Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151 4. Управление жизненным циклом продукции
4.4. Менеджмент качества
На этапе разработки и производства продукции основной задачей криен­
тоориентированного производства является обеспечение требуемого уров­
ня качества.
В современных условиях тесного конкурентного окружения среди мно­
жества проблем, стоящих перед предприятиями и организациями, главной является проблема качества продукции, работ и услуг.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28

Качество
— совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
(ГОСТ РИСО 9000–2001 Системы менеджмента качества. Основные поло­
жения и словарь).
Поскольку качество представляет собой совокупность свойств и харак­
теристик продукции, поэтому, длятогочтобы получить представление о ка­
честве изделия, необходимо сначала оценить каждое свойство этой совокуп­
ности. Эти свойства выражаются через показатели качества.
Показателем качества продукции
называется количественная характе­
ристика свойства продукции. Свойства продукции разнообразны и зависят от ее вида и сложности. Для оценки уровня качества используется система показателей, которая включает 11 групп.
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, для выпол­
нения которой она предназначена, и обусловливают область ее применения.
К группе показателей назначения относят следующие подгруппы:
классификационные показатели(грузоподъемность, мощность и др.);
показатели функциональной и технической производительности (про­
изводительность станка, точность измерительного прибора и т. п.);
конструктивные показатели (габаритные размеры, наличие дополни­
тельных устройств и т. п.);
показатели состава и структуры.
2. Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии
(удельная масса изделия, коэффициент использования ресурсов, КПД и т. д.).
3. Показатели надежности (безотказность, долговечность, ремонтопри­
годность, сохраняемость).
4. Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потре­
бителя (выразительность, рациональность формы, целостность композиции).
5. Эстетические показатели характеризуют информационную выразитель­
ность, рациональность формы, совершенство производственного исполне­
ния. Эстетические показатели выражаются в баллах на основании эксперт­
ных оценок.
6. Показатели технологичности (удельная трудоемкость, удельная матери­


алоемкость, удельная себестоимость, энергоемкость идр.).

152
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
7. Показатели транспортабельности (средняя продолжительность подго­
товки продукции к транспортированию, средняя продолжительность уста­
новки на транспортное средство и др.).
8. Показатели стандартизации и унификации (удельный вес стандартных, унифицированных и оригинальных узлов и деталей).
9. Экологические показатели (содержание вредных примесей в окружаю­
щей среде; вероятность выброса вредных частиц; газов; излучений при хра­
нении, транспортировке, эксплуатации).
10. Патентно-правовые показатели (показатели патентной защиты, па­
тентной чистоты).
11. Показатели безопасности (вероятность безопасной работы в течение определенного количества времени, нахождения в контакте с различными излучениями, время срабатывания защитных устройств).
На современном этапе качество рассматривается шире, чем только каче­
ство продукции. Это и качество производственных, и качество управленче­
ских процессов. Менеджмент качества обладает большой теоретической ба­
зой. Он тесно связан с именами ученых и инженеров, таких как И. Джуран,
Э. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава, Г. Тогути, Ф. Кросьби и др., кото­
рые внесли большой вклад в решение проблем качества.
Менеджмент качества на практике представляется в виде создания при­
кладных систем.
Наиболее популярной и формализованной является система менеджмента
качества, построенная на основе международных стандартов ISO‑серии 9000.
Система качества
это совокупность организационной структуры, от­
ветственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осущест­
вление общего руководства качеством.
Система качества занимает особое место среди всех существующих си­
стем управления, так как является одним из последних достижений в обла­
сти обеспечения качества на любой фирме.
В настоящее время действует новая система стандартов: ISO 9001–
2011 Межгосударственный стандарт. Системы качества.
Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систе­
му менеджмента, используя такие понятия, как внутренний аудит, процесс­
ный подход, корректирующие действия.
Данная система предполагает строгую регламентацию деятельности, чет­
кие взаимодействия сотрудников и непрерывные улучшения как отдельных систем, так и организации в целом.
Принципы управления качеством
Международные стандарты (ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001) ориенти­
рованы на более полное удовлетворение ожиданий потребителей, а также


153 4. Управление жизненным циклом продукции на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (по­
ставщиками, персоналом организации, акционерами, инвесторами), а так­
же обществом в целом.
Эти цели достигаются соблюдением следующих принципов.
Принцип 1. Ориентация (фокус) на потребителя.
Успех организации зависит от степени удовлетворения и ожиданий по­
требителей и других заинтересованных сторон.
Основой этого принципа является анализ рынка и запроса потребителей.
Производители продукции не ограничиваются выполнением формальных тре­
бований заказчика, а стремятся предугадать и предвосхитить его ожидания.
Ориентация должна быть как на внешнего, так и внутреннего потребителя.
Принцип 2. Лидерство — ведущая роль руководства.
Руководители определяют политику, стратегию, направление развития организации. Они должны создать такую обстановку, чтобы все работники в организации были вовлечены в достижение поставленных целей.
Лидерство тесно связано с понятием ответственность. Ответственность недостаточно установить приказом, ее можно взять на себя только добро­
вольно. При этом необходимо ответственность подкрепить полномочиями и постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком доброволь­
но ответственностью и данными ему полномочиями.
Принцип 3. Вовлеченность работников.
Вовлеченность персонала в общие дела организации позволяет полнее использовать свои способности и опыт, порождает у людей чувство ответ­
ственности и сопричастности и дает возможность использовать их способ­
ности на пользу организации.
Принцип 4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается более эффективно, когда имеющимися ресурсами и видами деятельности руководят как процессами.
Для успешного функционирования организации необходимо определить множество взаимосвязанных процессов и управлять ими.
Принцип 5. Системный подход к управлению качеством.
Этот принцип предполагает представление организации как системы вза­
имодействующих динамических процессов.
С системным подходом связана проблема оценки результатов деятельно­
сти организации. К финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес­про­
цессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации пер­
сонала.
Принцип 6. Постоянное улучшение.
Непрерывное улучшение является постоянной целью организации. При непрерывном улучшении процессов снижаются потери и соответственно цена продукции. Оно направлено на удовлетворение потребностей людей,


154
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
их интересов и ожиданий и соответственно на повышение конкурентоспо­
собности продукции.
Принцип 7. Принятие управленческих решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных, получаемых в ре­
зультате измерений, исследованием характеристик процессов и свойств произ­
водимой продукции, а также результатов маркетинговых и других исследований.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками являются залогом установ­
ления долговременных отношений. Такое сотрудничество позволяет орга­
низации повысить конкурентоспособность.
При разработке, внедрении системы менеджмента качества следует ру­
ководствоваться выше перечисленными принципами. На этих принципах следует строить следующие виды деятельности:
— распространение политики и целей для повышения осведомленно­
сти, мотивации и вовлеченности работников;
— определение процессов создания продукции;
— планирование будущего организации и управление изменениями;
— установление и взаимодействие направлений достижения удовлетво­
ренности заинтересованных сторон.
Разработка и внедрение системы качества
Система качества создается руководством предприятия как средство ре­
ализации политики предприятия в области качества.
Собственно система качества состоит из трех блоков (рис. 2): обеспече­
ние качества, управление качеством и улучшение качества.
Обеспечение качества —
создание условий для выполнения целей(техни­
ческих, организационно — экономических, социальных).
Управление качеством —
принятие оперативных мер в связи с непредви­
денными обстоятельствами по предотвращению несоответствий (брака или дефектов) независимо от причин и виновников их возникновения.
Улучшение качества
— мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и про­
цессов для получения выгоды, как для организации, так и для потребителей.
Система качества содержит требования к ресурсному обеспечению каче­
ства, а также мероприятия на всех этапах жизненного цикла.
В соответствии со стандартами серии ИСО жизненный цикл продукции
(петля качества) включает 11 этапов:
1) маркетинг, поиск и изучение рынка;
2) проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;