Файл: Протокол от 2016 г. Макаров В. В. Комплект лекций по мдк 02. 01.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимость применения стандартов. Информационные системы (ИС) компаний почти всегда построены на основе программных и аппаратных продуктов различных производителей. Пока нет ни одной компании-разработчика, которая предоставила бы потребителю полный перечень средств (от аппаратных до программных) для построения современной ИС. Чтобы обеспечить в разнородной ИС надежную защиту информации требуются специалисты высокой квалификации, которые должны отвечать за безопасность каждого компонента ИС: правильно их настраивать, постоянно отслеживать происходящие изменения, контролировать работу пользователей. Очевидно, что чем разнороднее ИС, тем сложнее обеспечить ее безопасность. Изобилие в корпоративных сетях и системах устройств защиты, межсетевых экранов (МЭ), шлюзов и VPN, а также растущий спрос на доступ к корпоративным данным со стороны сотрудников, партнеров и заказчиков приводят к созданию сложной среды защиты, трудной для управления, а иногда и несовместимой.
Интероперабельность продуктов защиты является неотъемлемым требованием для КИС. Для большинства гетерогенных сред важно обеспечить согласованное взаимодействие с продуктами других производителей. Принятое организацией решение безопасности должно гарантировать защиту на всех платформах в рамках этой организации. Поэтому вполне очевидна потребность в применении единого набора стандартов как поставщиками средств защиты, так и компаниями — системными интеграторами и организациями, выступающими в качестве заказчиков систем безопасности для своих корпоративных сетей и систем.
Стандарты образуют понятийный базис, на котором строятся все работы по обеспечению информационной безопасности, и определяют критерии, которым должно следовать управление безопасностью. Стандарты являются необходимой основой, обеспечивающей совместимость продуктов разных производителей, что чрезвычайно важно при создании систем сетевой безопасности в гетерогенных средах.


Комплексный подход к решению проблемы обеспечения безопасности, рациональное сочетании законодательных, административно-организационных и программно-технических мер и обязательное следование промышленным, национальным и международным стандартам — это тот фундамент, на котором строится вся система защиты корпоративных сетей.



  1. Угроза информационной безопасности



Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.
Угрозы информационной безопасности могут быть классифицировать по различным признакам:

  • По аспекту информационной безопасности, на который направлены угрозы:

    • Угрозы конфиденциальности (неправомерный доступ к информации).

    • Угрозы целостности (неправомочное изменение данных).

    • Угрозы доступности (осуществление действий, делающих невозможным или затрудняющих доступ к ресурсам информационной системы).

  • По степени преднамеренности действий:

    • Случайные (неумышленные действия, например, сбои в работе систем, стихийные бедствия).

    • Преднамеренные (умышленные действия, например, шпионаж и диверсии).

  • По расположению источника угроз:

    • Внутренние (источники угроз располагаются внутри системы).

    • Внешние (источники угроз находятся вне системы).

  • По размерам наносимого ущерба:

    • Общие (нанесение ущерба объекту безопасности в целом, причинение значительного ущерба).

    • Локальные (причинение вреда отдельным частям объекта безопасности).

    • Частные (причинение вреда отдельным свойствам элементов объекта безопасности).

  • По степени воздействия на информационную систему:

    • Пассивные (структура и содержание системы не изменяются).

    • Активные (структура и содержание системы подвергается изменениям).



По способу доступа к ресурсам автоматизированных систем выделяют:

-   Угрозы, использующие стандартный доступ. Пример такой угрозы -несанкционированное получение пароля путём подкупа, шантажа, угроз или физического насилия по отношению к законному обладателю.

-   Угрозы, использующие нестандартный путь доступа. Пример такой угрозы

-    использование не декларированных возможностей средств защиты. Критерии классификации угроз можно продолжать, однако на практике чаще всего используется следующая основная классификация угроз, основывающаяся на трёх введённых ранее базовых свойствах защищаемой информации:

  1. Угрозы нарушения конфиденциальности информации, в результате реализации которых информация становится доступной субъекту, не располагающему полномочиями для ознакомления с ней.

  2. Угрозы нарушения целостности информации, к которым относится любое злонамеренное искажение информации, обрабатываемой с использованием автоматизированных систем.

  3. Угрозы нарушения доступности информации, возникающие в тех случаях, когда доступ к некоторому ресурсу автоматизированной системе для легальных пользователей блокируется. Отметим, что реальные угрозы информационной безопасности далеко не всегда можно строго отнести к какой-то одной из перечисленных категорий. Так, например, угроза хищения носителей информации может быть при определённых условиях отнесена ко всем трём категориям. Заметим, что перечисление угроз, характерных для той или иной автоматизированной системы, является важным этапом анализа уязвимостей автоматизированных систем, проводимого, например, в рамках аудита информационной безопасности, и создаёт базу для последующего проведения анализа рисков.




  1. Средста защиты

Принцип простоты применения средств защиты


  • Механизмы защиты должны быть интуитивно понятны и просты в использовании. Применение средств защиты не должно быть связано с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций (ввод нескольких паролей и имен и т.д.).

Разумная достаточность


  • Создать абсолютно непреодолимую систему защиты принципиально невозможно. При достаточном количестве времени и средств можно преодолеть любую защиту. Поэтому имеет смысл вести речь только о некотором приемлемом уровне безопасности. Высокоэффективная система защиты стоит дорого, использует при работе существенную часть мощности и ресурсов компьютерной системы и может создавать ощутимые дополнительные неудобства пользователям. Важно правильно выбрать тот достаточный уровень защиты, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба были бы приемлемыми (задача анализа риска).

