Файл: Методические указания по изучению дисциплины дисциплина Несостоятельность (банкротство) Кафедра Гражданскоправовых дисциплин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.
В связи с банкротством должника возникают двоякого рода отношения:
1) собственно отношения банкротства, которые возникают между должником и кредиторами и являются предметом гражданско-правового регулирования. Нормы гражданского права, регулирующие эти отношения, составляют институт частного права-конкурсное право. Правоотношения, возникающие при (правоотношения банкротства), представляют собой охранительные обязательства активной множественностью лиц, реализуемые в процессуальной форме, характеризуемой видов процессуального соучастия в судебном процессе
1
;
2) отношения, связанные с организацией процедур банкротства и процесса по делу о банкротстве. Такие отношения возникают между субъектами конкурсного права (должником кредиторами), с одной стороны, и публичными органами (в частности, арбитражным судом), с другой, и являются предметом публично-правового регулирования, в частности предметом процессуального права. Судопроизводство по делам о банкротстве составляет конкурсный процесс. Законодательство о банкротстве содержит и другие нормы публичного права, например, административного, регламентирующие отношения с участием регулирующего и контролирующего органов, функции которых возложены
Минэкономразвития
России и
Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Нормы
Закона о банкротстве являются специальными, что подтверждается сравнительным анализом этих норм с нормами ГК, АПК и других федеральных законов.
1
См.: Попондопуло В. Ф., Слепченко Е. В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб.,
2004. С.32.
13
Так, в п. 4 ст. 62 ГК РФ предусмотрено, что, если стоимость имущества юридического лица недостаточна удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве, а в ст. 25 и 65 ГК РФ отмечается, что основания для признания судом лица банкротом устанавливаются специальным
Законом о банкротстве. Таким образом, в части оснований признания лица банкротом, включая порядок ликвидации юридического нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам ГК РФ. В остальной части норм гражданского права, содержащихся в Законе о банкротстве, он должен соответствовать ГК (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
К числу общих законов, содержащих нормы о банкротстве, относится также АПК РФ, содержащий гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности
(банкротстве)». В соответствии со ст. 223 АПК дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Аналогичное правило закреплено в ст. 32 Закона о банкротстве. В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями судопроизводства по делу о банкротстве: возбуждения судопроизводства до исполнения судебных актов. Таким образом, и в соотношении с нормами АПК процессуальные нормы Закона о банкротстве являются специальными, подлежат применению, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Нормы Закона о банкротстве являются специальными и в отношении норм других законов. Так, принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных денежных средств между кредиторами и т. п.) осуществляется по правилам Закона о банкротстве, по правилам общего Закона об исполнительном производстве. Исполнительное
14 производство подлежит приостановлению в случае возбуждения производства по делу о банкротстве должника, а в случае признания должника банкротом — прекращается (п. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве, ст. 63 Закона о банкротстве).
Специальный характер Закона банкротстве проявляет себя и в соотношении с другими законами, например, Законом об акционерных обществах, поскольку в Законе о банкротстве предусмотрены специальные нормы о порядке размещения дополнительных обыкновенных акций должника
(ст. 114 Закона), замещении активов должника (ст. 115 Закона) и некоторые другие.
Определенную часть законодательства о банкротстве составляют подзаконные нормативные акты, которые направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротстве и других федеральных законов. В основном это акты Правительства РФ и акты регулирующего органа, предусмотренные ст. 29 Закона о банкротстве. Указанные акты регулируют материальные и связанные с ними процедурные (не процессуальные) отношения с участием должников — юридических лиц, находящихся в процедурах банкротства. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 29.04.2006 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
2
, постановление
Правительства РФ от 29.05.2004 «Об обеспечении интересов Российской
Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»
3 2
СЗ РФ, 2006. №19. Ст.2082 3
СЗ РФ, 2004. № 23. Ст. 2310
15
Формированию единообразной практики применения законодательства о банкротстве способствуют постановления Пленумов BАC РФ, в частности постановления: от 08.04.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», от
15.12.2004 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)», от 22.06.2006 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», от 22.06.2006 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»
4
Президиумом ВАС РФ нередко принимаются информационные письма, в которых содержатся обзоры практики рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, даются разъяснения по применению законодательства о банкротстве. Например, Президиумом ВАС РФ принято информационное письмо от 26.07.2005 «О порядке рассмотрения заявлений должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве»
5
. Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства) в разных странах отличается особенностями. Эти особенности предопределяются прежде всего различиями экономических систем разных государств, например, различиями в интенсивности государственного регулирования экономики. Соответственно, и законодательство о банкротстве в одних странах направлено преимущественно на защиту интересов неплатежеспособного должника (продолжниковое законодательство), в других — на защиту интересов кредиторов
(прокредиторское законодательство).
4
ВВАС РФ. 2003. №6;2005. №3; 2006. №8;2006. №9.
5
ВВАС РФ. 2005.№ 10.
16
В механизме регулирования банкротства должен быть найден разумный баланс между созданием условий для сохранения действующих предприятий и гарантиями прав кредиторов. Однако следует понимать, что стабильность и устойчивый рост экономики далеко не всегда зависят от сохранения нежизнеспособных предприятий. Целесообразнее такие предприятия вывести из рынка, не субсидировать увядающую деятельность. Сохранение рабочих мест
— это важная задача, однако цель должна оправдывать средства. Ведь лучше те же ресурсы направить на создание новых рабочих мест, а не поддерживать застойную ситуацию
6
Исторически сложилось так, что во всех странах, включая страны прецедентного права, источниками правового регулирования отношений банкротства являются законодательные акты. Это не случайно. Дело в том, что отношения несостоятельности — это следствия отношений, связанных с неисполнением обязательств (обязанностей) должника, которые урегулированы на уровне законов, гражданских и торговых кодексов.
Понижение уровня правового регулирования отношений банкротства означало бы заведомое недействен подзаконных актов как противоречащих закону. Поэтому для создания специального режима неисполнения обязательств
(обязанностей) неплатежеспособным должником необходимо установление изъятий из пред усмотренного общими законами порядка, которые могут быть установлены только специальным законом или специальными нормами кодексов
7
Законодательство о банкротстве
(наряду с налоговым законодательством, законодательством о приватизации и национализации и некоторыми другими нормативными массивами) во всех развитых странах является одним из ключевых регуляторов экономической системы, с помощью
6
Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С.25-26.
7
Васильева Е. А. О законодательном регулировании признания несостоятельности предприятий // Советское государство и право. 1988. №3. С. 49.
17 которого решаются стратегические задачи социально-экономического развития страны. Как отмечает Г. Ласк, «после каждой серьезной депрессии сенат
Соединенных Штатов вновь изучал законодательство о несостоятельности»
8
Во Франции нормы о несостоятельности сосредоточены в книге VI ФТК
1999 г., которая состоит из двух титулов. В первый титул включены правила предупреждения трудного экономического положения должника, а также правила о порядке дружественного урегулирования отношений между должником и его кредиторами, связанных с таким положением должника. Во втором титуле содержатся правила, регламентирующие судебный порядок восстановления и ликвидации предприятий.
Французская система регулирования банкротства характеризуется явно выраженной продолжниковой направленностью, предпочтение оказывается реабилитации предприятия должника
9
В Германии источником правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, является Положение о несостоятельности от 05.10.1994, вступившее в действие с 01.01.1999. Положение регулирует весь комплекс отношений несостоятельности: возбуждение производства по делам о банкротстве и его последствия; управление имуществом должника и порядок его реализации; порядок удовлетворения требований кредиторов; отдельные виды производства делам о банкротстве; международное право несостоятельности.
Германская система регулирования банкротства характеризуется прокредиторской направленностью. В § 1 Положения о несостоятельности следующим образом определены цели производства по делам о банкротстве:
«Производство по делам о несостоятельности предназначено для совместного
8
Ласк Г. Гражданское право США. М., 1961. С.750 9
Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / под ред. В. В. Безбаха, В. К. Пучинского.
М.2004. С.470
18 удовлетворения требований кредиторов путем реализации имущества должника и распределения выручки или согласования на основе конкурсного плана особого порядка, имеющего своей целью, в частности, сохранение предприятия».
В Великобритании единый порядок регулирования банкротства установлен Законом о несостоятельности 1986 г. Английское законодательство предусматривает режим управления с целью реабилитации должника, однако этот режим мало применяется, так как обычно блокируется кредитором, обладающим «правом плавающего» обеспечения на все активы должника.
Таким образом, английское законодательство о банкротстве также является прокредиторским.
В США отношения несостоятельности регулируются федеральным
Законом о банкротстве 1978 г. Процессуальное производство по делам о банкротстве регламентируется также Правилами о процедурах банкротства, принятыми Верховным судом США. Законодательство о банкротстве США относят к продолжниковому, поскольку в его основе лежит реорганизационная идея, предоставляющая должнику, попавшему в тяжелое финансовое положение, возможность освободиться от долгов и начать все сначала.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие института несостоятельности (банкротства) — конкурсного права. Охарактеризуйте его предмет, метод и систему, назовите основные источники.
2. Каковы цели и задачи российского института банкротства?
3.
Назовите источники правового регулирования отношений несостоятельности, их виды, сопоставьте по юридической силе.
4. Каковы критерии и признаки банкротства, их соотношение и виды?
19 5. Объясните соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство».
6. Что такое процедуры в деле о банкротстве, каковы их виды и отличительные признаки?
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Критерии несостоятельности (банкротства): а) неплатежеспособность и неоплатность; б) абсолютная и временная неплатежеспособность; в) несостоятельность, признанная арбитражным судом, и добровольная несостоятельность; г) срок неисполнения должником своих обязательств и сумма задолженности.
2. Признаки (признак) банкротства юридического лица: а) оно не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев; б) оно не исполняет денежные обязательства, требования об оплате труда или выплате выходных пособий или обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев; в) оно не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев и размер его задолженности превышает 300 тыс. руб.; г) сумма задолженности юридического лица по обязательствам перед кредиторами превышает балансовую стоимость его имущества.
20 3. Под термином «денежное обязательство» законодательство о банкротстве понимает: а) обязанность должника уплатить кредитору денежную сумму; б) обязанность должника уплатить кредитору денежную сумму по основанию, предусмотренному ГК РФ и бюджетным законодательством; в) обязанность должника уплатить кредитору денежную сумму, подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом; г) обязанность должника уплатить денежную сумму по гражданско- правовому договору.
4. К целям конкурсного права России относится: а) обеспечение соразмерного, пропорционального и наиболее полного удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника; б) правовое регулирование эффективного проведения конкурсов по управлению и продаже имущества банкрота; в) скорейшая ликвидация юридических лиц, а также прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность перед кредиторами; г) приоритетная защита прав и законных интересов Российской
Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, являющихся кредиторами несостоятельных должников.
5. К источникам конкурсного права России относится федеральный закон: а)
«О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»; б) «О несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций»;