Файл: Технологии тьюторского сопровождения индивидуального образовательного маршрута с задержкой психического развития в условиях начального общего образования Исполнитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута

1. Содержательное направление – создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.

2. Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и информационно-коммуникационные технологии.

3. Процессуальное направление - организационные аспекты педагогического процесса.

Таблица 1 – Технологическая карта тьюторского сопровождения ИОМ/ИОП



Этапы

Форма работы

Содержание

деятельности

Результат

Тьютор (педагог)

Тьюторант

(обучаемый)




1.

Диагностический

Наблюдение, анкетирование, диагностика

Подготовка материалов для диагностического исследования

Участие в диагностике

Выявление индивидуальных потребностей субъектов сопровождения и их актуальных уровень развития

2.

Проектировочный

Проектирование тьюторских действий работы, оформление индивидуальной образовательной программы (ИОП, ИОМ)

Разработка средств и процедур сопровождения

Подготовка и обзор реализационного этапа

Составление основных компонентов ИОП, ИОМ, разработка программы тьюториалов

3.

Реализационный

Тьюторские

консультации,

развивающие

занятия

Сопровождение ИОП, ИОМ применение

технологий

продуктивного, дифференцирова

нного, развивающего обучения

Готовность к взаимодействию

Отслеживание динамики развития и внесение корректив в ИОП, ИОМ

4.

Рефлексивно-аналитический

Оценка эффективности построения и реализации ИОП, ИОМ

Анализ тьюторской работы

Рефлексия позитивного опыта и затруднений

Мотивация к дальнейшему

развитию дея-тельности


5.

Результативный


Рекомендации субъектам тьюторского действия

Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возникающие проблемы

Освоение новых горизонтов личностного развития


Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей получения образования, на основе ФГОСНОО, мотивов и потребностей обучающегося и его родителей, лиц их заменяющих);

-содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательной программы);

-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

-организационно-педагогический (организация условий и путей достижения педагогических целей реализации ИОМ);

- результативный (формулировка ожидаемых результатов, сроков их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Достигается это путем:

-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).

Критерии эффективности ИОМ/ИОП

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

1) образовательными потребностями обучающегося;

2) индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению образовательной программы школы);

3) возможностями материально-технической базы учреждения;

4) профессионализмом педагога.

Комплекс мер, реализуемых в процессе тьюторского сопровождения реализации индивидуального образовательного маршрута

Ковалева Т. М. дает следующее определение тьюторскому сопровождению – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и познавательной рефлексии обучающегося.



Деятельность тьютора в логике индивидуализации направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей. Тьютор, сопровождая процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР, осуществляет комплекс мер.

Совокупность мер индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся с задержкой психического развития обусловлен рядом нормативных документов развития образования:

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Конституция РФ

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  4. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

  6. Государственная программа «Доступная среда» до 2025 года.

  7. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12. 2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).

  8. Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06.

  9. Письмо МО РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями»)

  10. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ
    «Об образовании в Свердловской области».

  11. Закон Свердловской области от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ
    «О защите прав ребенка».

  12. Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 148-ОЗ
    «О социальной защите инвалидов в Свердловской области».

  13. Устав ОУ

  14. План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых на них услуг в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Галкинская средняя общеобразовательная школа на 2019-2023 годы.

  15. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ;


Цель тьюторского сопровождения реализации ИОМ: обеспечение условий для получения обучающейся У. с ЗПР качественного образования в соответствии с ФГОС ОВЗ

Задачи:

  1. организация условий для успешного включения ребёнка с особенностями развития в среду школы;

  2. обеспечение условий для успешной социализации ребёнка;

  3. обеспечение условий для преодоления затруднений в обучении;

  4. информирование родителей ребёнка с ЗПР о его успехах, трудностях в обучении.

Результатами работы тьютора по реализации сопровождения ИОМ ребенка с ЗПР в образовательной организации являются:

  1. успешное включение такого ребенка в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде, развитие самостоятельности обучающегося;

  2. развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умения общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои потребности и желания;

  3. динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося;

  4. повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР.

Предлагаемый комплекс разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающегося с ЗПР. Мальчик, 8 лет, обучается в 2 классе. Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении. Проявляет низкие образовательные способности. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой, не всегда может спланировать свою деятельность. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. С заданиями повышенной трудности не справляется. Контрольные работы вместе со всем классом выполнять не успевает. Для усвоения учебного материала требуется много времени и при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого-либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении.

Содержание работы тьютора по реализации индивидуального образовательного маршрута представлено по основным направлениям сопровождения: диагностико-оценочное, проектировочное, консультативное, информационно-просветительское, реализация коррекционно-развивающих задач.


Содержание деятельности тьютора

Формы, методы и технологии тьюторского сопровождения

Диагностико-оценочное направление

1.Изучение нормативно-правовой документации МБОУ ПГО Черемышская СОШ по вопросам организации образования детей с ОВЗ.

Анализ документов

2.Изучение характеристики тьюторанта, его работ, рекомендаций ПМПК.

Анализ документов

3. Анализ образовательной среды МБОУ ПГО Черемышская СОШ

Анализ документов, беседа, визуальный осмотр.

4. Первая встреча с тьюторантом.

Беседа

5. Наблюдение за тьюторантом.

Наблюдение

6. Подбор диагностических методик и обследование ребенка на их основе.


Беседа

Анкетирование

Письменная работа

8. Знакомство с семьей подопечного.

Беседа

Проектировочное направление

1. Оформление результатов диагностики.

Составление протокола

2. Составление характеристики ребенка.

Составление характеристики

3. Корректирование ИОМ с учетом работы тьютора.

Подбор методических средств

Консультативное направление

1. Тематические консультации для родителей.

Беседа, создание информационного буклета, памяток

2. Консультирование специалистов по индивидуализации образовательного процесса ребенка с ЗПР.

Беседа, консультация

3. Индивидуальные консультации для тьюторанта.

Беседа, консультация

4. Индивидуальное сопровождение тьюторанта во время уроков русского языка, математики

Создание карточек – помощниц, алгоритмов, картинных планов, опорных, обобщающих схем, графических моделей.

Информационно-просветительское направление

1. «Роль тьютора в образовании»

Создание информационного буклета.

2. «Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития»

Создание информационного буклета

Реализация коррекционно-развивающих задач

1. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Индивидуальные консультации.

2. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной, коммуникативной сферы. (По запросу)

Групповой

тьюториал «Человек среди людей»

Тренинги

Беседы

Индивидуальные консультации