Файл: Технологии тьюторского сопровождения индивидуального образовательного маршрута с задержкой психического развития в условиях начального общего образования Исполнитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ результатов частичной реализации комплекса мер по сопровождению реализации обучающимися индивидуального образовательного маршрута/ проекта

При реализации комплекса мер по сопровождению реализации ИОМ обучающегося с задержкой психического развития тьютор выполнял следующие трудовые функции:

  1. педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

  2. организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

  3. организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

В рамках стажировки была изучена нормативно-правовая документация МБОУ Черемышская СОШ по вопросам организации образования детей с ОВЗ. Для получения образования детей с ОВЗ в образовательной организации созданы специальные условия. Эти условия способствуют получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ЗПР. В ОО разработан индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с задержкой психического развития. С такими детьми по своим профессиональным направлениям работают следующие специалисты сопровождения:

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- учитель логопед;

- учитель дефектолог;

В индивидуальном образовательном маршруте для ученика 2 класса А. раскрыты направления коррекционной работы для специалистов сопровождения, дано содержание работы каждого специалиста сопровождения и классного руководителя (см. приложение ).

Деятельность тьютора в индивидуальном образовательном маршруте не предусмотрена, так как в ОО нет ставки, поэтому был составлен план работы тьюторского сопровождения и включен в ИОМ (см. приложение).

Деятельность тьютора в рамках сопровождения обучающегося с задержкой психического развития предполагает анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка с задержкой психического развития.


Образование детей с ЗПР в МБОУ Черемышская СОШ организовано как в отдельных классах, так и совместно с другими обучающимися.

Организацией разработана необходимая нормативно-правовая база, в том числе АООП. Для детей с особыми образовательными потребностями разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. В школе имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

Но в школе имеется потребность в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния психических процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.), а также есть необходимость в специальных учебниках и методических пособиях. Для таких детей необходима специально укомплектованная в зависимости от возраста и предпочтений детей игровая комната и двигательная зона. Оборудованная мягкой мебелью, ковровым покрытием, аквариумом, аудио оборудованием, а также комната релаксации.

Для обеспечения условий получения обучающегося А. с ЗПР качественного образования в соответствии с ФГОС ОВЗ были изучены характеристика мальчика, его работы, рекомендации ПМПК. После знакомства с тьюторантом было организовано наблюдение за ним во время уроков. По результатам наблюдений сделан следующий вывод: ребенок испытывает затруднения в обучении. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. Самостоятельно с выполнением учебных заданий не справляется. Для усвоения учебного материала требуется постоянная организующая помощь учителя, поэтапные действия с ним при постоянном одобрении.

В ходе беседы с родителями не было выяснено того, что помогло бы в работе.

По результатам проделанной работы была проведена уточняющая диагностика и определены ресурсы, формы и методы тьюторского сопровождения, которые тьютор может задействовать в своей работе (см. приложение).

Для решения задачи преодоления затруднений в обучении было организовано индивидуальное сопровождение тьюторанта во время уроков русского языка, математики. На уроках тьютор подбирал задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического. Самостоятельную обработку информации ученик осуществлял по образцу, по алгоритму или по вопросам, иногда с затруднениями. Каждое учебное задание четко формулировалось,
потому что ученик с ЗПР должен точно знать, что надо сделать для получения результата.

Также к урокам в помощь тьюторанту изготовлялись памятки, карточки-помощницы, картинные планы, карточки-схемы и т.п. (см. приложение).

Для обучающихся с ЗПР необходима постоянная актуализация изученного материала, поэтому с тьюторантом проводились индивидуальные консультации (см. приложение).

Таким образом, совместно с педагогом выстраивалась деятельность, комфортная ребенку, осуществлялось взаимодействие в рамках учебного процесса, адаптировался материал и применялись щадящие методы обучения.

Для тьюторанта необходимо развитие коммуникативных способностей и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умения общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои потребности и желания. Для формирования навыков коммуникации тьюторант приняла участие в групповом тьюториале «Человек среди людей». В ходе этого мероприятия детям были раскрыты нравственные мотивы культурного поведения, произошло знакомство с правилами поведения в общественных местах, воспитывалось внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, поэтому в ходе стажировки было налажено взаимодействие с родителями «особого ребенка».

