Файл: Переодизация курса i формационный подход.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Б) рандольф считал что всю власть надо предоставить федеральному конгрессу, точнее ее нижней палате.

В) нижняя палата выбирает верхнюю

Г) конгресс избирает президента

Д) конгрес наделялся фактически всеми полномочиями законодательной власти.

По причинам явного унитаризма план был отклонен. из плана осталась идея разделения властей.

II. основным вопросом конвента стал вопрос о власти. Этот вопрос был разделен на две групы:

А) вопрос о разделении власти по вертикали: вопрос о федерации. Т.е. вопрос о разделении компетенции между штатами и федерацией.

Было решено создать в конституции строгий перечень полномочий федерации. Все остальное отдавалось штатам. В этом многие ученые усматривают появление в северной америке двойного (разделенного суверенитета).

Суверенитет- )с франц.- верховенство власти).

Раз суверенитет- власть, то его можно разделить.

Б) вопрос о разделении власти по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную власть.

Некоторые считают, что это разделение можно изобразить и вертикалью (спросить!)

Законодательная власть:

А) Делегаты согласились с тем, что носителем законодательной власти будет являтся конгрес с двумя палатами: верхней (сената) и нижней (палата представителей). Палата представителей избиралась прямыми выборами в соответствии с количеством населения каждого штата пропорционально числу населения. Поэтому в палате представителей в большинстве оказывались представители от крупных штатов.

Ричард спрайт предложил делегировать в сенат по два сенатора от каждого штата.

Элсуо внес поправку к этому предложению: сенаторы выбирались в соответствии с законодательством того или иного штата.

Исполнительная власть

Было решено, что исполнительная власть вручалась не коллегии, а президенту страны, которого избирали коллегии выборщиков. Число выборщиков должно было соответствовать числу вместе взятых конгресменов и сенаторов, выдвинутых штатом.

В порядке выборов сената и выборщиков американцы усматривают суверенные права их штатов.

Судебная власть:

  1. джеймс медисом и джеймс уилсон предложили по образу конституции штата нью йорк создание ревизионного совета, в который помимо верховного суда должен входить и президент.


В этом предложении делегаты усмотрели смешение разделения властей: судебная власть объединяется с исполнительной. Т.е. преобладал геометрический подход (две параллельные прямые не пересекаются).

Джеймс медисон: подлинное разделение властей немыслимо без их известного смешения.

Примеры: президент страны наделяется правом вето.,

На самом деле идея разделения властей только внешне напоминает параллельные прямые. Американский вариант системы разделения властей получил название системы сдержек и противовесов (богиня правосудия стоит с мечом и с весами).

А) президент: право вето, подписывает законы.

Б) конгресс: обладает правом импичмента (суда)

В) верховнй суд страны: наделен правом толкования конституции (законодательная власть):»конституция сша это то, что о ней думают судьи».

Джеймс уилсон: власти должны действовать раздельно.
В сентябре 1787 года только 3 делегата штата ротайленд отказались подписать конституцию. Конституцию подписал и александр гамильтон (хотя он хотел конституционной монархии с аристократией).

Джорж вашинктон: весь конвент просидел молча.

Хозяин дома бенжамин франклин сказал: я на спинке стула смотрел на солнце, теперь я считаю, что это восход.

Проблема ратификации конституции, два лагеря:

1. федералисты

главным органом федералистов становится орган «записки федералиста»: александр гамильтон, джеймс медисон, джей.

В ходе борьбы за ратификацию джеймс медисон еще более углубляет учение о разделении властей. В его словах становится очевидна та незавидная судьба разделения властей, которая в настоящее время происходит в нашей стране т.е. война властей. Это объясняется тем, что эффективность этого принципа зависит от того, что система сдержек и противовесов в качестве баланса интересов должна сложится в самом обществе. В северной америке в конце 18 века это имело место.

Лоренц фридман: конституция- пачка бумаги. Главное в конституции- конституционная система, и прежде всего как само общество относится к конституции.

Причины постоянности американской конституции:

1создана проффесиональными юристами

2главное в ней- система принципов.

2. антифедералисты.
Историческое развитие сословно-представительной монархии в странах западной Европы.

1. Общая характеристика сословно-представительной монархии, ее соотношение с монархией синериальной и абсолютной.


2. Основные предпосылки формирования сословно-представительной монархии.

3. общее и особенное в развитии западно-европейских сословно-представительных монархий.
1.

монархические формы: 1. варварская монархия

2. синериальная монархия

3. сословно-представительная

4. абсолютная

2 основных признака сп монархии:

1. сословная- складывается союз королевской власти и сословий (политический дуализм) власть сословий находит воплощение в появлении гос огана- органа сословного представительства.

во франции- генеральные штаты

германия- ландтаги

англия- парламент

испания- кортесы

россия- земский собор

появление органов представитеьлства- закономерность общая.

2. см- централизованная монархия. Осуществляется переход от синереальной к сословно-представительной монархии. на смену монарху сузерену приходит монарх-суверен: "монарх держит страну от имени бога и от себя лично". Появляется суверенитет (верховенство королевской власти). государственная власть разделена между крупными феодалами и монархом т.е. характерно существование центрального и локального суверенитета.

