ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
род мухамеда был бедным. ведущие позиции принадлежали в мекке клану Омея из рода курейш. будущий пророк рано осиротел и вынужден был пасти стада своего дяди абу-талиба. мухамед видел в мекке богатство и власть, а см оказался внизу социальной пирамиды. разность потенциалов, благородное положение, низкое положение порождало в душе мухамеда стремление компенсировать превратности судьбы. пасет стада- занимается караванной торговлей. разъезды позволили ему познакомиться с ведущими мировыми религиями того времени. в эпоху кризиса мухамед решил последовать за ханифами (пророков), которые стремились эмпирическим путем найдти дорогу к единому богу. мухамед стал уединяться на горе хире. на хире мухамед встретил посланника. "о горе мне- я поэт!" хадиджа провела эксперемент с целью выяснения принадлежности посланника к богу. с того времени начинается цикл его проповедей. отождествление единого бога с родовым богом курейшитов был сделан мухамедом на основе синтеза языческих верований арабов, христианства, иудаизма, заравстризма. последователи мухамеда стали с фанатичной активностью стали нападать на язычников. и тогда в 619 году пророк был вынужден отправить наиболее активных мусульман в изгнание в государство аксум. в том же году одновременно умирает абу-талиб и дядя хадиджи, что привело к гонениям на мухамеда. престиж и авторитет ведут человека к власти. и тогда мухамед бежит в родной город матери в ятреб "мадинат аннаби". в 622 году он бежит в мекку. для погашения межплеменной вражды в ятребе был призван посредником мухамед. мухамед изгнал все племена евреев из медины. однако мусульмане должны были на что то жить. умма (мусульманская община) занимается грабежом микаанских караванов. миканские войска в 3 сражениях проигрывает мухаммеду. незадолго до смерти пророк принимает капитуляцию мекки.
все ведущие посты были отданы представителям рода курейшитов.
2. пророк концентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: религиозная, светская власть: третейский судья, племенной вождь, походный вождь.
однако в 632 году пророк умер.
государство у арабов выросло под диктовку религиозного фактора.
халифы:
1. абу-бекр (632-634).
2. избрать лубшего из курейшитов был избран Омар алл хатттаб- подлинный организатор государства у арабов (военный деятель). (634-644). он был убит рабом-персом из мести.
3. угодным для уммы. выбирали в мечети путем прикосания руки представители верхушки мусульманской аристократии. выбрали османа ибн овшана. при нем были систематизированны проповеди пророка, и были сведены в коран. он был слабым и безвольным правителем, вместо него правили его родичи- амеяды. засилие амиядов вызвало у мусульман недовольство. в 652 году осман был убит в мечети.
все эти три халифа считаются "праведными".
4. избирается его дальний родственник Али, женатый на дочери мухамеда фатиме. брат и зять пророка. отстранненые от власти амеяды идут к муавие (нместнику сирии). муавия при помощи хитрости добился раскола в рядах али- отборные войны али (12000) называют себя хариджитами (отделившимися), говрят о том, что халифом может быть любой праведный мусульманин. в 661 году в куфе Али был убит в мечети одним из хариджитов.
внук пророка хасан за деньги отказвается от должности пророка. хусейн же (другой внук) был растерзан на клочки.
5. с 661 года в арабском халифате воцаряестя династия амиядов. первым халифом был Муавия. власть отныне передается по наследтсву. нелегитимное правление продолжалось до 750 года. в эти годы амияды переносят столицу халифата из медины в дамаск. этот период называется (сирийским, дамаским, амиядским. халифат оставался религиозным государством, в котором большую роль играла религия. возникла опозиция со стороны убитого али (алиды). алиды образовали особу группу среди мусульман- шииты. особое распространение шиизм получил среди новообращенных мусульман иранцев-персов, которые вынуждены были терпеть господство арабов. персы избрали в качестве религиозного оружия шиизм. помимо шиитов у амиядов были и врагами хариджиты. хариджиты отстаивали идею выборов наиболее достойного из мусульман в халифы. шиитская пропаганда в иране стала приносить свои плоды. к середине 8 века на севере ирана в провинции харасан вспыхнуло востание. во главе востания встал бывший раб ибн-муслин. воставшие подняли знамя аббасидов (передача власти родственникам пророка). абасиды и пожали плоды шиитской пропаганды. в
750 году амеяды были разбиты. столица халифата была перенесена в багдад (багдадский, иракский, аббасидский период).
