ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие малого и среднего предпринимательства
В 2019 году поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в Хабаровском крае продолжена в рамках государственной программы края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства края от 17 апреля 2012 г. № 124-пр (далее – Программа МСП), а также в рамках отраслевых государственных программ края:
- "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае" (постановление Правительства края от 26.06.2012 № 211-пр) − в части субсидирования затрат, связанных с разработкой и обустройством объектов инфраструктуры туристских маршрутов;
- "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае" (постановление Правительства края от 17.08.2012 № 277-пр) − в части поддержки малых форм хозяйствования (крестьянско-фермерские хозяйства);
- "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края" (постановление Правительства края от 26.06.2012 № 212-пр) − в части предоставления предпринимателям услуг центра инжиниринга, центра сертификации, стандартизации и испытаний в сфере инноваций и модернизации производства;
- "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края" (постановление Правительства края от 22.12.2015 № 462-пр) − в части предоставления поддержки экспортно-ориентированным субъектам МСП.
На поддержку субъектов МСП в муниципальных образованиях края в 2019 году направлено 18,0 млн. рублей из средств краевого бюджета. Субсидии распределены между 24 муниципальными образованиями края на реализацию мероприятий муниципальных программ развития и поддержки МСП. Финансовая поддержка оказана 107 субъектам МСП по 37 субсидированным мероприятиям.
В 2019 году малому и среднему бизнесу края "Фондом поддержки малого предпринимательства Хабаровского края" предоставлен 351 займ на сумму 429,747 млн. рублей. Поддержка субъектам МСП по программам микрофинансирования позволила сохранить 1 492 рабочих места и создать 291 новое рабочее место.
В 2019 году более 10 тыс. субъектов МСП получили поддержку в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ, в т.ч.:
- 255 субъектов инновационной деятельности через центр комплексной поддержки инновационной деятельности АНО "Дальневосточное агентство содействия инновациям";
- 141 субъект МСП края на общую сумму 6,4 млрд. рублей (в 2018 году – 68 МСП на сумму 4,8 млрд. рублей) по программе льготного кредитования субъектов МСП, реализуемой совместно с Минэкономразвития России и АО "Корпорация МСП" (Программа 8,5);
-заключено 2 сделки на общую сумму 29,2 млн. рублей по программе льготного лизинга по ставке 6,0 % на отечественное оборудование и 8,0 % – на зарубежное (через региональную лизинговую компанию Республики Саха (Якутия)).
В рамках реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в 2019 году крупнейшими заказчиками осуществлено закупок у с МСП края на сумму 29,1 млрд. рублей, что больше на 35,0 % объема таких закупок в 2018 году.
В рамках регионального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности":
- проведен анализ по использованию пониженных ставок для субъектов МСП, применяющих специальные налоговые режимы;
- обеспечен доступ субъектов МСП к предоставляемому на льготных условиях государственному и муниципальному имуществу за счет дополнения общего количества объектов объектами (в том числе неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по назначению) в перечнях государственного и муниципального имущества.
Количество объектов государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП составляет 6025.
В целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса на территории муниципальных образований края реализуется Муниципальный стандарт. В 2019 году 13 из 19 муниципальных образований края достигли 90 % и более целевых значений показателей, предусмотренных Муниципальным стандартом.
Продолжена системная работа по содействию развитию конкуренции в рамках внедрения составляющих новой редакции Стандарта развития конкуренции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р. Совместно с экспертным бизнес-сообществом сформирован перечень из 35 товарных рынков. Правовыми актами края утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по их развитию и значения ключевых показателей к 2022 году.
На 01.01.2020 в крае осуществляют деятельность 51,6 тыс. субъектов МСП,
включая индивидуальных предпринимателей, (далее – ИП). Численность занятых в сфере МСП, включая ИП, составляет 168,5 тыс. человек. Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями края, в том числе микропредприятиями и ИП в 2019 году оценивается на уровне 734,4 млрд. рублей.
По итогам 2019 года поступления доходов в бюджет края по категории налогоплательщиков "Индивидуальные предприниматели" составили 4,3 млрд. рублей, по сравнению с 2018 годом произошел рост на 16,1 %.
В целях повышения престижа деятельности субъектов МСП в октябре 2019 г. состоялся IV Дальневосточный форум предпринимателей "Развитие дальневосточного предпринимательства в фокусе национальных проектов", в рамках которого проведено 51 мероприятие (2018 год – 30 мероприятий) на 6 площадках; число участников – около 2 тыс. человек из 15 субъектов Российской Федерации.
Показатели развития СМСП представлены в таблицах № 1, 2.