3. на этапе см происходит возрождение римских публично-правовых понятий. возраждается понятие государства, публичного интереса, общего блага, государственной территории, государственной границы. Формируется понятие столицы государства, происходит смена феодальных знамен государственными флагами. т.е. возрождается и содержатлеьная и формлаьная сторона государственной жизни. появляется атрибутика: герб, флаг, столица.

4. суверенность монарха заклячается в: высшей админстративной, военной и церковной власти.

5. возраждаются юридические понятия римского права. лигисты отождествляют королевскую власть с императорской: за королем закрепляются высшие законодательные функции, король- выше закона.

6. появляются новые представления о природе королевской власти:

а) собственно король

б) королевское достоинство (понятие короны)

Корона ничем не могла быть ограничена, так как воплощала государственный суверенитет, а король вынужден считаться с новыми ограничениями. Королевская власть- магистратура. король стал отождествляться с высшим магистратом. государство представлялось легистам в качестве большой корпоративной общины, а сама королевская власть мыслилась, как служение общему делу.

7. в современной науки пм приобрело несколько названий:

а) государство институционное- возникают особые
государственные органы- институты или институции, образованных из профессионального чиновничества (бюрократии). институты: государственный (княжеский) совет- исполнительная власть (правительство; государственная казна (особый финансовый орган); верховный суд; профессиональные армии; факт возникновения институтов дает: институты выступают в роли посредников между королем и населением.

б) централизованное государство, территориальное государство. окончательно побеждает принцип административно-территориального деления населения (население становится придатком территории).

Учитывая все вышесказанное некоторые ученые утверждают , что государства институционное, централизованное. территориальное, бюргерское (основная масса чиновников-професионалов формируется из городского населения) чиновничьим, что только данное государство заслуживает названия госудаства. здесь видна абсолютизация двух подходов: эталлонного (метода классических образцов) и классового.

Общими чертами для всех сословно-представительных монархий является:

  1. возникновение союза короля и сословий (дуализм политической власти)

  2. 2) Возникновение сословно-представительных органов

  3. 3. обретение королем публично-правовых прерогатив: высшей административной, судебной, военной, финансовой и духховной власти.

  4. 4. возникновение государственных институтов с принципами: регулярности, специализированности, коллегиальности.

5. Публично-правовые властные прероготивы королей и князей формируются асинхронно: сначала происходит концентрация судебных и финансовыхполномочий,

а затем- военную и административную власть.

При перераспределении финансовых средств происходила замена у дворянства политических привелегий экономическими.
2. предпосылки:

  1. социально-экономические: развитие раннебуржуазных отношений, способствующих формированию общенационального рынка, нуждающегося в государственном покровительстсве.

  2. на этапе раннего средневековья крестьянские востания перерастают в крестьянские войны. Мелкие и средние феодалы обращают свои надежды на спасение к королю.

  3. внутриклассовые противоречия так же способствовали усилению королевского могущества

  4. обратное влияние королевской власти на социальные отношения. Социальная триада:

лабораторес- сословие трудящихся и горожане


беллаторес- дворянское сословие

оратэрэс- духовное сословие

и королевская власть формирует союз со всеми этими сословиями.
3. особенности органов сословного представительства:

  1. парламент возник снизу и имеет четкую структуру

  2. генеральные штаты- сверху

и не имеет четкой структуры, четкой структуры подведомственности (провинциальные штаты имели судебные полномочия, а генералные не имели).

  1. в германии- сосуществование рейхстага и ландтагами.

Ландтагам принадлежала реальная власть.
арабский халифат.

1. исторические предпосылки возникновения государственности у арабов.

2. общественный и государственный строй арабского халифата.

3. кризис и падение арабского халифата.

1. масса арабов жила племенным строем. племена возглавляли вожди: саеды, шейхи. арабы-кочевники периодическ формировали крупные межплеменные объединения (протогосударства). дальнейшее развитие государствености затруднялось ненавистью арабов к лидерам- царям (маликам) и часто их убивали. однако существовали мелкие локальные государсвтенные образования у арабов: пальмира, набатея, государство химьяритов (на территории современного емена), а так же существовали царские династии, ориентировавшиеся на персидскую (гассаниды) и византийскую(лохмиды) империи. это объясняется тем, что аравийский полуостров оказался в сфере влияния византийской империи, персидской империи, государства аксум (прообраз совр. эфиопии). все три государства соперничали между собой, стремились к переделу сфер влияния, вторгались на территорию аравии. но эти вторжения не имели успеха, всвязи с плохой экологией и воинственными племенами арабов. аксум стремилось укрепить свое положение на юге аравийского полуострова. в начале 6 века (517 год) во главе государства химьяритов встал зунулас, прозванный "еврейским царем", так как он принял иудаизм. с принятием иудаизма что вызвало изгнание хрестиан (единоверцев аксумитов). в ответ аксумиты вторглись в химьян и покорили государство химьяритов. движение на мекку аксумитов было нарушено оспой.

в 570 году родился мухамед из рода хашим и племени курейш. его появление на свет связали со спасением мекки. в этот период аравия переживала нелеггкий период своего развития. политикой зунуласа недоволен оказался и хасроф первый- персидский царь, вытеснивший из химьяра аксунитов. на смену аксуна приходит господство персидское. смена господ в химьяре повлекла переориентацию торговых путей, жизненно вазная для верхушки оседлых и кочевых арабов транзитная торговля переместилась на север. эта политика повергла аравию в состояние кризиса: межплеменные стычки, война всех против всех, экономический кризис.