750- 1258- багдадский период. аббасиды стали передавать власть по наследству- восторжествовал монаршеский тип государственного устройства. опорной базой аббасидов становиться иран. на смену господства этнических арабов приходит господство персов. арабский халифатэтого периода использует государственные иранские модели. иран отныне база халифата. арабские племена даже в составе имперского государства ведут межплеменную борьбу, что позволяет иранцам захватить власть. при аббасидах халифат представляет собой типичное восточное общество и восточное государтво, в котором ведущая роль принадлежит государтвенной собственности и государственной эксплуатации. ведущая роль гос укладных отношений проявлялась в том, что государство эксплуатирует население при помощи различных налогов и повинностей, исходящих от государства. особо тяжелым был поземельный налог (до2/3 урожая)- харадж. налог на веру- джизия. здесь видно прямое копирование иранских образцов (хирак, гизит). т.е. происходит прямое заимствование арабами готовых образцов у персов. при халифе возникает визирь (помошник халифа). на первых порах халифы концентрируют и религиозную (имамат) власть и светскую (эмират) власть, но с течением времени с усилением персов светская власть переходит в руки везиря. везирям подчинялись диваны (миминистерства).
арабский халифат представлял собой рыхлое государственное образование. его территория простиралась от испании на западе до китая на востоке.
халиф- глава государсвта.
эмиры- наместники провинций (назначались халифом и несли ответсвенность только перед ним).
маибы- помошники эмиров.
шейх- (глава местно мусульманской общины) управляли городами и поселениями.
суд был отделен от администрации. верховным судьей был халиф. в действительности судопроизводство находилось в руках духовенства. высшей судебной властью обладала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые от имени халифа назначали судей (кади) и лиц, контролировавших деятельность судов. при решении дел кади пользовались кораном и сунной по-своему толкуя их нормы.
предпосылки распада халифата:
1. ограничение власти халифа визирем.
2. возрасла роль профессиональной наемной армии (мамлюки), что приводит кубийствам халифов военноначальниками.
3. усиление сепаратистских тенденций в провинциях. (власть эмиров и пплеменных вождей становится все более независимой от халифа), что приводит к тому, что они сами становятся правителями.
восточный арабский халифат был завоеван и упразнен в 13 веке монголами.
города и городские республики средневековоевропейской цивилизации.
1. общая характеристика средневековых европейских городов и их соотношение с городами востока.
2. основные этапы развития средневековых европейских городов.
3. общественный строй и организация городского самоуправления в странах западной европы.
4. основные черты городского права.
1. понятие город восходит к понятию огороженного пространства. города возникали в местах:
а) (по-тимонину)- там где люди улавливали позитивные импульсы: на возвышенностях (культ горы)
2. в точках пересечения мира небесного, мира земного, мира подземного (асациировался с источником воды).
два подхода к средневековым городам:
1. формационный: город- центр ремесла и торговли. на самом же деле реальные города на протяжении столетий соединяли многие функции не только городские, но и сельские. существовало понятие "сельские города". в венеции в 1746 году был принят специальный запрет на разведение свиней в городе и монастырях. таким образом, несмотря на определенную хозяйственную специализацию даже города средневековой цивилизации в течении средневековья не были отделенеы от сельского хозяйтва. поэтому аормационная формационная характеристика несоответствует реальной истории.
2. цивилизационный: город- центр культуры. в 17-18 веках на юге франции горожане превзошли в выращивании винограда крестьян. горожан от крестьян отличало:
1. более высокая культура
2. наличие образования
3. образ жизни.
эти характеристики характеризуют города как социо-культурные центры.
город- узел средоточия многих общественных функций. для них с этой точки зрения характерны следующие черты:
1. концентрация:
а) жизненныо-важных функций: культурные, идеологические, политико-управленческие, экономические, социальные и т.п.
б) концентрируется наиболее активное население страны: города привлекали новыми возможностями для активных и предприимчивых людей, а так же новыми возможностями в сфере общения, новые возможности в сфере культуры и образования.2. гетерогенность (т.е. разнородность). представители новых професий. возникают новые потребности- их реализуют все новые и новые професиональные ремесленики.
3. комуникативность: горожане западных городов ведут сверх активный образ жизни: возникают новые формы общения. однако эта комуникативность выражает не только положительные черты городского образа жизни, в ней проявлются и отрицательные черты этой городской жизни- пустоту городской жизни многие стремятся заполнить активной деятельностью.
города западной европы изначально отличались от восточных городов:
1. западные города возникали в плюралистическом обществе и выступали одной из движущих сил западного общества.
2. для восточных городов напротив характерен монизм.
3. в западном обществе верховная государсвенная власть хронически была слабой. эта слабость и позволила развится политической автономии городов.
4. на востоке же всевластное государство не допускало никакой автономии в том числе и городской. здесь не могло быть и речи о союзе городов и верховной власти- власть не нуждалась в союзе с городами.
эта самотоятельное развитие городв запада привело к развитию:
а. политической автономии
б. сословия горожан (т.е. особую социально-правовую корпорацию- городское сословие)
на востоке они отсутствовали.
5. в городах запада возникает городское самоуправление (муниципальное право восходит к муниципальным учреждениям западно-средневековых городов).
6. на западе возникает особое городское право: свои интересы,права и превелегии горожане стремились юридически оформить. каждый уважающий себя самоуправляющися город запада обладал своим городским юристом.
историческое значение городов запада состоит в том,что здесь в городских центрах западной европы хранилась, изучалась, перерабатывалось античное наследие. благодаря сплаву античности и средневековья в городах запада стали формироваться элементы гражданского общества. так же историческое значение состоит в том,что они выступили в качестве активной движущей силы процесса политической интеграции (городам нужно было единое экономическое пространство).
2.
1. 5-6 веков по 10-этап возрождения старых античных центров и возникновения новых городов.
в 5-6 веках происходит возрождение старых античных центров и возникновение новых античных городов. на этом этапе старые античные города находились в состоянии упадка (территория сократилась в несколько раз), всвязи с упадком римской империи, великого переселения народов. новые европейские города возникали двумя основными путями:
1. из укрепленных центров: старые римские города, резеденции епископов, монастыри, замки феодалов и королевские замки.
из укрепленных центров наибольшей популярностью пользовались резиденции епископов: должностьдэпенсоров (защитников общин) после смерти диаклетиана перешла к епископам, которые стали выполнять функцию защитников общин, что привело к высокому уровню их авторитета.
2. из неукрепленных центров: мосты, острова, поселки ремесленников, пункты пересечения торговых путей. (город Брюге (бельгия)- в переводе- мост.).
итак: города первоначально возникают как места убежищ от бесконечных феодальных войн.
изначально городское население несло повинности так же как и крестьяне. после увеличесния численности горожан выгоду от возникновения городов стали понимать светские и духовные феодалы. светские феодалы переходят к политике создания новых городов, являющихся феодальной собственностью. .
2. с 10 по 13-14 век- этап расцвета средневековых европейских городов и возникновение городских республик.
к 10 столетию борьба горожан за независимость привела к полному самоуправлению городов. города с полным самоуправлением стали называться городами-комуннами, городами-конселатами. другая группа городов добивается неполного самоуправления, которые назывались буржуазными, так как на французком бургер звучит как буржуа
третья часть городов средневековых не смогла добиться никакого самоуправления.в основе нового этапа развития средневековых городов находятся как политико-правовые так и экономические предпосылки: развитие торговли и ремесла и т.п- когда города становятся оплотом антифеодальной (антисинериальной) борьбы. и именно в средневековых городах появляется свобода- "воздух города делает человека свободным". но свобода эта носила групповой характер т.е.