Файл: Протокол от 2016 г. Макаров В. В. Комплект лекций по мдк 02. 01.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
быть разработана система некоторых ограничений, которая бы учитывала эти факторы при разработке и сопровождении ИС. Для обычных программ все проблемы, связанные с субъективным оцениванием их качества и наличием ошибок, скорее всего, неизбежны.
Возникающие ошибки ИС предлагается разделить на ошибки функциональности, надёжности, удобства использования, эффективности, мобильности. При этом сопровождение каждой из них может быть как реактивным – в виде реакция на выявленные ошибки, так и профилактическим, которое применяется в особо ответственных модулях и системах во избежание возможных (ещё не возникших) проблем.
В настоящее время банковские ИТ-структуры осознали преимущества централизованной системы отслеживания и решения проблем и ошибок. Система отслеживания ошибок – это прикладная программа, разработанная с целью помочь разработчикам программного обеспечения учитывать и контролировать ошибки, найденные в программах, а также следить за процессом устранения этих ошибок и выполнения или невыполнения пожеланий. Главный элемент такой системы – это заявка, содержащая основные параметры ошибки и этапы её устранения. База данных заявок является одновременно и классификатором найденных ошибок и базой знаний по исправлениям и доработкам. Система позволяет организовать эффективный процесс сопровождения с сильной обратной связью.
Сопровождение данных. Важной спецификой корпоративных ИС является значительно превышение продолжительности жизненного цикла (ЖЦ) данных над продолжительностью ЖЦ программной среды, технологий обработки, бизнес логики и т.д.[5] Поэтому целесообразно вынести поддержку данных в отдельный класс задач, состоящий из контроля целостности данных, поддержки актуальности данных и резервного копирования и восстановления, а также переноса данных из одной системы в другую.
Понятие целостности используется в контексте терминологии информационной безопасности, при этом объектами, по отношению к которым он применяется, могут быть информация, специализированные данные, ресурсы автоматизированной системы и пр. Целостность информации определяется как состояние информации, при котором её изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право
, либо таковое отсутствует.
Актуальность – это свойство данных в указанный момент времени адекватно отображать состояние объектов предметной области.
Инструменты мониторинга за целостностью системы могут существенно улучшить политику безопасности банка. Наряду со встроенными средствами контроля целостности, защиты и правильным ведением логов, такие инструменты служат хорошим препятствием для злоумышленника и являются хорошим средством обеспечения безопасности банковской ИС.
В отдельную группу задач сопровождения данных вынесен перенос данных в другую систему. Проблема связана с сохранением существующих связей и семантики. Процесс переноса данных не должен порождать дублирование записей, равно как и их потерю.
Предложенная классификация задач сопровождения и указанные выше особенности отдельных групп задач позволяют системно подойти к проблеме поддержки информационной инфраструктуры банка и повысить эффективность процесса сопровождения банковской информационной системы.
Сопровождение базы данных — процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов информационной системы (ИС) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ИС — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ИС в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования и применимость ИС.
Сопровождение ИС может подразумевать как постоянное (24х7), так и периодическое обслуживание (по запросу). Первый вариант поддержки и сопровождения ИС больше подходит для высоконагруженных систем. Второй вариант необходимо применять на проектах, которые могут содержать большой функционал или проекты, на которых необходимо отслеживать всевозможные действия пользователей, которые периодически приводят к некорректной работе (будь то неверное построение отчетов или статистики, некорректно выставленные статусы какой-либо заявке или товару и т.д.).
Сопровожде́ние (поддержка) программного обеспечения — процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ПО — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ПО в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования (юзабилити) и применимость ПО.
В модели водопада, сопровождение ПО выделяется в отдельную фазу цикла разработки. В спиральной модели, возникшей в ходе развития объектно-ориентированного программирования, сопровождение не выделяется как отдельный этап. Тем не менее, эта деятельность занимает значительное место, учитывая тот факт, что обычно около 2/3 жизненного цикла программных систем занимает сопровождение.
