Файл: Протокол от 2016 г. Макаров В. В. Комплект лекций по мдк 02. 01.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


[AD]



Рис. 3.7. Математическое обеспечение ИС

Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств (рис. 3.8).



Рис. 3.8. Техническое обеспечение ИС



  1. Администрирование в ИС


Любая большая современная информационная система (ИС) в любой предметной области, как правило, несёт другую культуру управления. Проблема внедрения таких систем – это проблема восприятия, освоения и внедрения другой культуры управления.

Для большинства предметных областей внедрения информационных технологий характерны высокие требования к качеству их работы и надёжности эксплуатации, от которых во многом зависит эффективность использования и возврата вложенных средств. Эти требования относятся к проблемам, связанным с администрированием ИС, которые представляют собой сетевой программно-аппаратный и информационный ресурс.

Администрирование (административные механизмы) – это процедуры управления, регламентирующие некоторые процессы или их часть.

В нашем случае, оно входит в полномочия администратора ИС, который фиксирует и руководит соответствующими его полномочиям процессами и ситуациями, нуждающимися в целевом управлении и ограничениях.

К таковым процессам относят планирование работ, построение, эксплуатацию и поддержку эффективной ИТ-инфраструктуры, интегрированной в общую архитектуру информационной системы – один из критических факторов успешной реализации стратегических бизнес-целей организации.

Инфраструктура включает решения по программному обеспечению, аппаратному комплексу и организационному обеспечению ИС, что соответствует пониманию системы в современных стандартах типа ISO/IEC 15288.

В инфраструктуру ИТ входят:

  • вычислительное и телекоммуникационное оборудование;

  • каналы связи;

  • инженерно-техническое оборудование, обеспечивающее работу вычислительных и телекоммуникационных средств;

  • программные приложения, реализующие функциональность ИТ-систем (прикладное программное обеспечение) и обеспечивающие функционирование оборудования (системное программное обеспечение);

  • администрация и персонал, осуществляющие эксплуатацию ИС;

  • внутренние положения и инструкции, регламентирующие работу персонала с ИТ-системами;

  • исходные тексты программных приложений, входящих в ИТ-систему (прикладное и системное ПО);


Администрирование информационными системами – сложный процесс, основной целью которого является приведение информационной системы в соответствие целям и задачам предприятия или организации. Для достижения этой основной цели системное управление должно быть построено таким образом, чтобы минимизировать необходимое время и ресурсы, направляемые на управление системой и, в то же время, максимизировать доступность, производительность и продуктивность системы.
1.1.Обязанности системного администратора

В обязанности системного администратора входят:

· планирование системы;

· планирование нагрузки;

· установка и конфигурация аппаратных устройств;

· установка программного обеспечения;

· контроль защиты;

· архивирование (резервное копирование) информации;

· создание и управление счетами пользователей;

· определение и управление подсистемами;

· управление системными ресурсами;

· мониторинг производительности;

· управление лицензиями;

· документирование системной конфигурации и т.д.


  • системная и пользовательская документация программных приложений и аппаратных комплексов и др.



  1. Выбор рационального состава ПО


Универсального алгоритма выбора рационального состава ПО не существует, но попробуем определить, от каких факторов зависит этот состав.
Первым, наиболее значимым фактором является предназначение рабочего места. Состав ПО на компьютере инженера-конструктора будет значительно отличаться от программных средств бухгалтера. Хотя, безусловно, есть некоторый набор программного обеспечения, который характерен для любого пользователя, разница лишь в конкретных реализациях (например, операционная система или антивирусная программа).
Вторым фактором будет аппаратная платформа. Оценивая компьютеры сотрудников, Вы должны будете проверить минимальные значения пользовательской конфигурации и определить, подходят ли для установки нового ПО такие параметры, как тип дисплеев, быстродействие процессора, объём жёсткого диска.
Кроме двух названных факторов необходимо учитывать также некоторые другие обстоятельства. Первое – совместимость программных продуктов. К сожалению, не всегда на одном компьютере могут ужиться все необходимые Вам программы. По большей части это относится к программам одного класса. Например, хорошо всем известна неуживчивость антивирусных программ. Разумеется, ни в одной инструкции Вы не найдете перечня «несовместимых» продуктов. К тому же от версии к версии все это может принципиально меняться. Поэтому, принимая решение о закупке дорогостоящего программного продукта, хорошо бы предварительно проверить, не повредит ли это работе уже существующих программ.


Второе – уровень пользовательского мастерства. В некоторых случаях есть выбор между более и менее сложными программами. Тогда желательно выяснить, насколько «продвинут» пользователь, и насколько он готов прилагать усилия к обучению. В данном случае очень желательна личная беседа с пользователем.
При выборе программного обеспечения для АИС необходимо учитывать не только совместимость нового ПО с уже существующими информационными системами, но и с теми изменениями, которые предстоит внести в будущем. Прежде всего, организация должна согласовать различные версии систем автоматизации офисной работы, систем электронной почты, СУБД и т. д. с новыми программами.
Кроме того, новое ПО должно чётко интегрироваться в различные архитектурные платформы. Предприятие, возможно, предпочтёт использовать несколько различных аппаратно-программных платформ.
Программное обеспечение должно предоставить конечному пользователю возможность делать запрос на все эти сервера и не вдаваться при этом в подробности различий платформ.
Также важно проверить, какой сетевой протокол использует система. Предприятие может, например, использовать протокол IPX/SPX Novell, но при этом планировать в течение ближайшего времени перейти на TCP/IP. Многие приложения на платформе TCP/IP работают лучше.
При выборе ПО необходимо определить его мощность и способность одновременно обслуживать значительное количество пользователей, работающих в интерактивном режиме.
Ещё один немаловажный аспект выбора ПО – функциональность пользовательского интерфейса. Программа должна быть несложной для понимания и простой в использовании.
Ещё один важный элемент функциональности интерфейса - это наличие поддержки в области документации и обучения.

Предусмотрите также и наличие встроенных в программу интерактивных учебных пособий.
ПО АИС должно быть защищено от злоупотреблений и от проникновения в систему неавторизованных пользователей, и при этом меры безопасности не должны препятствовать выполнению пользователями своих обязанностей.

Рационально организованная процедура входа в систему и составления отчётности позволит предприятию запустить различные стандартные программы, удовлетворяющие потребностям данной конкретной фирмы.
При выборе ПО обратите внимание на дату первоначального релиза программы. Приложение трёхлетней давности можно считать достаточно старым, пятилетней давности и старше — очень старым. Если программе меньше двух лет, то есть риск того, что в ней ещё остались неисправленные ошибки или не протестированные области.

Немаловажно также учесть и периодичность появления новых версий программы. Нормой можно считать выпуск одной принципиально отличной от предыдущей версии в год (например, версия 1.0 в 2002 году, версия 2.0 - в 2003, версия 3.0 - в 2004) и не больше трёх незначительно изменённых версий в год (например, в течение 2002 года - 1.0, 1.1, 1.2).


  1. Сетевые службы и протоколы


ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕТИ

Базовая эталонная модель архитектуры сети

Аппаратное и программное обеспечение, работающие в сети, разрабатываются в разных фирмах. Для того чтобы оно было совместимо между собой, международной организацией по стандартам (ISO) была разработана базовая эталонная модель открытых систем (OSI - Open System Interconnection model).

Эта модель описывает многоуровневую архитектуру сети, при которой все сетевые функции разделены на семь уровней (рис. 6.1)



Каждому уровню соответствуют определенные сетевые операции, оборудование и протоколы.

Протокол - это четко определенный набор правил и соглашений для взаимодействия одинаковых уровней сети. Интерфейс определяет услуги, которые нижний уровень предоставляет верхнему и способ доступа к ним. Задача каждого уровня - предоставление услуг вышестоящему уровню, "маскирую" детали реализации этих услуг. Когда два компьютера в сети работают друг с другом, каждый из сетевых уровней обменивается данными с себе подобным (на основе протокола этого уровня). Эта логическая или виртуальная

связь изображена на рис. 6.2. пунктирной линией.



Однако реальная передача данных происходит на самом нижнем - физическом уровне, где находится физическая среда передачи (сетевой кабель).

Т. е. на самом деле данные перемещаются:

-сверху вниз от прикладного уровня к физическому;

-в рамках физического уровня горизонтально по сетевому кабелю к

компьютеру - приемнику данных;

-полученные данные затем двигаются вверх по уровням сетевой модели (рис. 6.2).

Сетевая модель ISO/OSI определяет сеть в терминах нескольких функциональных уровней.

Каждый сетевой уровень включает строго определенные функции и применяет для этого

один или несколько протоколов:

·физический уровень передает данные по сетевым каналам и включает в себя аппаратные

средства, необходимые для этого;


·канальный - предохраняет данные от повреждения на физическом уровне;

·сетевой - передает данные от одного сетевого компьютера к другому;

·транспортный - передает данные от одного приложения к другому;

·сеансовый - это сетевой интерфейс пользователя;

·представительский - занимается проблемами сетевого интерфейса к принтерам,

мониторам и преобразованием форматов файлов;

·прикладной - это набор широко используемых сетевых приложений.

6.2.Основные функции уровней модели OSI

Каждый из семи уровней определяет перечень услуг, которые он предоставляет смежным уровням,

реализуя определенный набор сетевых функций.

1.Физический уровень.

-обеспечивает физический путь для передачи кодированных сигналов;

-устанавливает характеристики этих сигналов (амплитуда, частота, длительность и т.д.);

-определяет способ соединения СА с кабелем, тип разъемов, способ передачи;

-обеспечивает поддержку потока битов, содержание которых на этом уровне не имеет значения;

-отвечает за кодирование данных и синхронизацию битов.

2.Канальный уровень.

-определяет правила совместного использования физического уровня узлами сети;

-передает информацию адресованными порциями - кадрами;

-определяет формат кадра и способ, согласно которому узел сети решает, когда можно

передать или принять кадр. Используется два основных типа кадров (рис. 6.3).



Это только иллюстрация подхода к обмену пакетами данных в ЛВС. Существуют более мощные методы защиты от ошибок (циклические коды, коды Хэминга и т.д.), а также алгоритмы переспроса и повторения пакетов.
3.Сетевой уровень. Отвечает за буферизацию и маршрутизация в сети.

Маршрутизация - существенная функция при работе в глобальных сетях (с коммутацией пакетов), когда необходимо определить маршрут передачи пакета, выполнить перевод логических адресов узлов сети в физические.


В ЛВС между любой парой узлов есть прямой путь (маршрут), поэтому основная функция

этого уровня сводится к буферизации пакетов (рис. 6.5).
4.Транспортный уровень.

-с передающей стороны переупаковывает информационные сообщения: длинные разбиваются