Файл: Теория механизмов и машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

Элиста 2013г.
Задание № 3

Проектирование и исследование механизмов двухступенчатого компрессора
Двухступенчатый компрессор предназначен для получения сжатого воздуха (газа), в основу которого положен кривошипно-ползунный механизм ОАВ. Компрессор приводится в движение электромотором через одноступенчатый редуктор, состоящий из двух цилиндрических колес zaи zb.

Сжатие воздуха осуществляется ступенчато: при движении поршня влево воздух всасывается из атмосферы в полость I ступени и при движении поршня 3 вправо сжимается в ней до давления pImax. После чего выталкивает в воздухосборник, из которого сжатый воздух поступает по трубопроводу в полость II ступени. Это происходит при открытии клапана, рассчитанного на давление pImax. Поршень 3 компрессора – ступенчатый, двух диаметров: D1 – первый ступени, D2 – второй ступени. Рабочая площадь первой ступени представляет собой круг, второй ступени – кольцо. В дальнейшем воздух сжимается до давления pIImax и поступает к потребителю. Процесс сжатия воздуха в каждой ступени описывается соответствующими индикаторами диаграммами (рис. 1 б).

У к а з а н и я. За начало отсчета следует принять то положение кривошипа ОА, при котором поршень 3 занимает крайнее левое положение.

Центры масс звеньев 1, 2, 3 находятся соответственно в точках О, S2 и В. Положение точки S2 определяется из условия AS2 = 0,25 AB.

Индикаторную диаграмму построить для точки В поршня 3, считая при этом, что точки h и d совпадают, а точки f и b лежат на одной вертикальной прямой.

Геометрический расчет зубчатой передачи произвести для шестерни

«a» и колеса «b».

Для всех вариантов принять:

а) частоту вращения ротора двигателя равной 1400 об/мин;

б) максимальное давление в 1-й ступени равным 0,2 МПа;



Рис. 1
Таблица 1

Исходные данные для построения индикаторной диаграммы компрессора

Отношение текущего значения к максимальному

Первая ступень

Вторая ступень

сжатие

нагревание

сжатие

нагревание

s/smax

0

0,3

0,6

1

0,9

0,8

1

0,6

0,45

0

0,1

0,16

p/pmax

0

0,1

0,3

0,3

0,1

0

0,3

0,68

1

1

0,47

0,3



Таблица 2

Исходные данные для проектирования и исследования двухступенчатого компрессора


Параметр

Обозначение параметра

Единицы СИ

Числовые значения параметров для вариантов

0

Частота вращения кривошипа ОА

n1

об/мин

500

Средняя скорость ползуна 3

υср

м/с

3,3

Отношение длины шатуна АВ к длине кривошипа ОА, АВ/ОА

λ

-

3,9

Номера положений механизма для построения планов ускорений

-

-

0, 1, 11

Диаметр поршня первой ступени

D1

м

0,20

Диаметр поршня второй ступени

D2

м

0,17

Масса кривошипа ОА

m1

кг

2

Масса шатуна АВ

m2

кг

4,0

Масса ползуна 3

m3

кг

6

Моменты инерции звеньев относительно осей, проходящих через центры масс

Is1

кг‧м2

0,12

Is2

кг‧м2

0,06

Максимальное давление второй ступени цилиндра

PII max

МПа

0,37

Положение механизма для силового расчета

-

-

1

Число зубьев шестерни редуктора

za

-

24

Число зубьев колеса редуктора

Zb

-

45

Модуль пары колес Za и Zb

m

мм

5

Передаточное отношение планетарного механизма

U1H

-

5,4




Содержание


1. Структурное и кинематическое исследование рычажного механизма

6

2. Силовой анализ рычажного механизма

14

3. Проектирование зубчатой передачи

18

Список литературы

22



1. Структурное и кинематическое исследование рычажного механизма
1.1 Проектирование кривошипно-ползунного механизма

Используя формулы и исходные данные, определяем длины кривошипа ОА, шатуна АВ




1.2 Структурное исследование рычажного механизма

Определяем степень подвижности механизма по формуле П. Л. Чебышева

W=3n-2p5-p4

где n=3 – число подвижных звеньев

p5=4 – число кинематических пар пятого класса

p4=0- число кинематических пар четвертого класса

W=3n-2p5-p4 = 3‧3-2‧4-0=1

Степень подвижности равна 1 - значит механизм имеет одно ведущее звено (кривошип).



