Файл: Методические указания по изучению дисциплины дисциплина Несостоятельность (банкротство) Кафедра Гражданскоправовых дисциплин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62 кредиторов может предпринять меры по восстановлению платежеспособности и избежать перехода во внешнее управление или конкурсное производство.
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия. Решение должно содержать сведения о предполагаемом обеспечении исполнения должником обязательств
(план финансового оздоровления) в соответствии с графиком погашения задолженности, определяющим срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований кредиторов.
План финансового оздоровления предусматривает способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов. Если процедура финансового оздоровления введена арбитражным судом без соответствующего решения собрания кредиторов, план финансового оздоровления может не составляться.
График погашения задолженности с даты утверждения его арбитражным судом представляет собой одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. График погашения в части удовлетворения требований по обязательным платежам должен соответствовать нормам законодательства о налогах и сборах.
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Федеральному закону. В
63 качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
5.2 Порядок введения финансового оздоровления
Порядок введения процедуры финансового оздоровления определен ст. 80
Закона о банкротстве. Процедура вводится на основании определения арбитражного суда о введении финансового оздоровления. Со дня вынесения указанного определения наступают следующие последствия (ст. 81 Закона о банкротстве):
- требования кредиторов, срок исполнения по которым наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (а не по общим правилам исполнения требований: добровольное или принудительное исполнение);
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в силу до даты введения финансового оздоровления судебных актов взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда;
64
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размешенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; -не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за нарушение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. Однако на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения финансового оздоровления.
5.3
Последствия введения финансового оздоровления
Последствия введения финансового оздоровления проявляются в особом порядке управления делами должника (ст. 82 Закона о банкротстве):
- органы осуществляют свои полномочия с ограничениями;
- должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов, а в иных случаях административного управляющего, совершать деленные сделки
(сделки с заинтересованностью, крупные сделки);
- должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, принимать решение о реорганизации;
65
- руководитель должника может быть отстранен от должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления, нарушает права и законные интересы кредиторов или предоставивших обеспечение лиц.
Цели процедуры финансового оздоровления реализует административный управляющий. Не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления.
Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет свое заключение, которое направляет кредиторам и в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения материалов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно, если должник погасит все требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности, до истечения установленного срока финансового оздоровления.
В этом случае арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.
Финансовое оздоровление прекращается досрочно, если лица, ходатайствовавшие о введении финансового оздоровления, не представили в арбитражный суд соглашение об обеспечении обязательств должника в
66 соответствии с графиком погашения задолженности, а также в случае неоднократного или существенного (на срок более 15 дней) нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. В таких случаях арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если по итогам рассмотрения результатов проведения Финансового оздоровления вводится внешнее управление, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет (ст. 92 Закона). Арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, если с даты введения финансового оздоровления прошло 18 месяцев.
В случае неисполнения должником графика погашения задолженности арбитражный суд обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении обязательств должника. В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение, их требования к должнику погашаются после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. В случае неисполнения лицами, предоставившими обеспечение, своих обязательств, они несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством, вплоть до признания их банкротами.
Вопросы для самопроверки:
1.
Прокомментируйте порядок введения процедуры Финансового оздоровления. Кто обладает правом ходатайства о введении ФО?
2.
Каковы последствия введения процедуры финансового оздоровления?
67 3.
На какие действия налагаются запреты при введении процедуры финансового оздоровления?
4.
В чем заключаются особенности правового статуса административного управляющего?
5.
Какие условия служат основанием прекращения исполнения обязанностей арбитражным управляющим?
6.
Как происходит погашений задолженностей должником в соответствии с установленным графиком?
7.
Что такое план финансового оздоровления, и кто уполномочен его утверждать?
8.
Что является основанием досрочного окончания финансового оздоровления?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается: а) временным управляющим; б) руководителем должника; в) только общим собранием участников должника; г) общим собранием участников или органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия.
2. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено: а) удержанием; б) задатком; в) неустойкой;
68 г) всем перечисленным.
3. В определении о введении финансового оздоровления обязательно указывается: а) кандидатура административного управляющего; б) срок финансового оздоровления и график погашения задолженности; в) срок финансового оздоровления; г) график погашения задолженности.
4. Финансовое оздоровлении вводится на срок: а) не более, чем два года; б) не более трех лет; в) любой, указанный арбитражным судом; г) не более года.
5. Административный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения обязанности административного управляющего: а) по заявлению административного управляющего; б) по требованию руководителя должника; в) в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждению лица административным управляющим; г) по требованию заинтересованных лиц.
Правильные ответы:
1. в);
2. г);
3. б);
69 4. а);
5. в).
70
ТЕМА 6. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
План лекции:
6.1
Порядок введения внешнего управления
6.2
Последствия введения внешнего управления
6.3
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
6.4
Правовой статус внешнего управляющего (освобождение внешнего управляющего, отстранение внешнего управляющего, права и обязанности внешнего управляющего)
6.1 Порядок введения внешнего управления
Еще одной реабилитационной процедурой банкротства является внешнее управление. По своему экономическому содержанию внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. В отличие от наблюдения (процедуры, которая применяется к должнику всегда в случае возбуждения дела о банкротстве) внешнее управление является необязательной процедурой банкротства и вводится только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.
Однако в отношении отдельных категорий должников внешнее управление вообще не применяется. К числу таких должников относятся граждане, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, кредитные организации, ликвидируемый и отсутствующий должник. Процедура внешнего управления не применяется также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Решение о введении внешнего управления принимается первым собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов
71 всех конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов. Это решение в обязательном порядке должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, кандидатуру на должность внешнего управляющего и сведения о нем.
Данный этап арбитражного управления начинается с момента принятия судом решения о введении на предприятии внешнего управления, назначения внешнего управляющего и заканчивается принятием судом решения либо о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, либо об утверждении отчета внешнего управляющего и прекращении дела о банкротстве, либо об утверждении мирового соглашения.
Основной целью данного этапа является финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим. Процедура вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Наряду с общими правилами внешнего управления, Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например, при банкротстве градообразующих организаций (ст. 171).
6.2
Последствия введения внешнего управления
Последствия введения внешнего управления определены ст. 94 Закона о банкротстве, важнейшими из них являются:
- прекращение полномочий руководителя должника, других органов управления должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, за исключением некоторых полномочий (принятие решений об
72 увеличении уставного капитала, о продаже предприятия должника, замещении его активов и др.);
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 95). При этом в период внешнего управления не только приостанавливается исполнение исполнительных документов по взысканию задолженности, срок исполнения которой наступил до введения внешнего управления, но также не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции и проценты по этим обязательствам и платежам.
Однако в целях компенсации потерь кредиторов по денежным обязательствам и государства по обязательным платежам на суммы их требований подлежат начислению проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.
По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), начисленные на момент введения внешнего управления, проценты, начисленные в период внешнего управления, могут быть предъявлены к уплате и подлежат удовлетворению третью очередь после погашения основной суммы задолженности (п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве).