Файл: Учитель Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Прсосвещение,2018г. Тема урока Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Тип урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Класс:_8_

Учитель:

Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Прсосвещение,2018г.

Тема урока:Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний


Цель: создать условия для формирования УУД в процессе познавательной деятельности по составлению генетических рядов элементов, уравнений реакции, соответствующих генетическому ряду.

Задачи:

- образовательные (формирование предметных УУД): учащиеся:

продолжат:

составлять уравнения реакции;

анализировать взаимопревращения веществ разных классов

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в парную работу и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность

-развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности, развивать внимание,

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению

Познавательные: умения работы с текстом учебника, систематизации и обобщения информации, делать выводы на основании сравнений, составления плана ответа,

Регулятивные: умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, умения самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: фронтальный опрос; ученик-ученик;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый


Формы работы учащихся :индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока;

-отвечают на вопросы;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.


Технологическая карта урока химии в 8 классе

по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Структура урока

Время

Задачи этапа

Деятельность

учителя

ученика

I.Организационный момент

2 мин

Организация внимания.

Проверка отсутствующих.

Психологический настрой

Эпиграф урока

«Все что нас окружает, да и мы сами,

состоит из веществ, которые способны превращаться друг в друга»

Вернадский В.И.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

Целеполагание и планирование

3 мин

Обеспечить мотивацию учащихся к активной работе на уроке.

Создать проблемный вопрос.

Опрос

1 .Какие классы неорганических веществ вы знаете?

2. Дайте определение оксидам. Приведите примеры.

3. Дайте определение кислотам. Приведите примеры.

4. Дайте определение основаниям. Приведите примеры.



Задание:

«Распределение веществ по классам»

Задание «В пещере колдунов»

Вместо пропусков вставьте формулы веществ и нужные коэффициенты


  1. Na + … = Na2O




  1. Na2O + … = NaOH




  1. NaOH + … = NaCl +H2O


Беседа:

. К какому типу реакции относится первое уравнение реакции?

. С каким веществом вступит оксид натрия во втором уравнении реакции?

. Что находится в центре атома?

. К какому типу реакции относится четвертое уравнение реакции?
Попробуйте определить тему урока.
Внимание на экран!
Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразный. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы.

Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.
Вам даны вещества:

BаО, CO2, P, NaCl, Н3PO4, SO3, Bа(OH)2, NaOH,

Ca3(PO4)2, H2SO4, BaSO4, Bа, P2O5.

  1. Из веществ, формулы которых предложены, попробуйте выбрать те, которые можно объединить в две группы.

  2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества.

В чем трудность?

Какая проблема перед вами встала?

Следовательно, какую цель поставим?

Запишите число и тему урока.


Работа в паре


Работа у доски

Учащиеся отвечают на вопросы и пробуют определить тему урока.

Пробуют ответить

на вопросы и определить цели урока.


Записывают в тетради тему урока


IY.Усвоение новых знаний и способов действий


13 мин

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала;



Попробуем разобраться?!

Внимание на экран!
Металл – основной оксид – основание - соль
Неметалл – кислотный оксид – кислота - соль
Попробуйте дать определение генетической связи (с.110)
- В каждой цепи есть общее – это химические элементы Ва и Р, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

- Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих родителей и т.д. (родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству).
- А что является носителем наследственной информации? (ген).

- Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи? (Ва и Р).

Поэтому цепи или ряды как называются? (генетическими).

- Как вы думаете, можно генетический ряд решить? (каждый ген.ряд можно решить)
. Попробуйте решить первый генетический ряд
Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями.
Задание 1. Исходя из определения генетический ряд, выявите характерные признаки генетических рядов:

  1. Все вещества должны быть образованы …. (одним и тем же химическим элементом).

  2. В генетическом ряду химический элемент должен быть представлен разными формами соединений: …., …., …. и …. (простым веществом, оксидом, гидроксидом, солью).

  3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны …. (взаимопревращениями).


Действительно, рассматриваемый генетический ряд: Са → СаО → Са(ОН)2 → Сa3(РO4)2 отражает реальные химические процессы.


Находят определение в тексте параграфа

Диалоговое обучение.

Определяют генетические ряды: металлов, неметаллов,

У доски

Индивидуально


Физкультминутка

1мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Физкультминутка:


Учащиеся выполняют движения.
















Y. Первичная проверка понимания изученного

2 мин

Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

Работа в группе

Задание «Найди родственников»

Из перечня формул составьте генетический ряд.

1вариант: Ca(OH)2, Cl2, HCl, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2

2 вариант:Al, NaOH, Al(OH)3, CaO, CO2, Са, Al2O3, P,AlCl3


  1. Проблемная ситуация. Можно ли составить«обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные).

  2. Выбираем соль (акцентируем внимание на том, чтобы растворимая соль была представлена металлом, гидроксид которого не растворяется в воде) или нерастворимое основание.

  3. Например:




Выполняют работу.


YI.Закрепле

ние новых знаний и способов действий.



7 мин

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу

1.Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.

Даны цепочки превращений:

a) Br—> HBr —> NaBr —> NaNO3

б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —> FeO —> Fe

в) CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2H2

г) Si —> SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3

Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.




Самопроверка

YIII. Информация о домашнем задании

2 мин

Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

упр. в учебнике № 3 в,г(стр. 164)


Воспринимают информацию

IХ. Подведение итогов


2мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подводит итоги работы класса, отдельных учащихся

Воспринимают информацию

Х.Рефлексия

3 мин

Мобилизация учащихся на осмысление своей деятельности

Предлагает оценить работу на уроке

Соотносят результат деятельности на уроке с поставленными целями, отвечают на вопрос: достигли ли вы целей, которые ставили?