Файл: Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как одно из важнейших средств воспитания детей. Развитие образования как социальной функции — дело многовековой давности, как и использование игры в качестве педагогического инструмента. В разных образовательных системах ему отводится разная роль, но нет такой системы, в которой в той или иной мере не было бы места игре.
Игре приписываются разнообразные функции, как чисто педагогические, так и воспитательные,
Необходимо более точно определить те аспекты психического развития и формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Исследования важности игры в психическом развитии и формировании личности очень сложны. Здесь чистый эксперимент невозможен хотя бы потому, что невозможно убрать игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как происходит процесс развития. Главное — это важность игры для мотивации и потребностей ребенка. Согласно работам Д. Б. Эльконина (8; с. 274), на первый план выходит проблема мотивов и потребностей. Основой трансформации игры при переходе от преддошкольного периода к дошкольному детству является расширение круга человеческих предметов, с которыми ребенок теперь должен справляться как с задачей и с миром которых он знакомится в ходе своего дальнейшего психического развития; расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. Она основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. На границе перехода от предметной к ролевой игре ребенок не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, ставит себя объективно в позицию взрослого, и возникает эмоционально-актуальная ориентация по отношению к взрослым и смыслам их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-фактическим опытом.
Игра функционирует как деятельность, имеющая самое тесное отношение к сфере потребностей ребенка. Присутствует первичная эмоционально-практическая ориентация в смыслах человеческой деятельности, осознание своего ограниченного места в системе взрослых отношений, потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается развитием у ребенка новых мотивов для деятельности и связанных с ней задач. Существенно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить, что в игре происходит переход от непосредственных желаний к мотивам в виде обобщенных намерений, которые находятся на границе сознания.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно пройти формирование каждого умственного действия и связанных с ним понятий:
Этап формирования действия по отношению к материальным объектам или их материальным моделям-субститутам;
этап формирования одного и того же действия по отношению к языку;
этап формирования актуального умственного действия.
Ребенок в игре выполняет как бы две функции; с одной стороны он исполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием паттерна, но и наличием контроля над реализацией этого паттерна. Играя роль, происходит своего рода раздвоение, то есть «отражение». Но это еще не осознанный контроль, потому что функция контроля еще слаба и часто нуждается в поддержке со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость эмерджентной функции, но важность игры в том, что эта функция здесь эмерджентна. Поэтому игру можно рассматривать как школу волевого поведения. Игра важна как для формирования дружного детского коллектива, так и для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к труду и для многого другого.
1.Основные функции игровой деятельности иностранным языкам.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще-учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть).Желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращении уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция - снятия эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены жизненным ситуациям .
7) развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся.
2.Какие принципы коммуникативного метода в обучении иностранным языкам были выдвинуты Е.И. Пассовым
Пассов считал, что коммуникативность состоит в том, что наше обучение должно быть организовано так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общения. Коммуникативность служит для того, чтобы обучение общению происходило в условиях общения, т. е. в адекватных условиях.
Е.И. Пассов выделяет следующие принципы коммуникативного подхода при обучении иностранному языку:
1. Принцип речевой направленности учебного процесса, который заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое использование языка;
2. Принцип индивидуализации обучения, под которым понимается учет всех свойств обучающегося как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств;
3. Принцип функциональности определяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор материала;
4. Принцип ситуативности. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют обучающихся и максимально приближены к жизненным;
5. Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий, задач и т.п.
3.Расшифруйте термин “поликультурная личности”.
Поликультурная языковая личность рассматривается как языковая личность, развивающаяся в поликультурной среде на всех уровнях межкультурной коммуникации: глобальном, межэтническом и межличностном.
Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими - основание для духовного обогащения и развития.
Важно и другое: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно предусмотреть конкретные пути формирования каждого из этих трех факторов, оказывать всестороннюю помощь и создать стимулы к овладению родным языком и культурой. Однако решающее значение имеет позиция личности.
Поликультурная личность должна обладать прежде всего целостным мировоззрением. Это означает, что знания и умения у такого индивида сформированы в систему, позволяющую отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре. Целостность - параметр высокоразвитого и рационально организованного мировоззрения.
Поликультурная личность - индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.
4.Какие типы упражнений существуют по классификации С. Ф. Шатилова?
можно выделить следующие основные типы упражнений.
1. Подлинно (естественно) - коммуникативные, упражнения, используемые во всех видах речевой деятельности, которые побуждают учащихся пользоваться этими видами коммуникации как в родном языке. Основным мотивом выполнения подлинно-коммуникативных упражнений является естественная потребность в коммуникации. Этот тип упражнений включает большое количество видов упражнений в говорении, аудировании, чтении, разных по своему содержанию и по трудности выполнения в зависимости от этапа, условий обучения и характера общения. Все они направлены на формирование или развитие коммуникативных умений.
