Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

240
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
5. Диаграмма «спагетти»
Пример использования данного инструмента представлен на рис. 7.10.
Свое название инструмент получил из­за наглядного сходства получающихся схем с соответствующим кулинарным блюдом. Суть инструмента заключа­
ется в нанесении на схематичном плане рабочей зоны маршрутов движения персонала в процессе выполнения определенной работы. Причем отдельны­
ми линиями отмечается каждое отдельное перемещение сотрудника от од­
ного места к другому. Если сотрудник перемещается из одной точки к дру­
гой и потом возвращается обратно, то на схеме между этими точками следует рисовать две линии.
Рис. 7.10. Пример использования диаграммы «спагетти»
(нарисована вручную на обрывке тетрадного листа)
Данный инструмент используют для оптимизации процессов, в которых сотрудники вынуждены совершать очень много перемещений внутри рабочей зоны предприятия. На основании составленной схемы оценивают протяжен­
ность и время на перемещения каждого отдельного участника процесса. По­
сле этого пересматривают процесс или размещение нужных для него объек­
тов таким образом, чтобы как можно больше сократить выявленные потери.
6. «Быстрая переналадка» — SMED (single minute exchange of dice)
Общая схема «быстрой переналадки» представлена на рис. 7.11. Это специ­
ализированный инструмент, а точнее говоря, система для оптимизации про­
цессов переналадки оборудования. Представляет собой определенный порядок преобразования текущего процесса переналадки, состоящий из трех этапов.

241 7. логистическая концепция и инструменты бережливого производства в управлении
Ext
Int
Ext
Int
Ext
Int
Ext
Int
Ext
Int
Int
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Int
Int
Int
Int
Int
Int
А
C
Ext
Ext
Ext
Int
Int
Int
Int
Int
В
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Int
Int
Int
Int
Int
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Ext
Int
Int
Int
Int
Int
D
Рис. 7.11. Общая схема «быстрой переналадки»
Этап 1 (переход A-B)
. Текущий процесс переналадки разбивается на от­
дельные операции, каждая из которых классифицируется по одному из двух признаков:
— внешняя (Ext) — может производиться до прекращения работы обо­
рудования;
— внутренняя (Int) — может производиться только после прекращения работы оборудования.
Далее все внешние операции выносятся в начало процесса переналад­
ки, рабочее время на которую теперь можно считать, начиная только с пер­
вой внутренней операции.
Этап 2 (переход B-C)
. Внутренние операции пересматриваются на пред­
мет преобразования во внешние. Те операции переналадки, которые удает­
ся преобразовать, выносятся к внешним операциям.
Этап 3 (переход C-D)
. Каждая операция в отдельности пересматривается с точки зрения снижения времени ее реализации. Наиболее быстрые и удоб­
ные методы выполнения отдельных операций закрепляются в соответству­
ющих инструкциях для обучения и контроля работы наладчиков.
7. «5С — упорядочение»
Общий порядок реализации «5С — упорядочения» представлен на рис. 7.12. Также как и предыдущий инструмент, 5С чаще всего называют системой. По сути, это методика последовательного и систематического на­
ведения порядка в рабочей зоне, под которой может подразумеваться любой масштаб от отдельного рабочего места до целого производственного здания.


242
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Следует отметить, что эта система была разработана специально для ста­
билизации рабочих зон с высокой долей ручных операций в общем объеме выполняемых работ. Эффективное применение данной системы к зонам ап­
паратной или автоматизированной работы крайне ограничено.
Рис. 7.12. Порядок реализации «5С — упорядочение»
Весь процесс наведения порядка состоит из пяти последовательно реа­
лизуемых этапов. Японские названия этих этапов начинались с буквы «С», в связи с чем система и получила свое наименование.
Этап 0. Подготовка.
Несмотря на его отсутствие в теории, он обязатель­
но присутствует на практике. Подготовка к 5С включает:
— выбор рабочей зоны (или нескольких рабочих зон) для наведения по­
рядка;
— определение состава участников (как правило, из сотрудников, рабо­
тающих в выбранных зонах);
— подготовка участников к внедрению (изучение основ, разъяснение необходимости во внедрении);
— составление плана (порядок и сроки реализации этапов);
— подготовка материального обеспечения (формы документов для ра­
боты и уборочный инвентарь).
Этап 1. Сортировка и удаление ненужного.
В рамках рабочей зоны про­
сматриваются все предметы без исключения. Их делят на группы по степени нужности. Например:
— НУЖНОЕ — предметы, которые часто используются в работе (несколь­
ко раз в течение дня, недели, месяца);
— НУЖНОЕ НЕ СРОЧНО — предметы, которые редко используются в работе (один раз в месяц, квартал, год);
— НЕНУЖНОЕ — предметы, которые не используются в работе (под­
лежат удалению из рабочей зоны).
На этом же этапе необходимо удалить все, что было признано ненужным.
Однако «удалить» не значит выбросить — то, что сейчас признано ненуж­

