Файл: Сборник задач для самостоятельной работы студентов по курсу Ценообразование предназначен для студентов дневной, вечерней и заочной формы обучения экономических специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для решения практических заданий необходимо пользоваться приложениями 1, 2.

Для решения теоретических заданий необходимо пользоваться приложением 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Система действующих цен в РФ

  1. Оптовая цена.

  2. Отпускная цена.

  3. Розничная цена.

  4. Закупочная цена.

  5. Тарифы на услуги.

Оптовая цена и отпускная цена - это цены предприятий - производителей товара.

Оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения.

Отпускная цена устанавливается на товары народного потребления.

Элементами отпускной и оптовой цены являются:

  1. себестоимость;

  2. прибыль;

  3. акциз, если товар подакцизный;

  4. НДС.


Элементами закупочной цены являются:

  1. себестоимость;

  2. прибыль.

Закупочные цены не включают акциз и НДС.

НДС не включается в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения.

Товар от предприятия-производителя может поступать непосредственно в торговую сеть.

Структура розничной цены будет следующей:


Себестоимость

Прибыль

Акциз

НДС

Торговая надбавка

Свободная отпускная (оптовая) цена




Свободная розничная цена


Товар от предприятия-производителя может поступать в торговую сеть через посредника (оптовое звено или снабженческо-сбытовую организацию).

Структура розничной цены будет следующей:


Себестоимость

Прибыль

Акциз

НДС

Оптовая или снабженческо-сбытовая надбавка

НДС оптовой или снабженческо-сбытовой организации

Торговая надбавка

Свободная отпускная (оптовая) цена







Цена закупки с НДС посредника

Свободная розничная цена

Товар от предприятия-производителя может поступать в торговую сеть через двух посредников (оптовое звено и снабженческо-сбытовую организацию).


Структура розничной цены будет следующей:


Себестоимость

Прибыль

Акциз

НДС

Оптовая надбавка

НДС оптовой организации

Снабженческо-сбытовые надбавки

НДС снабженческо-сбытовой организации

Торговая надбавка

Свободная отпускная (оптовая) цена







Цена закупки с НДС посредника

Свободная розничная цена


Торговая надбавка состоит из трех элементов – издержки обращения, прибыль торговой организации и НДС.

Торговая надбавка начисляется к свободной отпускной (оптовой) цене с НДС или к цене закупки с НДС.

Оптовая и снабженческо-сбытовая надбавки состоят из двух элементов – издержек обращения и прибыли (оптовой или снабженческо-сбытовой организаций).

Оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка начисляется к свободной отпускной (оптовой) цене без НДС, а затем добавляется НДС производителя и посредника. Налогооблагаемой базой для начисления НДС посредника является оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка. Уровень НДС у посредников такой же, как у производителя.

Приложение 2

Классификация затрат, существенных для анализа цен.

Плановая типовая себестоимость включает:

    1. Цеховую себестоимость.

В том числе:

а) сырье и материалы за вычетом возвратных отходов – по ценам приобретения без НДС;

б) топливо и электроэнергия на технологические цели – без НДС;

в) заработная плата производственных рабочих;

г) начисления на заработную плату;

д) расходы по содержанию оборудования;

е) прочие цеховые расходы.

    1. Общепроизводственные расходы (общезаводские).

    2. Общехозяйственные расходы – расходы по аренде помещений, платежи по кредитам банков, расходы по рекламе, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.

    3. Внепроизводственные расходы – расходы по реализации готовой продукции, на тару, упаковку, транспортные.

Цеховая себестоимость плюс общепроизводственные расходы составляют производственную себестоимость.

Производственная себестоимость плюс внепроизводственные расходы составляют полную себестоимость, которая принимается за базу (основу) цены.

Приложение 3

Ценовые стратегииобоснованный выбор цены (или перечня цен) из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы в планируемом периоде.

В практике современного ценообразования используется разветвленная система ценовых стратегий. В общем виде ее можно представить следующим образом:


Стратегии дифференцированного ценообразования. Основаны на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.

Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.

Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Данная стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, на внесезонные туристические поездки, на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установлении цен на коммунальные услуги во время пиковой нагрузки. Аналогично этот принцип применяется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном установлении цен на дефицитные товары и стратегии «снятия сливок», т. е. установления высокой цены на новый усовершенствованный товар в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене.

Ценовая стратегия случайной скидки (случайного снижения цен) опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Основное условие применения ценовой стратегии случайных скидок – неоднородность поисковых затрат покупателей. Покупатели знают о существовании диапазона цен. Тем не менее, для лиц с высоким доходом поиск самой низкой цены не оправдывает затрат времени. Для остальных – наоборот.

Стратегия ценовой дискриминации. Согласно этой стратегии фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь идет о ценовой дискриминации. Как показывает практика, в основе дифференциации цен обычно лежит разный уровень доходов покупателей и тесно связанный с ним характер предпочтений. Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного целевого канала в другой.

Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.

Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства. Данная ценовая стратегия используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций. Примерами являются рост числа магазинов, торгующих по сниженным ценам, и объединения производителей для вытеснения спекулянтов с рынка путем снижения цен. Разновидность ценовой стратегии проникновения на рынок – лимитное ценообразование, при котором фирма хотя и устанавливает цены выше затрат, но на достаточно низком уровне, чтобы препятствовать проникновению на рынок новых фирм.

Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по «кривой освоения» покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последующими покупателями, т. к. первые приобретают товар по более низкой цене, чем готовы были заплатить. Необходимыми условиями для принятия данной стратегии являются сильное влияние опыта фирмы и чувствительность покупателя к уровню цены. Обычно такие условия возникают на начальной стадии развития производства товара длительного пользования не первой необходимости, когда достаточно большое число конкурентов пытаются обеспечить себе сильное положение в долгосрочном периоде. Условия применения стратегии проникновения на рынок и по «кривой освоения» схожи, но механизмы учета затрат и определения цены различны.

Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами.

Для использования цены как показателя качества необходимо соблюдение трех условий:

  1. для покупателя информация о ценах должна быть более доступной, чем информация о качестве;

  2. желание получить товар высокого качества должно быть достаточным для того, чтобы рисковать, покупая дорогой товар без уверенности в его высоком качестве;

  3. необходимо значительное число информированных покупателей, которые могут определить качество и будут платить высокую цену только за высокое качество.

Сигнализирование ценами чаще всего применяется, когда рассчитывают на новых или неопытных покупателей
, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным.

Ценовая географическая стратегия относится к конкурентному ценообразованию для соприкасающихся сегментов рынка.
Стратегия ассортиментного ценообразования

Ценовая стратегия «набор» применяется при условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары.

Стратегия смешанных наборов стимулирует рост объема продаж, т.к. набор предлагается по цене, которая ниже суммы цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, наборы стереоаппаратуры, комплектующих деталей для автомобиля и т. д.

Ценовая стратегия «комплект» основана на разной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.

При определении минимальной цены товара необходимо принять во внимание возможный процент снижения будущих доходов и риск того, что покупатели не приобретут дополнительные товары.

Ценовая стратегия «выше номинала» применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и когда она может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.

Ценовая стратегия «имидж» используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары. При таком ценообразовании фирма представляет на рынок идентичный вариант уже имеющейся модели под другим названием (артикулом) и по более высокой цене, это делается для того, чтобы сигнализировать о качестве. Эта стратегия представляет собой нечто среднее между сигнализированием ценами и цен выше номинала, т. к. характеристика потребностей сходна с аналогичной характеристикой сигнализирования ценами, а аспекты затрат такие же, как и при стратегии цен выше номинала.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова.- М.: ЗАО Финстат информ, 1999.- 304 с.

  2. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-изд. / Под ред В.Е. Есипова.- СПб.: ПИТЕР, 2000.- 464 с.

  3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. –М.: БЕК, 1999.- 368 с.

  4. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. -М.: Финстатинформ, 1995.

  5. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. –М.: Тандем, 1999.- 224 с.

  6. Котлер. Ф. Основы маркетинга. –М.: Прогресс, 1997.

  7. Калачев Ю.В. Цена и ценообразование: Уч. пособие. - Ростов н/Дону, 1996.- 142 с.

  8. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляк. -М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 1998.-518 с.

  9. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учебник. -М.: ФИЛИН, 1998. – 448 с.

  10. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000. – 192 с.