Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
151 4. Управление жизненным циклом продукции
4.4. Менеджмент качества
На этапе разработки и производства продукции основной задачей криен
тоориентированного производства является обеспечение требуемого уров
ня качества.
В современных условиях тесного конкурентного окружения среди мно
жества проблем, стоящих перед предприятиями и организациями, главной является проблема качества продукции, работ и услуг.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 28
Качество
— совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
(ГОСТ РИСО 9000–2001 Системы менеджмента качества. Основные поло
жения и словарь).
Поскольку качество представляет собой совокупность свойств и харак
теристик продукции, поэтому, длятогочтобы получить представление о ка
честве изделия, необходимо сначала оценить каждое свойство этой совокуп
ности. Эти свойства выражаются через показатели качества.
Показателем качества продукции
называется количественная характе
ристика свойства продукции. Свойства продукции разнообразны и зависят от ее вида и сложности. Для оценки уровня качества используется система показателей, которая включает 11 групп.
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, для выпол
нения которой она предназначена, и обусловливают область ее применения.
К группе показателей назначения относят следующие подгруппы:
— классификационные показатели(грузоподъемность, мощность и др.);
— показатели функциональной и технической производительности (про
изводительность станка, точность измерительного прибора и т. п.);
— конструктивные показатели (габаритные размеры, наличие дополни
тельных устройств и т. п.);
— показатели состава и структуры.
2. Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии
(удельная масса изделия, коэффициент использования ресурсов, КПД и т. д.).
3. Показатели надежности (безотказность, долговечность, ремонтопри
годность, сохраняемость).
4. Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потре
бителя (выразительность, рациональность формы, целостность композиции).
5. Эстетические показатели характеризуют информационную выразитель
ность, рациональность формы, совершенство производственного исполне
ния. Эстетические показатели выражаются в баллах на основании эксперт
ных оценок.
6. Показатели технологичности (удельная трудоемкость, удельная матери
алоемкость, удельная себестоимость, энергоемкость идр.).
152
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
7. Показатели транспортабельности (средняя продолжительность подго
товки продукции к транспортированию, средняя продолжительность уста
новки на транспортное средство и др.).
8. Показатели стандартизации и унификации (удельный вес стандартных, унифицированных и оригинальных узлов и деталей).
9. Экологические показатели (содержание вредных примесей в окружаю
щей среде; вероятность выброса вредных частиц; газов; излучений при хра
нении, транспортировке, эксплуатации).
10. Патентно-правовые показатели (показатели патентной защиты, па
тентной чистоты).
11. Показатели безопасности (вероятность безопасной работы в течение определенного количества времени, нахождения в контакте с различными излучениями, время срабатывания защитных устройств).
На современном этапе качество рассматривается шире, чем только каче
ство продукции. Это и качество производственных, и качество управленче
ских процессов. Менеджмент качества обладает большой теоретической ба
зой. Он тесно связан с именами ученых и инженеров, таких как И. Джуран,
Э. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава, Г. Тогути, Ф. Кросьби и др., кото
рые внесли большой вклад в решение проблем качества.
Менеджмент качества на практике представляется в виде создания при
кладных систем.
Наиболее популярной и формализованной является система менеджмента
качества, построенная на основе международных стандартов ISO‑серии 9000.
Система качества —
это совокупность организационной структуры, от
ветственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осущест
вление общего руководства качеством.
Система качества занимает особое место среди всех существующих си
стем управления, так как является одним из последних достижений в обла
сти обеспечения качества на любой фирме.
В настоящее время действует новая система стандартов: ISO 9001–
2011 Межгосударственный стандарт. Системы качества.
Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систе
му менеджмента, используя такие понятия, как внутренний аудит, процесс
ный подход, корректирующие действия.
Данная система предполагает строгую регламентацию деятельности, чет
кие взаимодействия сотрудников и непрерывные улучшения как отдельных систем, так и организации в целом.