2. Условно (учебно) - коммуникативные. Характерной особенностью этого типа упражнений является то, что он позволяет осуществить тренировку языкового материала в учебной (условной) коммуникации, имитирующей естественную. Коммуникативная условность этих упражнений выражается в том, что операции и действия, которые выполняют учащиеся в них, хотя и носят речевой характер, редко встречаются в естественной коммуникации.
При определенных условиях и для определенных учебных целей эти упражнения могут иметь аспектную направленность. Так, для целенаправленного формирования грамматических речевых навыков используются упражнения, которые могут обеспечить ситуативно-коммуникативную тренировку изучаемого грамматического явления на знакомой лексике. Эти упражнения можно определить как условно-коммуникативные грамматически ориентированные упражнения. Так, упражнения на употребление речевого образца «название предмета» или «называние качества предмета» можно рассматривать как грамматически ориентированные.
В зависимости от опор-стимулов условно-коммуникативные упражнения могут быть классифицированы следующим образом:
1) условно-коммуникативные ситуативные упражнения, выполняемые с опорой на образную наглядность (картинки, слайды, видеофильмы);
2) условно-коммуникативные ситуативные упражнения, выполняемые с опорой на ситуацию, создаваемую в учебном процессе;
3) условно-коммуникативные ситуативные упражнения, выполняемые с помощью словесно-воссоздаваемых ситуаций типа «вообразите себе…»;
4) контекстно-обусловленные коммуникативные упражнения по тексту и в связи с текстом;
5) контекстные и ситуативно-обусловленные коммуникативные упражнения по фрагментам темы, по теме.
3. Некоммуникативные упражнения. Этот тип упражнений весьма неоднороден по составу и цели. Сюда входят так называемые подготовительные, предречевые, неситуативные (языковые) тренировочные упражнения.
Некоммуникативные упражнения, как показывает практика, способствуют более полному и глубокому пониманию языкового явления и осмысленному его использованию в устной и особенно письменной коммуникации.
Успех в обучении коммуникативным умениям и речевым навыкам может обеспечить система упражнений, включающая названные выше типы упражнений при ведущей роли подлинно - и условно-коммуникативных упражнений.
5.Какие возможности учащихся раскрываются с помощью метода Г. Лозанова?
Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя — Г. Лозанова. Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum, что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать».
Игре приписываются разнообразные функции, как чисто педагогические, так и воспитательные,
Необходимо более точно определить те аспекты психического развития и формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Исследования важности игры в психическом развитии и формировании личности очень сложны. Здесь чистый эксперимент невозможен хотя бы потому, что невозможно убрать игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как происходит процесс развития. Главное — это важность игры для мотивации и потребностей ребенка. Согласно работам Д. Б. Эльконина (8; с. 274), на первый план выходит проблема мотивов и потребностей. Основой трансформации игры при переходе от преддошкольного периода к дошкольному детству является расширение круга человеческих предметов, с которыми ребенок теперь должен справляться как с задачей и с миром которых он знакомится в ходе своего дальнейшего психического развития; расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. Она основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. На границе перехода от предметной к ролевой игре ребенок не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, ставит себя объективно в позицию взрослого, и возникает эмоционально-актуальная ориентация по отношению к взрослым и смыслам их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-фактическим опытом.
Игра функционирует как деятельность, имеющая самое тесное отношение к сфере потребностей ребенка. Присутствует первичная эмоционально-практическая ориентация в смыслах человеческой деятельности, осознание своего ограниченного места в системе взрослых отношений, потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается развитием у ребенка новых мотивов для деятельности и связанных с ней задач. Существенно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить, что в игре происходит переход от непосредственных желаний к мотивам в виде обобщенных намерений, которые находятся на границе сознания.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно пройти формирование каждого умственного действия и связанных с ним понятий:
Этап формирования действия по отношению к материальным объектам или их материальным моделям-субститутам;
этап формирования одного и того же действия по отношению к языку;
этап формирования актуального умственного действия.
Ребенок в игре выполняет как бы две функции; с одной стороны он исполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием паттерна, но и наличием контроля над реализацией этого паттерна. Играя роль, происходит своего рода раздвоение, то есть «отражение». Но это еще не осознанный контроль, потому что функция контроля еще слаба и часто нуждается в поддержке со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость эмерджентной функции, но важность игры в том, что эта функция здесь эмерджентна. Поэтому игру можно рассматривать как школу волевого поведения. Игра важна как для формирования дружного детского коллектива, так и для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к труду и для многого другого.
1.Основные функции игровой деятельности иностранным языкам.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще-учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть).Желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращении уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция - снятия эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены жизненным ситуациям .
7) развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся.
2.Какие принципы коммуникативного метода в обучении иностранным языкам были выдвинуты Е.И. Пассовым
Пассов считал, что коммуникативность состоит в том, что наше обучение должно быть организовано так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общения. Коммуникативность служит для того, чтобы обучение общению происходило в условиях общения, т. е. в адекватных условиях.
Е.И. Пассов выделяет следующие принципы коммуникативного подхода при обучении иностранному языку:
1. Принцип речевой направленности учебного процесса, который заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое использование языка;
2. Принцип индивидуализации обучения, под которым понимается учет всех свойств обучающегося как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств;
3. Принцип функциональности определяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор материала;
4. Принцип ситуативности. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют обучающихся и максимально приближены к жизненным;
5. Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий, задач и т.п.
3.Расшифруйте термин “поликультурная личности”.
Поликультурная языковая личность рассматривается как языковая личность, развивающаяся в поликультурной среде на всех уровнях межкультурной коммуникации: глобальном, межэтническом и межличностном.
Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими - основание для духовного обогащения и развития.
Важно и другое: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно предусмотреть конкретные пути формирования каждого из этих трех факторов, оказывать всестороннюю помощь и создать стимулы к овладению родным языком и культурой. Однако решающее значение имеет позиция личности.
Поликультурная личность должна обладать прежде всего целостным мировоззрением. Это означает, что знания и умения у такого индивида сформированы в систему, позволяющую отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре. Целостность - параметр высокоразвитого и рационально организованного мировоззрения.
Поликультурная личность - индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.
4.Какие типы упражнений существуют по классификации С. Ф. Шатилова?
можно выделить следующие основные типы упражнений.
1. Подлинно (естественно) - коммуникативные, упражнения, используемые во всех видах речевой деятельности, которые побуждают учащихся пользоваться этими видами коммуникации как в родном языке. Основным мотивом выполнения подлинно-коммуникативных упражнений является естественная потребность в коммуникации. Этот тип упражнений включает большое количество видов упражнений в говорении, аудировании, чтении, разных по своему содержанию и по трудности выполнения в зависимости от этапа, условий обучения и характера общения. Все они направлены на формирование или развитие коммуникативных умений.
2. Условно (учебно) - коммуникативные. Характерной особенностью этого типа упражнений является то, что он позволяет осуществить тренировку языкового материала в учебной (условной) коммуникации, имитирующей естественную. Коммуникативная условность этих упражнений выражается в том, что операции и действия, которые выполняют учащиеся в них, хотя и носят речевой характер, редко встречаются в естественной коммуникации.
При определенных условиях и для определенных учебных целей эти упражнения могут иметь аспектную направленность. Так, для целенаправленного формирования грамматических речевых навыков используются упражнения, которые могут обеспечить ситуативно-коммуникативную тренировку изучаемого грамматического явления на знакомой лексике. Эти упражнения можно определить как условно-коммуникативные грамматически ориентированные упражнения. Так, упражнения на употребление речевого образца «название предмета» или «называние качества предмета» можно рассматривать как грамматически ориентированные.
В зависимости от опор-стимулов условно-коммуникативные упражнения могут быть классифицированы следующим образом:
1) условно-коммуникативные ситуативные упражнения, выполняемые с опорой на образную наглядность (картинки, слайды, видеофильмы);
2) условно-коммуникативные ситуативные упражнения, выполняемые с опорой на ситуацию, создаваемую в учебном процессе;
3) условно-коммуникативные ситуативные упражнения, выполняемые с помощью словесно-воссоздаваемых ситуаций типа «вообразите себе…»;
4) контекстно-обусловленные коммуникативные упражнения по тексту и в связи с текстом;
5) контекстные и ситуативно-обусловленные коммуникативные упражнения по фрагментам темы, по теме.
3. Некоммуникативные упражнения. Этот тип упражнений весьма неоднороден по составу и цели. Сюда входят так называемые подготовительные, предречевые, неситуативные (языковые) тренировочные упражнения.
Некоммуникативные упражнения, как показывает практика, способствуют более полному и глубокому пониманию языкового явления и осмысленному его использованию в устной и особенно письменной коммуникации.
Успех в обучении коммуникативным умениям и речевым навыкам может обеспечить система упражнений, включающая названные выше типы упражнений при ведущей роли подлинно - и условно-коммуникативных упражнений.
5.Какие возможности учащихся раскрываются с помощью метода Г. Лозанова?
Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя — Г. Лозанова. Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum, что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать».