Файл: Сборник задач для самостоятельной работы студентов по курсу Ценообразование предназначен для студентов дневной, вечерней и заочной формы обучения экономических специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МПС РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения

Министерства путей сообщения Российской Федерации»

(РГУПС)


Т.В. Дудина
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Сборник задач


Ростов-на-Дону

2002



УДК ББК 65.9(2)25(07)+06

Дудина Т.В.

Ценообразование: Сборник задач. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2002. – 34 с.

Сборник задач для самостоятельной работы студентов по курсу «Ценообразование» предназначен для студентов дневной, вечерней и заочной формы обучения экономических специальностей.

Рецензент канд. экон. наук, доц. В.Н. Малькова (РГУПС)

Дудина Татьяна Владимировна

Ценообразование

Сборник задач

Редактор Н.С. Федорова

Технический редактор и корректор Н.С. Федорова

Подписано в печать 28.12.02 Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1, 97

Уч.-изд. л.1,88 Тираж 50. Изд. № 174. Заказ № 820.

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.

Адрес университета: 344038, г. Ростов-н/Д, пл. Народного ополчения, 2
Ó Ростовский государственный университет путей сообщения, 2002


Содержание

Введение

Задачи ценообразования

Функции цен

Виды цен. Структура цены

Практические задания

Теоретические задания

Тест

Приложения

Рекомендуемая литература


ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Цена – сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются главным образом через рынок. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.


Данный сборник задач помогает закрепить необходимые теоретические знания по дисциплине «Ценообразование» по вопросам формирования и использования цен, ознакомить студентов с техникой расчета некоторых видов цен.

В данном сборнике задач приведены задания трех типов – задачи, тесты и вопросы. Тесты в основном предполагают проверку учебного материала в его недискуссионной части, на них должны быть даны однозначные, четкие ответы.

Ответы на теоретические задания не могут быть однозначными. При решении практического задания студенты должны уметь определить оптовые, розничные, закупочные цены, торговую и оптовую надбавку, прибыль предприятия.
ЗАДАЧИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Ценообразование – процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемые, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Основными принято считать следующие задачи ценообразования:

1. Покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника). Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.

2. Учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены. Это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, то потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.

3. Решение социальных вопросов. Социальная ценовая политика во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышение по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т.д.).


4. Реализация экологической политики. Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.

С задачами ценообразования тесно связаны функции цен.
ФУНКЦИИ ЦЕН
Функции цен – наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.

  • Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сопоставимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

  • Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения.

  • Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства.

  • Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов – с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.


ВИДЫ ЦЕН. СТРУКТУРА ЦЕНЫ
Мировые цены – цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка.

Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.


По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.

Цены данной группы классифицируются следующим образом:

Закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.

Оптовые цены – цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями.

Отпускные цены – цены, по которым реализуются товары народного потребления.

Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции.

Цена розничная – цена товара, продаваемого в личное потребление в малых, единичных количествах. Цены розничные формируются в сфере розничной торговли, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяют на транспортные, бытовые и коммунальные.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.

Свободные цены (рыночные) – цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства, устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.

Цены регулируемые – цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (сырье, топливо, связь, продукция повышенного социального значения и др.).

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.
Формирование цен в процессе движения товаров


Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров

Прибыль изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка







Издержки посредника

Прибыль посредника

Косвенные налоги

Издержки посредника

Прибыль посредника

Косвенные налоги

Цена оптовая изготовителя




Цена оптовая отпускная




Цена оптовая закупки










Цена розничная


Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия изготовителя товара, акциз и НДС.

Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены, включают снабженческо-сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.

Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая цена) плюс торговая надбавка.

При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.

Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.

При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т.е. цена по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей плюс торговая надбавка.