Направления работы тьютора в этом направлении.

1. Координация действий педагога и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации.

2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.

3. Разработка памяток, буклетов (см. приложения 7, 8, 9) по развитию психических процессов.

Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. По запросу родителей была проведена тематическая консультация «Поможем ребёнку учиться» Цель консультации показать значимость и действенность поддержки ребенка родителями в выполнении домашних заданий. На консультации родители узнали, с какими трудностями сталкиваются дети при выполнении домашних заданий, проанализировали ошибки, которые допускают родители и дети при выполнении домашних заданий и получили рекомендации, как этих ошибок избежать.


Сотрудничество с разными специалистами – залог успешности работы тьютора. Взрослые, работающие с «особым» ребенком, должны составлять одну команду, задача которой в объединении разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка в школьную жизнь. Основными членами такой команды должны стать учитель, социальный педагог, логопед, дефектолог, психолог, тьютор. В составе команды могут быть и другие специалисты, в зависимости от кадрового состава образовательной организации. Кроме того, для разрешения сложных проблем могут привлекаться и внешние специалисты.

Прежде всего, взаимодействие тьютора с другими специалистами и педагогами реализуется на психолого-педагогическом консилиуме, где происходит обследование ребенка и разрабатываются образовательные маршруты программы образования и психолого-педагогического сопровождения, разрабатываются рекомендации о режиме посещения обучающимся уроков, отслеживается динамика.

В заключение можно сделать вывод: в процессе реализации программы тьюторского сопровождения были найдены эффективные способы коммуникации и взаимодействия с тьюторантом, его семьей, педагогом и специалистами сопровождения.

Тьюторское сопровождение строилось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его ведущей деятельности, с учетом принципа индивидуализации, в рамках сопровождения создан благоприятный микроклимат и обстановка. В ходе работы с ребенком шаг за шагом реализовывались потребности самого ученика.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель программы тьюторского сопровождения достигнута, задачи выполнены.

В ходе стажировки были усовершенствованы умения разработки индивидуальных образовательных маршрутов, их реализации в ходе работы с обучающимся с ЗПР. Были освоены умения разработки и организации тьюторских индивидуальных консультаций для обучающегося с ЗПР и их родителей. Также усовершенствованы навыки взаимодействия со специалистами, работающими с детьми с ОВЗ.

В качестве проблемного поля остаются следующие виды деятельности:

- составление индивидуальных образовательных маршрутов;

- разработка и реализация педагогического проекта, направленного на обеспечение педагогического сопровождения реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

В ходе взаимодействия с ребенком легко было наладить контакт.


Также дальнейшего совершенствования требуют аналитические умения (составлять отчеты по результатам стажировки).

В целом можно сделать вывод, что стажировка позволила освоить основные функции тюьторской деятельности, способствовала развитию умения работать с обучающимися с ОВЗ и их родителями, сотрудничать со специалистами, оформлять документацию тьютора.

Список литературы

  1. Абрамова Л.А. Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР. URL: https://infourok.ru/tyutorskoe-soprovozhdenie-rebenka-s-zpr-806366.html (дата обращения: 10.02.2023).

  2. Вишнякова Е.А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ. Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017.

  3. Григорьева И.В. Тьюторское сопровождение индивидуальных
    образовательных программ обучающихся в условиях реализации ФГОС Москва, 2017.

  4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. 2-ое издание, переработанное и дополненное. М. : АНО «Наш Солнечный Мир», 2017.

  5. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Москва, Педагогический университет, «Первое сентября», 2010

  6. Образование детей с особыми образовательными потребностями. Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Свердловской области на 1 сентября 2020 года. URL: https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=679 (дата обращения: 28.01.2023).

  7. Прибыткова Г.Н. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. Казань : Молодой ученый, 2021. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16726/ (дата обращения: 29.01.2023).

  8. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или) сопровождения ассистента //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. №3.

  9. Тьютор в ДОУ и школе. URL: https://vk.com/wall-199529049_24 (дата обращения: 09.02.2023).

  10. Тьюторское действие в образовании: теория, практика, подготовка кадров : учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Южно-Уральский научный центр Российской академии образования (РАО). 2021

  11. Шрамко Н.В. Основы тьюторства : курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2018

  12. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. 2019. №3.