Сопровождаемость программного обеспечения — характеристики программного продукта, позволяющие минимизировать усилия по внесению в него изменений:
Обновление
Обновление – это дополнение к программному обеспечению, которое предотвращает или устраняет неполадки в нем. Помимо этого, оно также повышает безопасность, а также улучшает производительность компьютера. Обновления программного обеспечения расширяют функциональность системы и устраняют несовместимость с программным/аппаратным обеспечением.
Разработчики программного обеспечения рекомендуют обязательно устанавливать обновления безопасности по мере их доступности, чтобы быть максимально защищенными от киберугроз. Разработчики часто отправляют пользователям уведомления о появлении обновлений или новых версий программ.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Информационное обеспечение представляет собой единую систему классификации и кодирования информации, унифицированную систему документации, схемы информационных потоков, циркулирующих в экономической системе, а также методологию построения, состав и содержание баз данных. Из данного определения следует, что ИО призвано обеспечивать технологическое единство, однозначность описания и связи между показателями, своевременное формирование и выдачу оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений.
Основное назначение информационного обеспечения состоит в создании динамичной информационной модели экономической системы, отражающей ее состояние в настоящий момент, в прошедшем времени и в будущем.
Структурно информационное обеспечение АИС состоит из двух частей: внемашинного информационного обеспечения и внутримашинного информационного обеспечения:
Основными функциями ИО являются:
1) наблюдение за ходом производственно-хозяйственной деятельности,
2) выявление и регистрация состояния управляемых параметров и их отклонение от заданных режимов;
3) подготовка к обработке первичных документов, отражающих состояние управляемых объектов;
4) обеспечение автоматизированной обработки данных;
5) осуществление прямой и обратной связи между объектами и субъектами управления.
Техническое обеспечение ИС - информационных систем — это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС, соответствующей документации на эти средства и технологические процессы.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств (рис. 3.8).
Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3.4): функциональную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки ИС дополнительно - правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.
Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 3.7). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу "железа") и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).
Возникающие ошибки ИС предлагается разделить на ошибки функциональности, надёжности, удобства использования, эффективности, мобильности. При этом сопровождение каждой из них может быть как реактивным – в виде реакция на выявленные ошибки, так и профилактическим, которое применяется в особо ответственных модулях и системах во избежание возможных (ещё не возникших) проблем.
В настоящее время банковские ИТ-структуры осознали преимущества централизованной системы отслеживания и решения проблем и ошибок. Система отслеживания ошибок – это прикладная программа, разработанная с целью помочь разработчикам программного обеспечения учитывать и контролировать ошибки, найденные в программах, а также следить за процессом устранения этих ошибок и выполнения или невыполнения пожеланий. Главный элемент такой системы – это заявка, содержащая основные параметры ошибки и этапы её устранения. База данных заявок является одновременно и классификатором найденных ошибок и базой знаний по исправлениям и доработкам. Система позволяет организовать эффективный процесс сопровождения с сильной обратной связью.
Сопровождение данных. Важной спецификой корпоративных ИС является значительно превышение продолжительности жизненного цикла (ЖЦ) данных над продолжительностью ЖЦ программной среды, технологий обработки, бизнес логики и т.д.[5] Поэтому целесообразно вынести поддержку данных в отдельный класс задач, состоящий из контроля целостности данных, поддержки актуальности данных и резервного копирования и восстановления, а также переноса данных из одной системы в другую.
Понятие целостности используется в контексте терминологии информационной безопасности, при этом объектами, по отношению к которым он применяется, могут быть информация, специализированные данные, ресурсы автоматизированной системы и пр. Целостность информации определяется как состояние информации, при котором её изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право
, либо таковое отсутствует.
Актуальность – это свойство данных в указанный момент времени адекватно отображать состояние объектов предметной области.
Инструменты мониторинга за целостностью системы могут существенно улучшить политику безопасности банка. Наряду со встроенными средствами контроля целостности, защиты и правильным ведением логов, такие инструменты служат хорошим препятствием для злоумышленника и являются хорошим средством обеспечения безопасности банковской ИС.
