Файл: Протокол от 2016 г. Макаров В. В. Комплект лекций по мдк 02. 01.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименование операций


  • Резервное копирование данных (резервное дублирование данных) — процесс создания копии данных

  • Восстановление данных — процесс восстановления в оригинальном месте

Цель


Резервное копирование необходимо для возможности быстрого и недорогого восстановления информации (документов, программ, настроек и т. д.) в случае утери рабочей копии информации по какой-либо причине.

Кроме этого решаются смежные проблемы:

  • Передача данных и работа с общими документами

Требования к системе резервного копирования


  • Надёжность хранения информации — обеспечивается применением отказоустойчивого оборудования систем хранения, дублированием информации и заменой утерянной копии другой в случае уничтожения одной из копий (в том числе как часть отказоустойчивости).

  • Простота в эксплуатации — автоматизация (по возможности минимизировать участие человека: как пользователя, так и администратора).

  • Быстрое внедрение — простая установка и настройка программ, быстрое обучение пользователей.

Ключевыми параметрами резервного копирования являются:

  • RPO - Recovery Point Objective и

  • RTO - Recovery Time Objective.

RPO определяет точку отката — момент времени в прошлом, на который будут восстановлены данные, а RTO определяет время, необходимое для восстановления из резервной копии.

Виды резервного копирования[1][2]


Полное резервное копирование (Full backup)

Полное копирование обычно затрагивает всю вашу систему и все файлы. Еженедельное, ежемесячное и ежеквартальное резервное копирование подразумевает создание полной копии всех данных. Обычно оно выполняется по пятницам или в течение выходных, когда копирование большого объёма данных не влияет на работу организации. Последующие резервные копирования, выполняемые с понедельника по четверг до следующего полного копирования, могут быть дифференциальными или инкрементными, главным образом для того, чтобы сохранить время и место на носителе. Полное резервное копирование следует проводить, по крайней мере, еженедельно.


Дифференциальное резервное копирование (Differential backup)

При разностном (дифференциальном) резервном копировании каждый файл, который был изменен с момента последнего полного резервного копирования, копируется каждый раз заново. Дифференциальное копирование ускоряет процесс восстановления. Все, что вам необходимо - это последняя полная и последняя дифференциальная резервная копия. Популярность дифференциального резервного копирования растет, так как все копии файлов делаются в определенные моменты времени, что, например, очень важно при заражении вирусами.

Инкрементное резервное копирование (Incremental backup)

При добавочном («инкрементном») резервном копировании происходит копирование только тех файлов, которые были изменены с тех пор, как в последний раз выполнялось полное или добавочное резервное копирование. Последующее инкрементное резервное копирование добавляет только файлы, которые были изменены с момента предыдущего. В среднем, инкрементное резервное копирование занимает меньше времени, так как копируется меньшее количество файлов. Однако процесс восстановления данных занимает больше времени, так как должны быть восстановлены данные последнего полного резервного копирования, плюс данные всех последующих инкрементных резервных копирований. При этом, в отличие от дифференциального копирования, изменившиеся или новые файлы не замещают старые, а добавляются на носитель независимо.

Клонирование

Клонирование позволяет скопировать целый раздел или носитель (устройство) со всеми файлами и директориями в другой раздел или на другой носитель. Если раздел является загрузочным, то клонированный раздел тоже будет загрузочным[3].

Резервное копирование в виде образа

Образ — точная копия всего раздела или носителя (устройства), хранящаяся в одном файле[4].

Резервное копирование в режиме реального времени

Резервное копирование в режиме реального времени позволяет создавать копии файлов, директорий и томов, не прерывая работу, без перезагрузки компьютера.[5]
Резервирование системных баз данных

Поскольку системные базы данных содержат жизненно важную для функционирования сервера информацию, они подлежат обязательному резервному копированию. Особенно это критично, когда Вы вносите такие изменения в структуру баз сервера, которые могут повлиять на его работу. Минимальным требованием к резервированию системной информации является резервное копирование системных баз до и после изменений, вносимых в структуру его баз и системных объектов. В таком случае, возможные фатальные последствия таких изменений могут быть преодолены, путём восстановления предыдущего состояния из имеющихся копий.
Резервное копирование системной информации следует организовывать таким образом, что бы в любой момент времени у Вас была возможность восстановить любую системную базу данных, причём, состояние этой базы было бы актуально на этот момент и содержало все внесённые до этого момента изменения. Как вариант, официальный курс предлагает настроить расписание резервного копирования системных баз данных и обязательно делать копии после внесения изменений.



Планирование резервного копирования

Если данные, содержащиеся в базах Вашего сервера не критичны к их частичной потере в результате сбоя или аварии сервера, или если они редко изменяются, а изменения легко восполнимы, Вы можете использовать самый простой план резервирования, заключающийся в периодическом, полном резервном копировании баз данных. Можно даже ограничится копированием только баз, исключая журнал транзакций. В таком случае, если Вам потребуется восстановить данные из резервной копии, Вы сможете восстановить только прошлую копию.