243 7. логистическая концепция и инструменты бережливого производства в управлении ным, может впоследствии оказаться не только нужным, но и трудно заме­
нимым. Поэтому все ненужные предметы необходимо на определенное вре­
мя собрать в специально отведенном месте — отстойнике. Находящиеся там предметы могут, в том числе, оказаться полезными для других подразделе­
ний, а также быть использованными не по прямому назначению. Выбрасы­
вать их стоит только после пролеживания в бесполезном состоянии в тече­
ние достаточно длительного времени.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

Этап 2. Рациональное размещение предметов.
Основная цель данного эта­
па — найти и закрепить за каждым нужным предметом его постоянное ме­
сто хранения. При этом следует соблюдать следующие общие требования:
— удобный, быстрый и легкий доступ;
— безопасный способ хранения;
— исключение препятствий для процессов, перемещения людей и пред­
метов.
Также имеются некоторые специфические требования для отдельных групп предметов:
— НУЖНЫЕ — вблизи от обычного места выполнения работы;
— НУЖНЫЕ НЕ СРОЧНО — на некотором отдалении от обычного ме­
ста выполнения работы;
— предметы общего пользования — на равном удалении от всех пользо­
вателей.
При размещении предметов настоятельно рекомендуется максимально возможно использовать самые разнообразные средства хранения: шкафы, тумбы, полки, настенные доски, ящики, контейнеры, ложементы. Недо­
стающие средства не следует сразу покупать за деньги. Прежде этого необ­
ходимо попробовать сделать их своими силами из имеющихся материалов.
Для повышения наглядности и информативности мест размещения пред­
метов рекомендуется широкое использование самых разнообразных средств и методов визуализации:
1. Нанесение границ (зонирование)
участков, рабочих мест, проходов, про­
ездов, мест складирования и т. д.:

244
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2. Размещение табличек и указателей
вблизи от мест расположения пред­
метов
Материалы
3. Графическое и текстовое обозначение
мест расположения инструмен­
тов, оснастки, вспомогательных материалов, деталей и т. д.
Петров П.П.
Иванов И.И.
4. Графическое обозначение максимального и минимального уровня запаса
в месте хранения предметов одного вида.
макс мин макс мин
Этап 3. Уборка, чистка и устранение неисправностей.
Многие ошибоч­
но воспринимают данный этап как генеральную уборку. Однако основны­
ми объектами его реализации должно быть оборудование и уже только по­
том — рабочие площади.
Дело в том, что самая банальная грязь, пыль и прочие подобные явле­
ния на практике оказываются чуть ли не самыми опасными факторами вы­
хода из строя практически любого оборудования. Таким образом, поддер­
жание оборудования в чистоте становится важнейшим условием сохранения его работоспособности.
Другим важным моментом реализации данного этапа является то, что в процессе его реализации основное внимание должно обращаться не столь­
ко на сами загрязнения, сколько на источники их появления. Выработка и строгое соблюдение мер предупреждения загрязнений всегда обходится меньшими затратами времени и сил, нежели исключение самих загрязнений.


245 7. логистическая концепция и инструменты бережливого производства в управлении
Этап 4. Стандартизация правил.
В отличие от трех предыдущих, явно име­
ющих тактический характер, этот этап, наравне со следующим, важен со стра­
тегической точки зрения. Его основную суть можно изложить в следующих пунктах:
— закрепление в письменном виде правил реализации первых трех эта­
пов и их максимальная визуализация:
• использование схем, рисунков, указателей;
• стандартизация и унификация всех обозначений (символ, размер, цвет);
— рациональное размещение правил:
• выбор наиболее удобных носителей информации, мест размеще­
ния и способов крепления.
Полезность разработанных таким образом стандартов рабочих мест, при­
мер которых представлен на рис. 7.13, трудно переоценить.
Должность,_профессия_Фамилия,_инициалы'>РАБОЧЕЕ МЕСТО:
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА СОСТОЯНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
№1
Слесарь-ремонтник
Семенов Николай Игоревич
Должность, профессия
Фамилия, инициалы
КРИТЕРИИ ОСМОТРА
1. Поверхность стола очищена от грязи и масла
2. Инструмент очищен от грязи и масла
3. На рабочем столе нет лишних материалов
4. Инструмент убран в сейф
5. Пол возле рабочего места убран от мусора
6. Пол возле рабочего места очищен щеткой
ДА
Незаконченная работа, если остается на след. смену
Территория около рабочего места очищена и промыта водой
Поверхность рабочего стола очищена и убрана