В отдельную группу задач сопровождения данных вынесен перенос данных в другую систему. Проблема связана с сохранением существующих связей и семантики. Процесс переноса данных не должен порождать дублирование записей, равно как и их потерю.
Предложенная классификация задач сопровождения и указанные выше особенности отдельных групп задач позволяют системно подойти к проблеме поддержки информационной инфраструктуры банка и повысить эффективность процесса сопровождения банковской информационной системы.
-
Сопровождение информационных систем
Сопровождение базы данных — процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов информационной системы (ИС) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ИС — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ИС в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования и применимость ИС.
Сопровождение ИС может подразумевать как постоянное (24х7), так и периодическое обслуживание (по запросу). Первый вариант поддержки и сопровождения ИС больше подходит для высоконагруженных систем. Второй вариант необходимо применять на проектах, которые могут содержать большой функционал или проекты, на которых необходимо отслеживать всевозможные действия пользователей, которые периодически приводят к некорректной работе (будь то неверное построение отчетов или статистики, некорректно выставленные статусы какой-либо заявке или товару и т.д.).
Сопровожде́ние (поддержка) программного обеспечения — процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ПО — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ПО в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования (юзабилити) и применимость ПО.
В модели водопада, сопровождение ПО выделяется в отдельную фазу цикла разработки. В спиральной модели, возникшей в ходе развития объектно-ориентированного программирования, сопровождение не выделяется как отдельный этап. Тем не менее, эта деятельность занимает значительное место, учитывая тот факт, что обычно около 2/3 жизненного цикла программных систем занимает сопровождение.
Сопровождаемость программного обеспечения — характеристики программного продукта, позволяющие минимизировать усилия по внесению в него изменений:
-
для устранения ошибок; -
для модификации в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей.
Обновление
Обновление – это дополнение к программному обеспечению, которое предотвращает или устраняет неполадки в нем. Помимо этого, оно также повышает безопасность, а также улучшает производительность компьютера. Обновления программного обеспечения расширяют функциональность системы и устраняют несовместимость с программным/аппаратным обеспечением.
Разработчики программного обеспечения рекомендуют обязательно устанавливать обновления безопасности по мере их доступности, чтобы быть максимально защищенными от киберугроз. Разработчики часто отправляют пользователям уведомления о появлении обновлений или новых версий программ.
- 1 2 3 4 5
Структура информационного обеспечения
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Информационное обеспечение представляет собой единую систему классификации и кодирования информации, унифицированную систему документации, схемы информационных потоков, циркулирующих в экономической системе, а также методологию построения, состав и содержание баз данных. Из данного определения следует, что ИО призвано обеспечивать технологическое единство, однозначность описания и связи между показателями, своевременное формирование и выдачу оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений.
Основное назначение информационного обеспечения состоит в создании динамичной информационной модели экономической системы, отражающей ее состояние в настоящий момент, в прошедшем времени и в будущем.
Структурно информационное обеспечение АИС состоит из двух частей: внемашинного информационного обеспечения и внутримашинного информационного обеспечения:
Основными функциями ИО являются:
1) наблюдение за ходом производственно-хозяйственной деятельности,
2) выявление и регистрация состояния управляемых параметров и их отклонение от заданных режимов;
3) подготовка к обработке первичных документов, отражающих состояние управляемых объектов;
4) обеспечение автоматизированной обработки данных;
5) осуществление прямой и обратной связи между объектами и субъектами управления.
-
Понятие технического обеспечения ИС - информационной системы.
Техническое обеспечение ИС - информационных систем — это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС, соответствующей документации на эти средства и технологические процессы.
В комплекс технических средств входят:
-
компьютеры любых моделей; -
устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; -
устройства передачи данных и линий связи; -
оргтехника и устройства автоматического съема информации; -
эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
Документацию можно условно разделить на три группы:
-
общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению; -
специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения; -
нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств (рис. 3.8).
-
Программно-техническое обеспечение технологий управления
Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3.4): функциональную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки ИС дополнительно - правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.
Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 3.7). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу "железа") и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).