  1. Отказы


Под надежностью понимают свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки при соблюдении режимов эксплуатации, правил технического обслуживания, хранения и транспортировки. Надежность - это сложное комплексное понятие, с помощью которого оценивают такие важнейшие характеристики изделий, как работоспособность, долговечность, безотказность, ремонтопригодность, восстанавливаемость и др.

В любой момент времени ЭВМ может находиться в исправном или неисправномсостоянии. Если ЭВМ в данный момент времени удовлетворяет всем требованиям, установленным как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение вычислительных процессов (точность, быстродействие и др.), так и в отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид и удобство эксплуатации, то такое состояние называют исправным состоянием. В соответствии с этим определением неисправное состояние - состояние ЭВМ, при котором она в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, установленных в отношении как основных, так и второстепенных параметров. Не каждая неисправность приводит к невыполнению ЭВМ заданных функций. Например, образование вмятин или ржавчины на корпусе машины, выход из строя лампочек подсветки не могут препятствовать эксплуатации ЭВМ.

Работоспособность - состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Отказ – событие, состоящее в полной или частичной утрате работоспособности системы. Так как не всякая неисправность приводит к отказу, то различают неисправности основные и второстепенные.


Только основные неисправности приводят к отказу. Второстепенные неисправности называют дефектами. По характеру измененияпараметров до момента возникновенияотказы делят на внезапные и постепенные.


[AD]

Внезапные (катастрофические) отказы возникают в результате мгновенного изменения одного или нескольких параметров элементов, из которых построена ЭВМ (обрыв или короткое замыкание). Устранение внезапного отказа производят заменой отказавшего элемента (блока, устройства) исправным или его ремонтом.

Постепенные(параметрические) отказы возникают в результате постепенного изменения параметров элементов до тех пор, пока значение одного из параметров не выйдет за некоторые пределы, определяющие нормальную работу элементов - (старение элементов, воздействие окружающей среды, колебания температуры, влажности, давления, уровня радиации и т. п.), механические воздействия (вибрации, удары, перегрузки). Устранение постепенного отказа связано либо с заменой, ремонтом, регулировкой параметров отказавшего элемента, либо с компенсацией за счет изменения параметров других элементов.

По характеру устраненияотказы делят на устойчивые и самоустраняющиеся. Для устранения устойчивыхотказов оператор, обслуживающий ЭВМ, должен отрегулировать или заменить отказавший элемент. Самоустраняющиесяотказы исчезают без вмешательства оператора и проявляются в форме сбояили перемежающего отказа. Сбой - однократно возникающий самоустраняющийся отказ. Если несколько сбоев следуют друг за другом, то имеет место перемежающийся отказ. Отказ типа сбоя особенно характерен для ЭВМ.

Появление сбоев обусловливается внешними и внутреннимифакторами. К внешним факторам относятся колебания напряжения питания, вибрации, температурные колебания. Специальными мерами (стабилизации питания, амортизация, термостатирование и др.) влияние этих факторов может быть значительно ослаблено. К внутренним факторамотносятся флуктуационные колебания параметров элементов, несинхронность работы отдельных устройств, внутренние шумы и наводки. Если в ЭВМ возникает сразу несколько отказов, то по их взаимной связиразличают независимыеотказы (возникновение их не связано с предшествующими отказами) и зависимые(появление их вызвано отказом в предыдущий момент времени).


По внешним проявлениямотказы делят на явные и неявные. Явные отказыобнаруживаются при внешнем осмотре, а неявные отказы- специальными методами контроля.


  1. СУБД


Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных[1].

SQL (ˈɛsˈkjuˈɛl; англ. structured query language — «язык структурированных запросов») — формальный непроцедурный язык программирования, применяемый для создания, модификации и управления данными в произвольной реляционной базе данных, управляемой соответствующей системой управления базами данных (СУБД).
Основные функции языка SQL:

· SQL – язык интерактивных запросов. Пользователи вводят команды SQL в интерактивном режиме для выборки данных и отображения их на экране, а также для внесения изменений в базу данных;

· SQL – язык программирования баз данных. Чтобы получить доступ к базе данных, в прикладные программы вставляются команды SQL;

· SQL – язык администрирования баз данных. Администратор базы данных может использовать SQL для определения структуры базы данных и управления доступом к данным;

· SQL – язык создания приложений клиент/сервер. В прикладных программах SQL используется как средство организации связи по локальной сети с сервером баз данных, в которой хранятся совместно используемые данные и др.
5.2  Достоинства   и   недостатки   SQL 

 Достоинства :

  • Повсеместная распространенность

  • Быстрое обучение в простых случаях

  • Связывание с различными языками программирования

  • Фактор времени: научились хорошо реализовывать.

 Недостатки :

  • Несоответствие реляционной модели данных (наличие дубликатов, необязательность первичного ключа, возможность упорядочения результатов)

  • Недостаточно продуманный механизм неопределенных значений

  • Сложность формулировок и громоздкость.



Синтаксис
SELECT * FROM Продукты – выбор всех полей таблицы Продукты