Проверяющий:
Должность
ФИО
Подпись
Ответственный, ознакомлен и согласен
Подпись
Старший мастер
Сидоров
Сидоров А.Г.
Семенов
Запасные части и детали в специальной таре





НЕТ
Рис. 7.13. Пример стандарта рабочего места
Это одновременно и наглядное средство для стабилизации определен­
ной рабочей зоны, и основа для совершенствования установленного поряд­
ка (как исходное состояние), и наглядный материал для обучения, и удоб­
ный инструмент для объективного контроля соблюдения установленного порядка.


246
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Этапа 5. Дисциплина и ответственность.
Последний и самый важный этап в реализации всей системы. Его основная задача ­ сделать поддержание и со­
вершенствование наведенного до настоящего времени порядка частью обыч­
ной повседневной работы. Решение данной задачи достигается в результате оптимального сочетания следующих условий:
— закрепление сфер ответственности каждого работника:
• объекты внимания;
• основные обязанности по поддержанию порядка;
— применение эффективных методов контроля:
• неожиданная проверка (быть готовым всегда);
• быстрая проверка (в течение 30 секунд понять, что где лежит и все ли на своем месте);
• контрольные листы (ряд вопросов проверки наличия-отсутствия установленного порядка).
Деловые ситуации и задания для обсуждения
Любое производство, как бы несовершенно оно ни было организовано, с точки зрения теории, представляет собой достаточно сложный производ­
ственный «организм» с уже определенным образом налаженными процес­
сами. В связи с этим, любые существенные изменения в работе данного ор­
ганизма, которые, безусловно, будут иметь место при серьезном внедрении любого из инструментов бережливого производства, могут не только не при­
нести желаемых положительных результатов, но и существенно нарушить ранее настроенные процессы, то есть окажутся совершенно неадекватными.
Другими словами, применение того или иного инструмента всегда долж­
но быть обусловлено наличием в предполагаемом месте его применения со­
вершенно реальной потребности или необходимости в этом. Попробуйте смоделировать по несколько ситуаций на каждый из представленных ин­
струментов бережливого производства, при которых их применение будет вполне адекватным.
Библиографический список
1. Имаи М. Гемба Кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению ка­
чества; пер. с англ./М. Имаи. 2­е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс,
2006. — 345 с.

247 7. логистическая концепция и инструменты бережливого производства в управлении
2. Имаи. М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний; пер. с англ./М. Имаи. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 274 с.
3. Лайкер Дж. Дао Тойота: 14 принципов менеджмента ведущей ком­
пании мира; пер. с англ./Дж. Лайкер. — М.: Альпина Бизнес Букс,
2005. — 402 с.
4. Лайкер Дж. Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota/Дж. Лайкер, Д. Майер; пер. с англ. — М.: Альпина
Бизенс Букс, 2008. — 294 с.
5. Лайкер Дж. Практика Дао Тойота: Руководство по внедрению прин­
ципов менеджмента Тойота/Дж. Лайкер; пер. с англ. — М.: Альпина
Бизнес Букс, 2006. — 588 с.
6. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства/Т. Оно; пер. с англ. — М.: Институт комплексных стра­
тегических исследований, 2005. — 192 с.
7. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зре­
ния организации производства/С. Синго; пер. с англ. — М.: Инсти­
тут комплексных стратегических исследований, 2006. — 312 с.
8. Растимешин В. Е. Упорядочение. Путь к созданию качественного ра­
бочего места: практическое пособие/В. Е. Растимешин, Т. М. Купри­
янова. — изд. 3­е. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. — 174 с., ил.
9. Семь инструментов качества в японской экономике. — М.: Изд­во стандартов, 1990. — 88 с.
10. Точно вовремя для рабочих; пер. с англ. — М.: Институт комплекс­
ных стратегических исследований, 2007. — 112 с.