Принципы управления качеством
Международные стандарты (ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001) ориенти
рованы на более полное удовлетворение ожиданий потребителей, а также
153 4. Управление жизненным циклом продукции на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (по
ставщиками, персоналом организации, акционерами, инвесторами), а так
же обществом в целом.
Эти цели достигаются соблюдением следующих принципов.
Принцип 1. Ориентация (фокус) на потребителя.
Успех организации зависит от степени удовлетворения и ожиданий по
требителей и других заинтересованных сторон.
Основой этого принципа является анализ рынка и запроса потребителей.
Производители продукции не ограничиваются выполнением формальных тре
бований заказчика, а стремятся предугадать и предвосхитить его ожидания.
Ориентация должна быть как на внешнего, так и внутреннего потребителя.
Принцип 2. Лидерство — ведущая роль руководства.
Руководители определяют политику, стратегию, направление развития организации. Они должны создать такую обстановку, чтобы все работники в организации были вовлечены в достижение поставленных целей.
Лидерство тесно связано с понятием ответственность. Ответственность недостаточно установить приказом, ее можно взять на себя только добро
вольно. При этом необходимо ответственность подкрепить полномочиями и постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком доброволь
но ответственностью и данными ему полномочиями.
Принцип 3. Вовлеченность работников.
Вовлеченность персонала в общие дела организации позволяет полнее использовать свои способности и опыт, порождает у людей чувство ответ
ственности и сопричастности и дает возможность использовать их способ
ности на пользу организации.
Принцип 4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается более эффективно, когда имеющимися ресурсами и видами деятельности руководят как процессами.
Для успешного функционирования организации необходимо определить множество взаимосвязанных процессов и управлять ими.
Принцип 5. Системный подход к управлению качеством.
Этот принцип предполагает представление организации как системы вза
имодействующих динамических процессов.
С системным подходом связана проблема оценки результатов деятельно
сти организации. К финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнеспро
цессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации пер
сонала.
Принцип 6. Постоянное улучшение.
Непрерывное улучшение является постоянной целью организации. При непрерывном улучшении процессов снижаются потери и соответственно цена продукции. Оно направлено на удовлетворение потребностей людей,
154
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
их интересов и ожиданий и соответственно на повышение конкурентоспо
собности продукции.
Принцип 7. Принятие управленческих решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных, получаемых в ре
зультате измерений, исследованием характеристик процессов и свойств произ
водимой продукции, а также результатов маркетинговых и других исследований.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками являются залогом установ
ления долговременных отношений. Такое сотрудничество позволяет орга
низации повысить конкурентоспособность.
При разработке, внедрении системы менеджмента качества следует ру
ководствоваться выше перечисленными принципами. На этих принципах следует строить следующие виды деятельности:
— распространение политики и целей для повышения осведомленно
сти, мотивации и вовлеченности работников;
— определение процессов создания продукции;
— планирование будущего организации и управление изменениями;
— установление и взаимодействие направлений достижения удовлетво
ренности заинтересованных сторон.
Разработка и внедрение системы качества
Система качества создается руководством предприятия как средство ре
ализации политики предприятия в области качества.
Собственно система качества состоит из трех блоков (рис. 2): обеспече
ние качества, управление качеством и улучшение качества.
Обеспечение качества —
создание условий для выполнения целей(техни
ческих, организационно — экономических, социальных).
Управление качеством —
принятие оперативных мер в связи с непредви
денными обстоятельствами по предотвращению несоответствий (брака или дефектов) независимо от причин и виновников их возникновения.
Улучшение качества
— мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и про
цессов для получения выгоды, как для организации, так и для потребителей.
Система качества содержит требования к ресурсному обеспечению каче
ства, а также мероприятия на всех этапах жизненного цикла.
В соответствии со стандартами серии ИСО жизненный цикл продукции
(петля качества) включает 11 этапов:
1) маркетинг, поиск и изучение рынка;
2) проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;