Файл: Методические указания по изучению дисциплины дисциплина Несостоятельность (банкротство) Кафедра Гражданскоправовых дисциплин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 в)
«О несостоятельности
(банкротстве) сельскохозяйственных организаций»; г) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Правильные ответы:
1. а);
2. а);
3. б);
4. а);
5. а).
22
ТЕМА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
План лекции:
2.1
Правовой статус несостоятельного должника
2.2
Правовой статус кредиторов
2.3
Правовой статус арбитражных управляющих. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
2.1
Правовой статус несостоятельного должника
Субъектами отношений, возникающих в связи с банкротством должника, являются должник, кредиторы, арбитражные управляющие и ряд других лиц.
Круг лиц-должников, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25, п. 1 ст. 65), а также указан в Законе о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 1, п. 2 ст. 231).
К ним относятся:
1) граждане, включая индивидуальных предпринимателей;
2) юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, государственных корпораций и фондов. Исключения некоторых юридических лиц из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется следующим. Казенные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, практически полностью контролируются собственником (государством), который несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий при недостаточности их имущества (ст. 113
ГК РФ). Применительно учреждениям, являющимся некоммерческими организациями, действует по существу такое же правило: при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его
23 обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 123.21 ГК
РФ). Сложнее объяснить, почему политические партии и религиозные организации, являющиеся собственниками имущества, переданного им их членами, не могут быть признаны банкротами. Особенно, если иметь в виду то, что они как некоммерческие организации вправе осуществлять деятельность, приносящую доход для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ). Возможно, это изъятие объясняется особой ролью политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением повышенных гарантий идеологического и религиозного многообразия в нашем обществе (ст. 13, 14
Конституции РФ). Изъятие из числа субъектов банкротства государственных корпораций и фондов свидетельствует о двойных стандартах, применяемых к частным и государственным организациям.
2.2
Правовой статус кредиторов
Кредиторы — это широкое понятие, охватывающее всех лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Таким образом, понятие кредитора по Закону о банкротстве, с одной стороны, уже, чем аналогичное понятие, применяемое в гражданском праве, так как не включает в себя кредиторов по товарным обязательствам, а с другой-шире, так как охватывает работников лиц, имеющих требования по налогам. В рамках общей категории кредиторов Закон о банкротстве выделяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, которые наделяются наиболее широкими правами
(правом голоса на собрании кредиторов, правом лица, участвующего в деле, др.).
24
Конкурсные кредиторы — это гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам. К ним не относятся кредиторы с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда, о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители
(участники) должника по требованиям, Вытекающим из такого участия.
Уполномоченные органы — это государственные органы и органы самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам и обязательным платежам
10
Требования кредиторов отражаются в реестре требований кредиторов, который содержит сведения о каждом кредиторе, размере его требования к должнику, очередности удовлетворения каждого требования, основаниях возникновения требований кредиторов. Обязанность вести реестр требований кредиторов возлагается на арбитражного управляющего или на реестродержателя, привлекаемого на конкурсных кредиторов и уполномоченных органов,">основании решения собрания кредиторов и договора, заключаемого реестродержателем с арбитражным управляющим.
Кредиторы в деле о банкротстве не вправе обращаться к должнику об удовлетворении их требований в индивидуальном порядке, так как Закон о банкротстве предусматривает определенную очередность удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Закон о банкротстве детально регламентирует правила созыва и проведения собрания кредиторов, принятия решений на нем (ст. 12-15 Закона).
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только
10
Уполномоченным федеральным органом является ФНС России (См.: Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст.3961;
Об обеспечении интересов Российской федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 // СЗ РФ. 2004. № 23.
Ст.2310)
25 конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый из них обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требовании кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30 % голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены.
Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные Законом о банкротстве (п. 3 ст. 14), оно может быть проведено лицами, требующими его созыва. Это может быть комитет кредиторов; конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, размер требований которых составляет не менее 10 % общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр
26 требований кредиторов; одна треть от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14 Закона). Такие правила предусмотрены в целях защиты прав мелких кредиторов.
Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
Решения на собрании кредиторов принимаются простым большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Пунктом 2 ст. 15 Закона о банкротстве предусмотрены исключения из этого правила. По указанным в нем наиболее важным вопросам (избрание комитета кредиторов, введение той или иной процедуры банкротства и др.) решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов кумулятивным голосованием из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства; представляет интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего; реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия (ст. 17 - 18 3акона о банкротстве). Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, решение об образовании комитета кредиторов может не приниматься. Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее 3 и более 11 человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом.
Решения комитета кредиторов большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.
27
2.3
Правовой статус арбитражных управляющих.
Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
Ключевой фигурой процесса банкротства является арбитражный управляющий, который под контролем собрания (комитета) кредиторов, саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — СРО), регулирующего органа и арбитражного суда реализует цели процедур банкротства: наблюдения
(временный управляющий), финансового оздоровления (административный управляющий), внешнего управления
(внешний управляющий), конкурсного производства
(конкурсный управляющий).
Арбитражные управляющие отбираются на конкурсной основе и утверждаются (назначаются) арбитражным судом (ст. 45 Закона). Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который имеет высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем 2 года, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным управляющим не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника или кредиторов (ст. 19 Закона).
Арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Договор должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней со дня его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать
28 свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Закона).
Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих определены ст. 20 - 20.6 Закона о банкротстве, а также нормами о соответствующих процедурах банкротства, цели которых призваны реализовать арбитражные управляющие.
Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих—это некоммерческая организация, основанная членстве, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности своих членов арбитражных управляющих. Для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО, она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих, ее члены должны участвовать не менее чем в 100 процедурах банкротства, за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена должен быть сформирован компенсационный фонд СРО или создано общество взаимного страхования. На указанные средства может быть обращено взыскание только по обязательствам СРО и ее членов- арбитражных управляющих, связанным с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве. Функции, права и обязанности СРО определены ст. 21 - 22.1 Закона о банкротстве.
Закон о банкротстве определяет органы, призванные осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства
(ст. 29 Закона).
Так, Правительство РФ:
- определяет уполномоченные органы представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования
Российской Федерации по денежным обязательствам;
29
- определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами в арбитражный суд;
- определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций
11
;
- осуществляет координацию деятельности представителей различных государственных органов как кредиторов;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о банкротстве.
Функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций Возложены на Минэкономразвития России
12
, утверждающего единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе, федеральные стандарты.
Функции по контролю деятельности СРО возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
13
, которая: ведет реестр СРО, осуществляет контроль за соблюдением ими законодательства, проводит проверки их деятельности, оказывает поддержку
СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности, осуществляет иные, предусмотренные законом полномочия.
Особое место в деле о банкротстве занимает арбитражный суд, который, осуществляя правосудие, существенным образом влияет на ход производства по делу о банкротстве, возбуждая и прекращая его, удовлетворяя и отклоняя
11
См.: О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Постановление Правительства РФ от 22.05.2006 // СЗ РФ.
2006. № 22. Ст. 2333 12
СЗ РФ. 2004. №36. Ст.3670.
13
См.: О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановление
Правительства РФ от 01.06.2009 // ИПП «ГАРАНТ»
30 ходатайства лиц, участвующих в деле, вынося соответствующие судебные акты, тем самым контролируя законность и обоснованность деятельности должника, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов, иных лиц, участвующих арбитражном процессе делу о банкротстве.
Круг лиц, на которых распространяется законодательство о банкротстве, в разных странах неодинаков. При этом дифференциация правового регулирования может зависеть от предмета деятельности должника, его коммерческого статуса и иных обстоятельств.
Законодательство большинства стран предусматривает нормы банкротстве физических лиц-потребителей, что способствует развитию потребительского кредита и экономики в целом. Одна из тенденций законодательства о банкротстве зарубежных стран проявляется в том, что в нем, как правило, предусматриваются специальные нормы, регламентирующие банкротство отдельных категорий должников в зависимости от предмета деятельности: кредитных, страховых, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и некоторых других.
При этом во Франции и Германии субъектами несостоятельности могут быть любые физические и юридические лица, независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса. Исключения составляют, например, в
Германии юридические лица публичного права, а также федерация и ее субъекты
(земли).
Физические лица
— потребители признаются несостоятельными, если между ними и их кредиторами не достигнуто соответствующее соглашение.
В Великобритании и особенно в США законодательство о банкротстве весьма дифференцировано в зависимости от предмета деятельности некоторых других обстоятельств. Например, в Великобритании законодательством
31 соответствующих компаниях регламентируются отношения несостоятельности кредитных, страховых, строительных организаций. Различия между торговой и неторговой несостоятельностью в английском праве не проводятся.
Законодательство США также учитывает особенности несостоятельности физических лиц с устойчивым доходом, банков, страховых компаний, биржевых брокеров, железнодорожных компаний, муниципалитетов и др. Не могут признаваться несостоятельными государственные образования.
Вопросы для самопроверки:
1.
Назовите субъектов, в отношении которых возможно проведение производства по делу о несостоятельности.
2.
Представьте характеристику должника в процессе несостоятельности (банкротства), какие лица могут выступать на стороне должника?
3.
В чем заключаются права и обязанности должника в процедуре несостоятельности (банкротства)?
4.
Перечислите виды кредиторов в процессе несостоятельности
(банкротства).
5.
Какие требования предъявляются законодательством о банкротстве к арбитражному управляющему?
6.
Назовите полномочия арбитражного управляющего.
7.
В чем заключается роль саморегулируемых организации в процедуре несостоятельности (банкротства)?
8.
Какие требования предъявляются законодательством о банкротстве к СРО? Кто осуществляет контроль за деятельностью СРО?