Рис. 1.1. Схема кривошипно-шатунного механизма



Рис.1.2 Структурные группы Ассура

Разбиваем механизм на структурные группы Ассура, отделяя 2 звена – 2-е и 3-е.

Класс механизма определяется по старшинству структурной группы Ассура.

Старшая группа 2-го класса – значит механизм второго класса.

Структурная формула механизма:

I (0;1) → II 2 (2;3)

Механизм первого класса, состоящий из звеньев 0 и 1, присоединяется к группе Ассура II – го класса, 2 -го порядка, состоящей из звеньев 2 и 3.

1.3 Построение схемы механизма



В принятом масштабе вычерчиваем схему механизма. Для построения 12 положений звеньев механизма разделим траекторию, описываемую точкой А кривошипа ОА, на 12 равных частей. За нулевое принимаем то положение кривошипа ОА при котором точка В поршня 3 занимает крайнее левое положение. Из отмеченных на окружности точек А01…А11 раствором циркуля, равным



намечаем на линии движения ползуна 3 точки В0, В1,…В11. Соединяем прямыми точки А0 с В0, А1 с В1 и т.д., получаем 12 положений звеньев механизма.
1.4 Построение планов скоростей механизма

Построение начинаем от входного звена, т.е. кривошипа ОА. Из точки р принятой за полюс плана скоростей, откладываем в направлении вращения кривошипа ОА вектор скорости точки А: рa = 60 мм.

Построение плана скоростей группы Ассура II класса 2вида:



где VA - скорость точки А кривошипа ОА.

Ее величина равна:



Угловую скорость ведущего звена определяем, как:





VBA - скорость точки В звена 2 во вращательном движении относительно точки А, направлена перпендикулярно оси звена АВ.

VB - скорость точки В ползуна 3 направлена вдоль оси ОВ.

Из точки А проводим линию, перпендикулярную оси звена АВ, а из полюса р плана скоростей линию, перпендикулярную оси ОВ. Точка b пересечения этих линий дает конец вектора искомой скорости VB.

Масштаб плана скоростей вычисляем по формуле:



где ра = 60 мм - произвольный отрезок.

Истинное значение скорости точки B находим по формулам:



Скорость точки S2 найдем из теоремы подобия. Делим отрезок ab на плане скорости в том же отношении, что и звено АВ, то есть:




Затем соединяем точку s2 с полюсом p и находим вектор скорости Vs2.

Истинное значение скорости всех точек находим по формулам:





По планам скоростей определяем скорости всех точек для 12-ти положений механизма и заносим в таблицу 1.1

Таблица 1.1

Значения скоростей точек механизма

Параметр

Номер положения механизма

0, 12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

VA, м/c

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

pb, мм

0

23

45

60

59

37

0

37

59

60

45

23

VB=pbμv,м/с

0

2,00

3,92

5,22

5,13

3,22

0

3,22

5,13

5,22

3,92

2,00

аb, мм

60

52

31

0

31

52

60

52

31

0

31

52

VBA=abμv, м/с

5,22

4,52

2,70

0

2,70

4,52

5,22

4,52

2,70

0

2,70

4,52

ps2, мм

31,2

48

55

60

55

48

31,2

48

55

60

55

48

VS2 = ps2μv, м/с

2,71

4,18

4,79

5,22

4,79

4,18

2,71

4,18

4,79

5,22

4,79

4,18