Принцип комплексности


  • В распоряжении специалистов по компьютерной безопасности имеется широкий спектр мер, методов и средств защиты компьютерных систем. Комплексное их использование предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной системы защиты, перекрывающей все существенные каналы реализации угроз и не содержащей слабых мест на стыках отдельных ее компонентов. Защита должна строиться эшелонированно.

Принцип системности


  • Системный подход к защите компьютерных систем предполагает необходимость учета всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, существенно значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности АС.

  • При создании системы защиты необходимо учитывать все слабые, наиболее уязвимые места системы обработки информации, а также характер, возможные объекты и направления атак на систему со стороны нарушителей (особенно высококвалифицированных злоумышленников), пути проникновения в распределенные системы и НСД к информации. Система защиты должна строиться с учетом не только всех известных каналов проникновения и НСД к информации, но и с учетом возможности появления принципиально новых путей реализации угроз безопасности.

Принцип непрерывности защиты


  • Защита информации — это не разовое мероприятие и даже не определенная совокупность проведенных мероприятий и установленных средств защиты, а непрерывный целенаправленный процесс.

  • Желательно, чтобы разработка системы защиты должна вестись параллельно с разработкой самой защищаемой системы.

  • Большинству средств защиты для эффективного выполнения своих функций необходима постоянная организационная поддержка : своевременная смена и обеспечение правильного хранения и применения имен, паролей, ключей шифрования, переопределение полномочий и т.п.

Гибкость системы защиты


  • Часто приходится создавать систему защиты в условиях большой неопределенности. Поэтому принятые меры и установленные средства защиты, особенно в начальный период их эксплуатации, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень защиты. Естественно, что для обеспечения возможности варьирования уровнем защищенности, средства защиты должны обладать определенной гибкостью. Особенно важным это свойство является в тех случаях, когда установку средств защиты необходимо осуществлять на работающую систему, не нарушая процесса ее нормального функционирования.

Открытость алгоритмов и механизмов защиты


  • Суть принципа открытости алгоритмов и механизмов защиты состоит в том, что защита не должна обеспечиваться только за счет секретности структурной организации и алгоритмов функционирования ее подсистем. Знание алгоритмов работы системы защиты не должно давать возможности ее преодоления (даже автору). Однако, это вовсе не означает, что информа



  1. Аутентифика́ция

Аутентифика́ция (англ. Authentication) — процедура проверки подлинности, например: проверка подлинности пользователя путём сравнения введённого им пароля с паролем в базе данных пользователей; подтверждение подлинности электронного письма путём проверки цифровой подписи письма по ключу проверки подписи отправителя; проверка контрольной суммы файла на соответствие сумме, заявленной автором этого файла.

Аутентификация — это незаменимая процедура для каждого пользователя, компьютера и служебной учетной записи Windows, но ее механизм не изучается системными администраторами досконально. Каждый знает, что для регистрации в компьютере необходимо указать верный пароль, но многим ли известно, что происходит потом? Аутентификация Windows и связанные с ней протоколы активизируются каждый раз,
когда пользователь, компьютер или служба регистрируются локально или на контроллере домена (DC). В данной статье речь пойдет сначала об основных принципах аутентификации Windows, а затем о связанных с ней протоколах. В заключение приводятся краткие рекомендации по повышению надежности процедуры аутентификации в сети Windows.
Аутентификация: общие принципы

Аутентификация представляет собой один из компонентов любой компьютерной системы управления доступом. Как системы управления доступом обеспечивают идентификацию, аутентификацию, авторизацию и отчетность.
Механизмы управления доступом и аутентификация Windows
Идентификация (identification). В процессе идентификации используется набор данных, который уникально идентифицирует объект безопасности (например, пользователя, группу, компьютер, учетную запись службы) в общей службе каталогов. Служба каталогов, такая как Active Directory (AD), позволяет уникально идентифицировать объекты, подобно тому как DNS удостоверяет, что два человека не могут иметь одинаковые адреса электронной почты. Во внутренних механизмах Windows используются SID, глобально уникальные идентификаторы (globally unique identifier, GUID) и другие уникальные тэги. В большинстве случаев для идентификации достаточно ввести уникальное имя учетной записи, такое как Rgrimes. В большом лесу AD приходится применять полные имена пользователей (user principal name, UPN), например rgrimes@banneretcs.com. При использовании смарт-карт субъект безопасности может представить свой цифровой сертификат или ключ.

Аутентификация или проверка подлинности (authentication). После того как субъект безопасности вводит с клавиатуры или иным способом предоставляет необходимую для идентификации информацию (например, имя пользователя, маркер безопасности) , он должен ввести с клавиатуры или представить частную информацию для аутентификации (например, пароль и PIN-код) . В Windows субъект безопасности вводит эту информацию на экране регистрации с помощью программ Microsoft Graphical Identification and Authentication DLL (msgina.dll) и Winlogon.exe. Протокол аутентификации и механизм системы кодируют представленную информацию на настольном компьютере и передают запрос аутентификации. Служба аутентификации Windows может быть базой данных SAM или AD. База данных SAM обслуживает локальные процедуры регистрации и регистрацию на контроллерах домена Windows NT 4.0. AD аутентифицирует запросы в Windows 2000 или доменах более поздних версий этой операционной системы. Протокол аутентификации (например, LAN Manager, NT LAN Manager, NTLM, NTLMv2, Kerberos) используется для транспортировки запросов аутентификации и последующих транзакций между экраном регистрации и службой аутентификации. Чуть ниже каждый протокол аутентификации будет рассмотрен отдельно.