ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
Тема:"Организация и осуществление работы
общевойскового командира по противодействию
идеологии религиозного экстремизма в
многонациональных воинских коллективах
вооруженных сил Российской Федерации"
Выполнила:
Офицерова Ольга Сергеевна
Введение:
Актуальность:Международный терроризм и экстремизм сегодня стремительно ворвались в сферу межгосударственных отношений. Так называемые "хронические болезни" нынешнего мирового сообщества, заражены политическим, социальным и экономическим неравенством. Эти угрозы представляют сегодня наивысшую опасность для любого государства и общества. И
поэтому мы все отчетливо осознаем ту опасность, которые несут в себе терроризм и экстремизм.
Цель:Ознакомиться с понятиями терроризма и экстремизма,
довести основные угрозы и вызовы, представляющие опасность для мирового сообщества. Разработать противодействие внутри воинской службы.
Вопросы:
● Экстремизм: причины появления, тенденции развития
● Политико-правовые основы организации противодействия идеологии экстремизма в вооруженных силах российской федерации
● Меры предотвращения распространения экстремистских взглядов в армейских формированиях России
"Экстремизм: причины появления, тенденции
развития"
Причины возникновения экстремизма весьма многообразны,
однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведет к тому, что социум перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряженность, появляются группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами.
Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни (молодежь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по сокращению из Вооруженных сил и других силовых структур).
Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию.
Основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально - экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны,
социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой - низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения. Все это ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем, причем как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов.
Проводниками экстремизма выступают как политические партии радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу.
Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в
России в 90-х гг. XX в. в основном в среде молодежи из малообеспеченных семей, которая под лозунгами борьбы за
«чистоту нации», «освобождение русского народа» и т.д.,
объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а также мелким хулиганством и вандализмом.
Вначале экстремизм в России носил стихийный характер,
проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти,
утраты веры в незыблемость существующих порядков.
Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания,
безработица, кровопролитная чеченская война - все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодежные группировки взрослели, приобретали опыт,
налаживали связи, привлекали новые кадры.
Роль и значение экстремизма оказались недооцененными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени, участниками и жертвами которых стали молодые люди.
Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что в течение всего последнего времени на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма,
ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил.
В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антииммигрантские настроения. Проблема нерегулируемой миграции создает угрозу безопасности России.
Собственно угроза создается тем, что из-за отсутствия соответствующей нормативной и правовой базы Россия стала прибежищем и настоящим отстойником для многих представителей оппозиции из стран ближнего зарубежья,
потерпевшей поражение на своей родине. Бывшие боевики,
скрываясь в России, существенно обострили здесь криминогенную ситуацию. Большинство правящих режимов стимулирует миграционный процесс. Таким путем они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения за счет значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран,
необходимый для их выживания.
Оценка тенденций преступности - это одновременно ретроспективный и перспективный анализы: как изменилась преступность, в каком направлении происходят эти изменения,
какой она может быть, по крайней мере в ближайшем будущем.
Преступность изучается и оценивается в единстве ее качественных и количественных характеристик, а также разных ее проявлений (фактов преступлений, лиц их совершивших,
жертв преступлений, ущерба.)
Известно, что при совершении организованных (заранее планируемых, предумышленных) преступлений, а также преступлений, предполагающих наличие криминальных профессиональных навыков, их субъекты заранее принимают меры к сокрытию таких деяний и ухода от предусмотренной ответственности. Латентность такой преступности бывает особенно высокой.
На латентность преступности, успешное выявление,
пресечение, раскрытие преступлений, привлечение их субъектов к уголовной ответственности оказывают сильное влияние, по меньшей мере, еще следующие обстоятельства:
● желание физических и юридических лиц, в том числе потерпевших, сотрудничать с правоохранительными органами в деле разоблачения преступников
● изменения характеристик преступности,в частности, при появлении новых видов организованных, требующих криминального профессионализма преступлений,
законодатель и правоприменительные органы не сразу реагируют на данное явление и начинают успешно ему противостоять
● отсутствие криминологически обусловленной, действенной,
относительно стабильной и непротиворечивой правовой основы борьбы с изменяющейся преступностью(Значим
системный подход при принятии новых законов и
гармонизации их положений с уже существующими
нормами, а также законов и международно-правовых
договоров и т.п.;)
● недостаточный профессионализм немалого числа сотрудников правоохранительных органов в силу значительного удельного веса среди таких сотрудников молодых специалистов, недостаточной развитости института наставничества
● отсутствие наработанной единообразной практики применения действующих законов, в частности, судами. Это особенно явно проявляется при уголовно-правовой оценке сравнительно недавно криминализированных деяний, а также организованных преступлений, организованных преступных формирований: незаконных вооруженных формирований, банд, преступных сообществ (преступных организаций) и др.
● организационно-материальное обеспечение расследования,в том числе возможность проведения дорогостоящих экспертиз и привлечения высококвалифицированных экспертов, специалистов
● антикриминальная политика - расстановка оптимальных,
основанных на криминологической оценке изменений преступности и анализе исторического отечественного и зарубежного опыта, приоритетов в реагировании на разные преступления, преступления различных субъектов, правовое и организационное ресурсное обеспечение такого реагирования и т.д.
Успех в предупреждении экстремизма во многом зависит от степени взаимного доверия между правоохранительными органами, общественными организациями, в том числе правозащитными, СМИ, их готовности к противодействию ему.
"Политико-правовые основы организации
противодействия идеологии экстремизма в
вооруженных силах Российской Федерации"
В настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды,
унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности.
Конституция РФ, устанавливая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признавая идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя, гарантирует каждому свободу совести,
свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свободу мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
(ст. 2, ч. 1 ст. 13, ст. 28, ч. 1 и 4 ст. 29) наряду с иными правами и свободами, включая право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30).
Свободу деятельности с тем вместе с тем конституция РФ
исходит из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
(ч. 3 ст. 17). В России запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской
Федерации.
Подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни в том числе (ч. 5 ст. 13). Запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), пропаганда или агитация,
возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).
Названные конституционные положения одновременно устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной,
расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию,
должно быть запрещено законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свободу других и удовлетворения справедливых требований морали,
общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную,
административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
К примеру, ст. 20.3 КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды атрибутики.
Статьей 20.29 КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
В уголовном кодексе РФ,в частности, указаны следующие составы преступлений экстремистской направленности:
публичные призывы (т.е. обращения к другим лицам в любой форме) к осуществлению экстремистской деятельности
(ст. 280 УК РФ, п. 4 постановления пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности).
В ст. 280 УК РФ(публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) под публичными призывами понимаются выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств,
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. К действиям, направленным на возбуждение ненависти либо вражды, относятся, в частности, высказывания,
обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы,
приверженцев той или иной религии и других групп лиц. При этом, критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие,
направленное на возбуждение ненависти или вражды.
Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к
осуществлению экстремистской деятельности или нет. Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 5 лет.
В ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества)
под экстремистским сообществом понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава,
согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. Преступление в форме участия лица в экстремистском сообществе считается оконченным с момента начала подготовки к совершению преступления экстремистской направленности или совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности экстремистского сообщества.
Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 10 лет.
В ст. 282.2 УК РФ(организация деятельности экстремистской организации) под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, понимаются действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации). Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 8 лет.
В ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества)
под экстремистским сообществом понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава,
согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. Преступление в форме участия лица в экстремистском сообществе считается оконченным с момента начала подготовки к совершению преступления экстремистской направленности или совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности экстремистского сообщества.
Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 10 лет.
В ст. 282.2 УК РФ(организация деятельности экстремистской организации) под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, понимаются действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации). Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 8 лет.
"Меры предотвращения распространения
экстремистских взглядов в армейских
формированиях России"
Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. Такая позиция зачастую приводит человека в протестные движения, группы и формирования, враждебные социуму и использующие для достижения своих целей асоциальные методы. Эти протестные организации почти всегда экстремистские. Существуют разные виды экстремизма, а потому могут формироваться и различные экстремистские организации.
Все движения, организации и объединения, которые пропагандируют ненависть и ксенофобию, сегодня рассматриваются в России как экстремистские. Работа с общественными объединениями, в том числе молодежными –
одно из важных направлений деятельности по противодействию экстремизму. Опасность экстремизма заключается не только в вовлечении людей в преступную экстремистскую деятельность,
но и в негативном воздействии на их личность, формировании нравственно и мировоззренчески личности.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия сегодня экстремизму в Российской Федерации является его профилактика – разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям.
Особенно это актуально и важно в среде молодого поколения и среди общественных объединений различного характера и толка.
Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения работы по искоренению причин, их порождающих и способствующих осуществлению экстремизма.