Таблица № 1
Число субъектов малого и среднего предпринимательства
в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц
Муниципальное образование | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
г. Хабаровск | 531,6 | 544,8 | 545,3 | 535,1 | 535,4 | 535,4 | 535,4 |
г. Комсомольск-на-Амуре | 420,2 | 333,9 | 307,3 | 303,4 | 255,9 | 257,8 | 272,8 |
Бикинский район | 332,7 | 189,0 | 177,5 | 170,6 | 173,0 | 176,00 | 180,0 |
Вяземский район | 305,8 | 230,6 | 225,9 | 211,8 | 213,0 | 213,0 | 213,0 |
район им. Лазо | 171,9 | 202,6 | 266,3 | 268,3 | 269,5 | 273,2 | 275,8 |
Нанайский район | 272,7 | 184,8 | 197,9 | 189,4 | 190,0 | 192,0 | 194,0 |
Хабаровский район | 510,6 | 284,5 | 287,8 | 288,9 | 290,0 | 293,0 | 295,0 |
Амурский район | 309,3 | 243,9 | 246,2 | 244,2 | 241,0 | 240,0 | 240,0 |
Ванинский район | 388,3 | 262,5 | 246,2 | 247,3 | 247,0 | 250,0 | 253,0 |
Верхнебуреинский район | 376,4 | 266,5 | 270,2 | 267,3 | 272,0 | 273,0 | 274,0 |
Комсомольский район | 195,7 | 144,3 | 140,4 | 133,6 | 136,6 | 138,4 | 140,2 |
Советско-Гаванский район | 438,2 | 308,9 | 301,3 | 301,4 | 301,5 | 301,5 | 301,5 |
Солнечный район | 363,6 | 237,9 | 238,9 | 220,8 | 223,0 | 223,0 | 223,0 |
Аяно-Майский район | 268,5 | 211,1 | 237,5 | 218,9 | 219,7 | 219,7 | 219,7 |
Николаевский район | 263,2 | 281,9 | 289,9 | 281,5 | 284,5 | 287,9 | 297,9 |
Охотский район | 373,8 | 269,6 | 297,0 | 287,5 | 288,0 | 288,0 | 288,0 |
район им. П. Осипенко | 296,0 | 217,4 | 217,6 | 218,5 | 226,0 | 239,0 | 240,0 |
Тугуро-Чумиканский район | 285,7 | 198,6 | 229,7 | 218,2 | 234,1 | 234,2 | 234,4 |
Ульчский район | 298,2 | 190,7 | 181,9 | 185,6 | 185,04 | 185,7 | 185,9 |
Таблица № 2
Доля среднесписочной численности работников (без внешних
совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной
численности работников (без внешних совместителей) всех
предприятий и организаций, процентов
Муниципальное образование | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
г. Хабаровск | 31,6 | 31,7 | 31,8 | 31,9 | 31,9 | 31,9 | 31,9 |
г. Комсомольск-на-Амуре | 27,0 | 27,4 | 27,4 | 27,5 | 22,9 | 23,3 | 24,3 |
Бикинский район | 19,9 | 19,9 | 21,0 | 19,9 | 19,0 | 19,0 | 19,0 |
Вяземский район | 34,4 | 34,8 | 36,1 | 36,8 | 37,1 | 37,5 | 37,9 |
район им. Лазо | 28,9 | 29,8 | 30,1 | 35,6 | 35,9 | 36,2 | 36,5 |
Нанайский район | 21,7 | 22,8 | 22,9 | 23,0 | 23,1 | 23,2 | 23,3 |
Хабаровский район | 42,2 | 42,3 | 42,5 | 42,7 | 42,9 | 43,0 | 43,1 |
Амурский район | 38,8 | 38,8 | 38,8 | 38,8 | 38,8 | 38,8 | 38,8 |
Ванинский район | 31,0 | 31,0 | 32,4 | 32,1 | 32,4 | 32,4 | 32,4 |
Верхнебуреинский район | 16,2 | 16,2 | 16,2 | 16,2 | 16,2 | 16,2 | 16,2 |
Комсомольский район | 43,0 | 43,6 | 44,0 | 45,0 | 47,0 | 49,0 | 50,0 |
Советско-Гаванский район | 31,8 | 33,0 | 33,1 | 33,2 | 33,2 | 33,3 | 33,4 |
Солнечный район | 42,1 | 42,2 | 42,2 | 42,2 | 42,2 | 42,2 | 42,2 |
Аяно-Майский район | 22,0 | 22,4 | 24,4 | 24,4 | 24,4 | 24,4 | 24,4 |
Николаевский район | 40,06 | 24,38 | 24,80 | 24,9 | 24,74 | 24,61 | 25,08 |
Охотский район | 32,2 | 31,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 |
район им. П. Осипенко | 8,9 | 8,9 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,0 |
Тугуро-Чумиканский район | 31,1 | 31,2 | 44,3 | 48,1 | 48,2 | 48,2 | 48,2 |
Ульчский район | 18,0 | 18,0 | 18,5 | 18,5 | 18,7 | 18,9 | 19,2 |
Рекомендации по повышению эффективности деятельности ОМСУ
по развитию малого и среднего предпринимательства
- провести работу с предпринимательским сообществом на предмет проверки нахождения субъектов МСП в Едином реестре субъектов МСП;
- реализация Целевой модели "Поддержка малого и среднего предпринимательства";
- реализация Стандарта развития конкуренции;
- развитие инфраструктуры поддержки, в том числе инновационно-производственной;
- проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов;
- увеличение доли субъектов МСП в общем объеме закупок для муниципальных нужд;
- развитие социального предпринимательства;
- привлечение средств федеральной субсидии (гранты начинающим; поддержка субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства);
- информирование предпринимателей муниципальных образований о действующих механизмах поддержки МСП и условиях их предоставления;
- реализация муниципальных программ поддержки и развития субъектов МСП.