Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постоянным относятся затраты, не зависящие от изменения объема производства или меняющиеся скачкообразно, тогда как переменные затраты изменяются в определенной зависимости от объе­
ма производства. Графически постоянные и переменные затраты представ­
лены на рис. 2.5.
Постоянные затраты можно разделить на три группы:
— полностью постоянные (затраты бездействия), возможные даже тог­
да, когда деятельность отсутствует. К ним относится амортизация ос­
новных фондов;

64
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рис. 2.5. Постоянные и переменные затраты:
а
— затраты на объем; б — затраты на ед.
Объем
Постоянные затраты
за период
Объем
Затраты
Затраты
Переменные затраты
на программу
Объем
Удельные затраты
Удельные постоянные
затраты
Объем
Удельные переменные
затраты
Удельные затраты
Объем
Затраты
Общие затраты на программу
Удельные затраты
Объем
Общие удельные
затраты
— постоянные на обеспечение деятельности предприятия, которые про­
изводятся только при осуществлении им деятельности. Например, за­
траты на заработную плату административно­управленческого пер­
сонала, на электроэнергию, в том числе на освещение помещений;
а
б
а
а
б
б

65 2. Продукция машиностроительного предприятия
— условно­постоянные, не изменяющиеся до достижения определен­
ного объема производства. При последующем росте объема произ­
водства эти затраты изменяются скачкообразно, что связано с дости­
жением предельного уровня использования мощностей, в условиях требования со стороны рынка наращивания объемов производства.
Тогда предприятие закупает новое оборудование, строит дополни­
тельные корпуса, что, в свою очередь, повышает стоимость основных фондов и скачкообразно увеличивает затраты на единицу продукции, увеличивая размер амортизационных отчислений.
Переменные затраты классифицируются:
— как пропорционально­переменные, которые меняются в прямом со­
ответствии с увеличением или уменьшением объема производства;
— регрессивно­переменные, растущие медленнее объема производства;
— прогрессивно­переменные, увеличивающиеся быстрее, чем объем производства.
Полные затраты предприятия складываются из суммы переменных и по­
стоянных затрат.
По роли в процессе производства затраты делятся:
— на производственные — затраты, которые осуществляются по ходу про­
цесса производства продукции, так, например основные материалы, зарплата производственных рабочих, зарплата служащих и менедже­
ров производственных подразделений и т. п.;
внепроизводственные (коммерческие) — затраты, осуществляемые в процессе реализации продукции или подготовке к ней, например материалы на упаковку продукции, зарплата работников, занимаю­
щихся сбытом продукции, затраты на рекламу и т. п.
По целесообразности расходования затраты делятся на производительные и непроизводительные. Производительные — приводят к выпуску продукции и связаны с получением дохода (сырье, материалы, заработная плата, арен­
да, амортизационные отчисления). Непроизводительные — не связаны с вы­
пуском продукции, обычно вызваны содержанием лишних запасов (оплата вынужденных простоев, затрат по исправлению брака, консервации).
Одной из главных целей расчета себестоимости производимой продук­
ции является определение экономического эффекта и эффективности про­
изводства.
Экономический эффект
— это результат, для достижения которого ведется производство, осваиваются капитальные вложения, внедряется новая техни­
ка. Для коммерческого предприятия это в первую очередь прибыль.
В самом упрощенном виде расчет прибыли можно представить следую­
щим образом:
Прибыль = Выручка – Себестоимость.
(2.11)


66
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Прибыль
— это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.
Валовой доход предприятия (добавленная стоимость) — это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т. е. доход, включающий в себя оплату труда и прибыль.
Экономическая эффективность
— это относительный показатель, опреде­
ляемый соотношением результата к затратам. Поскольку результатом при­
нято считать прибыль, то расчет эффективности можно представить следу­
ющим образом:
Эффективность
Результат
Затраты
Прибыль
Затраты
Рентабельнос
=
=
=
тть.
Рентабельность
Прибыль
Затраты
=
Отношение прибыли к затратам называется рентабельностью. В зависи­
мости от того, что принимается в расчет в качестве затрат, выделяется ряд показателей рентабельности, каждый из которых характеризует определен­
ную сферу деятельности предприятия. Основные виды рентабельности пред­
ставлены на рис. 2.6.
Рентабельность продаж соотносит объем деятельности и ее результат, оценивает эффективность каждого оборота компании, долю прибыли в вы­
ручке. Характеризует ценовую политику компании, возможности снижения цен, наличие резерва на случай роста затрат.
Высокое значение рентабельности продаж может говорить об эффектив­
ности производственных процессов, особых преимуществах продукции, ее уникальности и рыночной привлекательности или особенностях технологии ее изготовления. Величины этого показателя могут характеризовать не толь­
ко деятельность компании, но и состояние внешней среды, в рамках кото­
рой идет производство и реализация продукции.
Рентабельность активов служит для оценки всех вложенных в предпри­
ятие средств, показывает сумму итоговой прибыли, приходящуюся на каж­
дый рубль имущества компании. Показатель оценивает качество работы менеджмента по использованию активов при получении конечных резуль­
татов прироста стоимости бизнеса. Этот показатель может быть сопостав­
лен со стоимостью привлекаемого компанией капитала. Менеджер обязан обеспечить доход на каждый рубль, вложенный в активы компании, боль­
ше дохода с рубля, который надо было привлечь на финансовом рынке для приобретения тех самых активов.


67 2. Продукция машиностроительного предприятия
Рис.
2.6.
Виды показателей рентабельности
Х
А
РА
К
Т
Е
Р
И
З
У
Ю
Т
Э
Ф
Ф
Е
К
ТИВН
О
С
Т
Ь

ПО
К
А
З
А
ТЕ
Л
И
Р
ЕНТ
А
Б
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
И
Р
А
С
Ч
Е
Т
ПО
К
А
З
А
Т
Е
Л
Е
Й
Ре
нт
аб
ел
ьн
ос
ть
пр
од
аж

П
ро ду кции
(р аб от
, у сл уг
) –
все го

П
о о тд ел ьн ы
м ви да м
Ре
нт
аб
ел
ьн
ос
ть

А
кт ив ов

О
боро тн ы
х ср ед ст в

О
сн ов ны х фо нд ов

П
ро из во дс тв а
Ре
нт
аб
ел
ьн
ос
ть
ка
пи
та
ла

С
об ст ве нн ого ка пи
- та ла

В
се го ин вес ти ро ва н- ного ка пи та ла
Выр
уч
ка
При
бы
ль
ст
ь
Себес
т
оимо
Прибы
ль
)
(капи
та
ла
ресур
сов
ующих
соо
тв
ет
ст
в
Стои
мо
сть
Приб
ыл
ь

ко мм ер че ск ой де ят ел ьн ос ти

те ку щ
их и
зд ерж ек
… ис пол ьз ов ани я им ущ е- ст ва
(р ес ур со в)
и е
го час те й

ис пол ьз ов ани я ка пи та ла
Ре
нт
аб
ел
ьн
ос
ть
пр
од
укц
ии

То ва рн ой

Реа лиз ов анн ой

К
онк ре тн ы
х ви до в

68
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рентабельность собственного капитала — ключевой показатель оценки эффективности деятельности компании, самый важный для акционеров па­
раметр, который показывает сумму, приходящуюся на единицу вложенных в бизнес собственных средств, которая теоретически может быть использо­
вана на выплату дивидендов. Рентабельность собственного капитала — это показатель, оказывающий влияние на принятие собственником решений об инвестировании или выводе средств из бизнеса.
Рентабельность собственного капитала сравнивается с так называемы­
ми безрисковыми ставками доходности или с доходностью альтернативных вложений, доступных конкретному акционеру. Показатель измеряется в про­
центах годовых и сравнивает конечную чистую прибыль и величину вложен­
ного собственником в бизнес капитала.
В заключение еще раз отметим, насколько важно правильно рассчитать себестоимость производимой продукции:
1. Себестоимость определяет минимально допустимую цену на выпуска­
емую продукцию, так как продажа продукции по цене ниже себестоимости приведет к убыткам предприятия.
2. При фиксированной цене на производимую продукцию или невозмож­
ности повлиять на среднерыночную цену в условиях сильной конкуренции размер прибыли и эффективность работы предприятия будут главным об­
разом зависеть от уровня затрат, что приведет к необходимости правильно­
го формирования себестоимости продукции.
3. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции для целей на­
логообложения, определяет прибыль и величину налога на прибыль.
2.4. Сертификация продукции
Сертификация это один из элементов защиты прав потребителей, свя­
занный с техническим регулированием и метрологией.
Сертификация
— форма осуществляемого органом по сертификации под‑
тверждения соответствия
объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия
— документальное удостоверение соответ­
ствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или ока­
зания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям.
Заявитель
— физическое или юридическое лицо, которое для подтверж­
дения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.


69 2. Продукция машиностроительного предприятия
Знак обращения на рынке
— обозначение, служащее для информирова­
ния приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Знак соответствия
— обозначение, служащее для информирования при­
обретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертифика­
ции требованиям системы добровольной сертификации или национально­
му стандарту.
Орган по сертификации
— юридическое лицо или индивидуальный пред­
приниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Россий­
ской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.
Сертификат соответствия
— документ, удостоверяющий соответствие объ­
екта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сво­
дов правил или условиям договоров.
Форма подтверждения соответствия
— определенный порядок докумен­
тального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, про­
цессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­
зации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических ре­
гламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Схема подтверждения соответствия
— перечень действий участников под­
тверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в ка­
честве доказательств соответствия продукции и иных объектов установлен­
ным требованиям.
История развития сертификации
Хотя термин «сертификация» стал известен в повседневной жизни и ком­
мерческой практике сравнительно недавно, тем не менее, сертификация как процедура применяется давно и термин «сертификат» известен с ХIХ в.
Понятие «сертификация» в переводе с латинского обозначает «сделано верно», что подтверждается выданным сертификатом. Само слово «сертифи­
кат» носит несколько обозначений, исходя из области применения. Например, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона, изданном в
1900 г., даются следующие определения сертификата:
— удостоверение;
— денежное свидетельство на определенную сумму;
— облигация специального государственного займа.
Возникновение сертификации было связано в первую очередь с необхо­
димостью письменного удостоверения своих клиентов в том, что продукция соответствует заданным признакам. Ярким примером сертификации первой


70
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
стороной выступают картины, авторы которых гарантировали «заявления­
ми о соответствии» их сохранность в течение 300 лет.
Нет четкой даты, откуда берет свое начало сертификация. В разное вре­
мя разные страны вносили свой вклад в становление сертификации, благо­
даря которым процесс подтверждения соответствия приобрел знакомый вид.
В современной трактовке под сертификацией понимается прохождение процедуры оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности.
Первые явные упоминания о сертификации продукции появились еще в Советском Союзе, а именно в 1984 г.: Правительство СССР утвердило
Постановление о сертификации экспортируемой продукции. Возможность принятия столь важного решения была связана с результатом функциони­
рования системы по обеспечению достоверной оценки качества товаров и предотвращению передачи в производство бракованной продукции. Си­
стема была разработана во исполнение постановления ЦК КПСС совмест­
но с Советом Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности про­
изводства и качества работы».
Особое развитие сертификация получила в области машиностроения.
В 1986 г. были разработаны правила РД 50–598–86, которые устанавлива­
ли требования к проведению сертификации техники. Документ применял­
ся в рамках международных соглашений.
В 1988 г. начала функционировать Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). Система предполагала международную аккредитацию испытательных центров. Так, к концу существования Советского Союза в стране насчитывалось 14 лабо­
раторий, получивших аттестат аккредитации.
Современный подход к сертификации нашел отражение в Законе РФ
№ 2300–1 «О защите прав потребителей», который был принят в 1992 г. От­
ныне сертификация товаров народного потребления была закреплена на за­
конодательном уровне. Суть преобразований состояла в том, что сертифи­
кация становится независимой процедурой, проводимой третьей стороной.
С этого момента начинает формироваться законодательная база подтверж­
дения безопасности различных видов продукции. Кроме того, определено понятие сертификации систем качества, то есть безопасность самого про­
цесса производства товаров.
В качестве основных документов, предъявляющих требования безопасно­
сти к продукции и системам качества выступали национальные документы:
— государственные стандарты (ГОСТ Р);
— отраслевые стандарты (ОСТ);
— санитарные правила и нормы (СанПиН) и т. д.