Файл: Этика производственного отношения общества к природе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этические аспекты труда.



Происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем ужеразвивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

  • отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

  • нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

  • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

  • особенности профессионального воспитания.


Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми- объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали.Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

Поскольку этика относится кобласти философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии. Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло - его антипод. Создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей

. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектикуобъективногоисубъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек «выламывается» из общества, становится диссидентом. Моральные (нравственные) отношения— это те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, права, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенныеморальные обязательстваи вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д.
И. Кант о соотношении природы и культуры
Основоположником немецкой классической философииявляется И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Кантатеснейшим образом связаны спроблемойчеловека.

Кант понимает культуру, каксовокупность всех достижений человечества, созданных им впроцессе развития своихприродных задатков.

В зависимостиот трех видовзадатков Кант выделяет тристоронывразвитии культуры:

1. культураумения - навыки, умениепользоваться определеннымивещами для достижения необходимыхцелей;

2. культура общения – развитие задатковцивилизованности;

3. моральность – развитиенравственныхкачеств человека.

Кант проводит различие междукультурой ицивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием.

Кант пытается определить специфику морали:


1.Он обосновывает положение о том, что мораль должна иметь абсолютный, вне временной, внеисторический характер.

2. Мораль неможетбытьобусловлена какими-то внешними факторами - расчетом, выгодой,стремлением ксчастью или наслаждению.

Нравственное поведение вообще не может иметь внешнихмотивов. Единственным внутренним мотивомнравственногоповедения выступаетдолг.

Кант предпочиталписать окультуре «чего-то»вбольшейстепени, чем о культуре какнекоейреальности, области (культуре самой по себе). Культура - это искусственное, созданное людьми, результат их действий и поступков, но онаостается внутри «природы» (вкантовской трактовке). Идело не только втом, чтодалеко не все поступки человека мотивированы коренящимся вегосвободной воле моральным выбором, - даже свободные поступки всвоемосуществлении, впроцессе объективации иврезультатах принадлежатмиру явлений, природе. Кант подчеркивал:

«Какое бы понятиемы ни составили себе с метафизической точки зрения о свободеволи, необходимо, однако, признать, чтопроявления воли, человеческие поступки, подобновсякомудругому явлениюприроды, определяются общими законами природы». 

Культура, по Канту, остается последней целью природы, она существует внутри нее как явление в пространстве и во времени. Цели, реализуемые культурой, - это цели природы (а не цели свободы) и вовсе не наши (как писал Кант) цели, хотя при определенных условиях могут стать и нашими. Нет никаких оснований искать в истории и в культуре (если следовать Канту) чего-то промежуточного между природой и свободой или же соединения в них природы и свободы. Кант допускал, что в способности суждения может осуществляться связь мышления по законам природы и мышления по законам свободы, но таковая возможна только в субъекте; реально же существующего специфического объекта, в котором бы объединялись и совмещались «природа» и «свобода», нет и быть не может. Философия истории и культуры включена Кантом в телеологию природы. Переходом от телеологии природы к «этикотелеологии» Кант наметил несколько иной ракурс рассмотрения истории синым пониманием целей, содержания историческогопроцесса, местаироли в нем человека. Впозднихсвоихработахон конкретизировалидеи философии истории, понятойкакпроцесс морального совершенствования человечества. «Цельприроды» понималась какутверждениево всемирном масштабе граждански-правовогосостояния, цель «истории свободы» состоитв создании этическойобщности всех людей, царствабезусловнойморальной добродетели. Тамприродавсоответствии сее целями ведетчеловечество помимо егонамерений, здесьчеловечество формируетвисториисамо себя в сознательном
стремлении к достижению этического идеала, никогдаполностью не осуществимого, к которому можно лишь бесконечно приближаться.При таком ракурсепониманияисториикультура вкачестве средства морального совершенствования человечества сохраняет свой инструментальный характер и свой онтологический статус феномена природы.

Заключение
В кантовской «Критике способности суждения» обосновывается наличие особой реальности, отличной от мира природы и мира моральной свободы, - реальности «целесообразности», которую можно феноменально обнаружить в системе живых организмов и в искусстве, в принципе не обнаруживая при этом саму цель, с которой сообразуется данный объект.

Поворот, осуществленный вевропейскоммышлении Кантом, позволил сделать предметом интерпретации, теоретического исследования и системных построений именно эту третью реальность, несводимую к «природе» и «свободе» и, по существу, открывающую измерение«культуры». Принциписторизма, соединенныйс открытием Канта, позволил внач. 19 в. представителям классической нем. Философии - И.Г. Фихтеи Гегелю -построить развернутые модели поступательной эволюции универсума кактворческого развития духа. Описанные при этом диалектические механизмы предметной объективации духа и его возвращения к своей субъективности через самоинтерпретацию позволяют считать эти модели развернутыми концепциями философии культуры. 

Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни. В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и стать опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду.