровизации выступает формирование компьютерной зависимости у детей и подростков. С точки зрения психологической науки, такой вид зависимости приравнивается к аддикции, которая вызвана сторонними средствами и представляет собой некий вид эмоциональной наркомании. Таким образом, в настоящее время актуальность изучения компьютерной зависимости становится крайне высокой [1, стр. 1]. Безусловно
компьютерная зависимость имеет различные проявления, но наиболее распространенной по своим масштабам остается зависимость детей от игр. В первую очередь, это зависит от того, что игры по своей природе отличаются нереальной и привлекающей графикой, динамичностью, отсутствием повторяемых событий и рутины, новизной, возможностью иметь много жизней или достигать новых уровней с повышенной значимостью игрока. Все эти характеристики погружают ребенка в игровой процесс, создают иллюзию его реального пребывания в игровом сюжете. Таким образом, формируется иной вид реальности ребенка, который он не силах покинуть ради реальной жизни и исполнения своих социально значимых обязанностей в ней. Вне зависимости от того, чем спровоцирована компьютерная зависимость, она является крайне неблагоприятной для психологического состояния ребенка потому, что процесс ее формирования наиболее скоротечный, чем у иных видов аддикций, в том числе, спровоцированных химическими веществами. Согласно исследованиям, устойчивая зависимость от компьютерных игр может быть сформирована в течении полугода-года, в зависимости от того, какой фактор стал преобладающим для ее возникновения [2, стр. 96]. Современная психология и педагогика: проблемы и решения www.sibac.info № 9–10 (60), 2022 г. 28 Основной категорией игр, которые наиболее полно заменяют реальность и поглощают внимание ребенка, являются ролевые компьютерные игры. Они классифицируются на несколько основных подвидов: игры от первого лица: характерная особенность – конгруэнтность игрока с виртуальным персонажем, тотальное погружение в игровое пространство. Ребенок, который действует в игре в качестве основного персонажа, сливается с его выдуманной ролью и границы реального мира стираются. Как правило, игрок за короткий промежуток времени сливается с персонажем, теряет различия между его виртуальными качествами и своими реальными. Игровой сюжет из-за его динамики мотивирует ребенка все больше погружаться в игровой процесс; игры от третьего лица: данный вид игры не оказывает такого влияния, как первый, т.к. игрок манипулирует персонажем со стороны, а не является им в игре. Безусловно, игрок отождествляет себя с вымышленным персонажем, но эмоциональное вовлечение в данном случае не такое сильное, как в играх от первого лица. Несмотря на то, что игрок не проецирует на себя судьбу вымышленного персонажа, ему все равно морально сложно покинуть виртуальное пространство и завершить игровой процесс. игры в контексте руководства: основная характерная особенность таких игр – возможность игрока управлять персонажами. Так, он выступает главным в игре, фактически становясь виртуальным руководителем, который сам может срежиссировать свою роль. Таким образом, данный вид игры предполагает минимальное слияние с вымышленным персонажем, т.к. глубина погружения в игру невелика. Тем не менее, ребенок с компьютерной зависимостью все равно эмоционально вовлекается в игровой процесс, а потому в данном случае может наблюдаться сублимация его нереализованного в реальной жизни стремления доминировать, управлять, быть лидером. Еще одним широко распространенным видом игр является их неролевой жанр. К таким играм относятся следующие типы: аркады: отличаются достаточно простым сюжетом и смыслом. От игрока требуется динамика реакций, стремление достичь более высоких игровых уровней. Данный тип игр не предполагает развития эмоциональной зависимости и может использоваться в качестве варианта досуговой деятельности; головоломки: данный тип игр причисляется к настольным играм в цифровом формате, например, – шахматы, шашки и т.п. Как правило, в таких играх у игрока возникает интерес и стремление обыграть ПК; Современная психология и педагогика: проблемы и решения № 9–10 (60), 2022 г. www.sibac.info 29 игры на скорость реакции: перекликаются с аркадными играми, но, в отличие от них, лишены сюжетной линии. Главное в таких играх – скорость реакции игрока. Азарт и стремление достичь определенного уровня, заработать максимальное количество баллов может вызывать у игрока эмоциональную зависимость; азартные игры в цифровом формате: все варианты игр, которые традиционно принято считать азартными – карточные, казино, игровые автоматы и т.п. Вызывают безусловное привыкание и формируют у игрока такой вид аддикции как лудомания. В целом, неролевой вид игр не предполагает отождествление игрока с вымышленным персонажем, но азарт, который неизбежно возникает в процессе таких игр, приводит к психологической зависимости игрока и нарушениям его эмоционально-волевой сферы [2, стр. 92]. До сих пор довольно остро стоит проблема борьбы с игровой зависимостью, особенно у школьников. Вопрос рассматривают и с психологической, и с педагогической точки зрения. Игры мешают учебе, формируют не правильное мышление, убивают ценности, подталкивают к незаконным поступкам.

Однако действительно ли это так, и нужно ли в корне избавляться от игровой зависимости у школьников? Целью исследования стало доказательство гипотезы о том, что игровую зависимость школьников можно использовать в рамках образовательной деятельности. Распространенный инструмент для использования увлечения играми в образовательных целях – создание компьютерной игры. Актуальность разработки игр, как учебных проектов, состоит в том, что, вопервых, это позволяет более детально изучить программирование и процесс разработки различного программного обеспечения. Вовторых, дает основу для создания обширного портфолио, которое будет способствовать трудоустройству в крупные студии разработки игр и работе над интересными проектами. Также создание игр имеет неоспоримую практическую значимость, ведь игры бывают, как и развлекательными, так и обучающими. Но даже если игра не является обучающей, то помимо увлекательной истории в ней всегда присутствуют какие-либо логические задачки, с которыми игроку нужно справиться, чтобы пройти на следующий уровень. Это дает игроку возможность переключить мозг с ежедневной рутины и получить интересный игровой опыт. Для разработки игры ученику необходимо решить следующие задачи: изучить жанры и виды игр; написать сценарий; выбрать движок; Современная психология и педагогика: проблемы и решения www.sibac.info № 9–10 (60), 2022 г. 30 создать игру. В качестве продукта данной работы становится возможным получить готовый игровой продукт, который можно передать, как на жёстком носителе, так и загрузить в интернет для того, чтобы распространить игру, и в неё смог поиграть любой желающий. Например, в рамках школьного предмета “Индивидуальный проект” учениками 9-11х классов разрабатываются проекты, напрямую связанные с индустрией компьютерных игр: 1. Визуальная новелла для изучения истории; 2. Компьютерная 2.5D игра; 3. Архитектурный макет карты города в популярной компьютерной игре; 4. Эффект популярности игры “Genshin Impact”; 5. Интерактивная система для развития детей дошкольного возраста с элементами Life RPG. Таким образом свое увлечение играми учащиеся используют в образовательных целях, создавая интересные и полезные проекты, которые могут стать как основой для дальнейших исследований
, так и использоваться другим людьми в развлекательных и педагогических целях. Итак, согласно вышеизложенному материалу, можно говорить о том, что проблематика компьютерной зависимости широко распространена в современном мире, а потому тема остается актуальной для рассмотрения. Наличие данного вида аддикции становится возможным использовать в благоприятном контексте в образовательных целях с помощью таких методик, как создание компьютерных игр, геймификации, создания визуальной новеллы, а также использования вида игр, которые позволяют проводить параллели с реальным миром и обществом. Список литературы: 1. Бурова В.А. «Кибераддикт – Человек Играющий?» Социальнопсихологические аспекты Интернет-зависимости. Электронный ресурс. / В.А. Бурова.- Режим доступа: www/zavisimost.ru 2. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский//Психол. журнал,- 2004.-Т.25 (1).- С.90-100. 3. Иванов А.В., Чудова Н. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся.// Доклад на Всероссийской научнопрактической конференции. Российская школа и Интернет. Самарский госуниверситет, Самара, 2001,С.269-270. 4. Янг, К.С. Диагноз Интернет-зависимость / К.С.Янг// Мир Интернет.2000.

Бадаква, Г. А. Психологические особенности игровой компьютерной зависимости у подростков / Г. А. Бадаква // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 12–13 декабря 2022 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 40-43. 

БАДАКВА ГЕРМАН АНДРЕЕВИЧ, студент. Научный руководитель - БОБРЫШЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА, канд.пед.наук, доцент g_badakva@mail.ru Волгоградский социально-педагогический университет, г.Волгоград,Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ БАДАКВА Г.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В статье, на основе статистических данных, рассматривается проблема игровой зависимости и ее психологические особенности у подростков. Уточняются признаки компьютерной игромании и стадии ее формирования. Представлено эмпирическое исследование по изучению уровня компьютерной зависимости у подростков. Ключевые слова: компьютерная зависимость, игровая зависимость, подростковый возраст Компьютерная зависимость - это зависимость от деятельности, связанной с использованием компьютеров, что приводит к резкому снижению всех других видов деятельности и ограничению общения с другими людьми. Проблема игровой зависимости является самой распространенной на данный момент. Сложно найти человека, у которого не будет компьютера, либо свободного выхода в Интернет. С детства у детей уже есть ПК или планшет, так как родители покупают им технику перед поступлением в школу. Компьютерные технологии сильно изменили общество, ведь больше не нужно ходить на концерты, покупать музыку, ведь вся информация находится в сети. Живое общение сменилось на переписку в Интернете, а развлечения заменили компьютерные игры [2]. МЛ-71 Том 2 Наука молодых - будущее России 12-13 декабря 2022 года 41 Термин «компьютерная зависимость» появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами. Например, практика социальной защиты “наркоманов игры” активно используется в Швейцарии и Германии. В этих странах в практику уже внедрена обязательная социальная концепция, направленная на борьбу с игровой зависимостью. Разработкой этой концепции занимался специальный институт - Высшая школа социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа получила поддержку в качестве законодательных актов. Психологические особенности подростков слишком сильно отличаются от особенностей детей младшего возраста и взрослых. В подростковом возрасте самоуверенность часто сменяется неуверенностью в себе,