Файл: Практических заданий по дисциплине психодиагностика.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

_____________________________________________________



Группа
Студент

МОСКВА 2023

Задание № 1
Составьте поведенческий портрет героя фильма, используя следующую общую схему:

  1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.

  2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.

  3. Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной

  4. Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

  5. Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).

  6. Поведенческие проявления к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

  7. Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

  8. Поведение в основной деятельности.

  9. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.


Для выполнения данного задания я выбрала одного из главных героев цикла книг и фильмов «Гарри Поттер» – Северуса Снегга, так как Северус – сложная, амбивалентная личность, с невероятной силой воли и флегматичным темпераментом.

Пережитый в детстве и юности психотравмирующий опыт (тяжелое детство, смерть матери, смерть любимой девушки, жесткость Пожирателей) наложили существенный отпечаток на его поведенческий портрет в зрелом возрасте.

Ему характерны такие черты как высокий уровень профессионализма, бесстрашие, храбрость, циничность, хладнокровность, язвительность, замкнутость, сдержанность. Герой старается поддерживать образ жесткого, бессердечного человека, однако эмоциональные привязанности для него крайне важны.

1) Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях:

  • Поведенческий портрет амбивалентен.

  • Герой в равной степени пытается быть не таким как все, все время выделяться из толпы и при этом старается быть незаметным для общества, полностью сливаясь и погружаясь в свою работу (профессор, преподаватель зельеварений)

  • Его комната находится в самом потаенном, скрытом и удаленном месте школы – в подземелье.

  • К внешнему виду равнодушен, никогда не пытался понравиться окружающим. В книге это описывалось как: «Это был худой человек с нездорового цвета кожей, крючковатым носом и сальными, до плеч, волосами».

2) Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.

  • Осанка прямая

  • Очень уверенная походка

  • Позы максимально закрытые: руки, скрещенные на груди, стоит к собеседнику полубоком, пытается отгородиться учительским столом.

  • Характерная индивидуальная поза: резко запахивает мантию, резкий поворот, так чтобы мантия развивалась (в этот момент упоминается невероятное сходство с огромной черной летучей мышью).

3) Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной


  • Лицо сдержанное

  • Никогда не показывает своих эмоций и чувств

  • Идеальный уровень контроля мыслей и невербальных сигналов

  • Глаза черные, холодные и пустые

  • Упоминается сходство выражения глаз и темных пустых тоннелей

  • Скованная мимика в момент опасности

  • Холодность, отстраненность и скованность мимики как средство выражения презрения и скуки к собеседнику

4) Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

  • Молчалив

  • Лаконичен

  • Крайне сдержан

  • Часто использует паузы

  • Голос низкий, вкрадчивый, подавляет собеседника

  • Важна дистанция при общении

  • Никогда не участвует в шумных разговорах

  • Предпочитает короткие диалоги или монологи

  • Высокая культура речи, что используется в «изящных» оскорблениях

  • При эмоциональном возбуждении повышает голос

5) Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).

  • В выборе имени и фамилии прослеживается игра слов — имя родственно английскому слову «severe» (суровый, жестокий) а фамилия имеет параллели со «snake» (змея) и «snap» (резкое, отрывистое движение; злобная реплика; внезапное похолодание).

  • Общение деловое

  • Стиль общения авторитарный, но с ориентацией на собеседника

  • Стремление к доминированию, но агрессия пассивная

  • Не скрывает своего презрения и пренебрежения к окружающим

  • Один из самых сложных и противоречивых героев. Где это проявляется: всю сюжетную историю Северус проявляет злость, бесчувственность, хладнокровие и жестокость, постоянно запугивая, наказывая и мучая тех, кто от него каким-либо образом зависит. Он предает самого близкого друга и меняет «сторону». В этот же момент он сам страдает от страха, горечи утраты любимой, от переполняемых его чувств. И при всем внешнем безразличии внутри он остается верен своему слову и любви. И в конце концов умирает за эту любовь.


6) Поведенческие проявления к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

  • Стыдится собственной эмоциональности

  • Стыдится является последствием детской психологической травмы и постоянного психологического и физического насилия со стороны отца-тирана.

  • В детстве был замкнутым ребенком, меланхоличным, часто подвергался насмешкам со стороны сверстников.

  • Самые тяжелые удары – удары по его самолюбию. Пример: когда Лили на пятом курсе увидела, как Джеймс и Сириус совершают выходку над Снеггом, она заступилась за него, однако Северус обозвал Лили «грязнокровкой».

  • После этого она окончательно порвала общение с ним, а через некоторое время начала встречаться с Джеймсом Поттером. Снегг в ответ на это примкнул к Пожирателям Смерти.

  • Герой считает себя недостойным любви, дружбы, счастья. Пример из книги: — Хорошо. Ладно. Но только — ни слова никому, Дамблдор! Это должно остаться между нами. Поклянитесь! Я не вынесу… тем более сын Поттера… Дайте мне слово!— Дать слово, Северус, что я никому никогда не расскажу о самом лучшем, что в вас есть? — Дамблдор вздохнул, глядя в злое, измученное лицо Снегга. — Ну, если вы настаиваете…»

7) Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

  • В психологически значимых ситуациях показывает абсолютную хладнокровность и сдержанность, полный контроль над вербальными и невербальными проявлениями, бесстрашие. Именно эти качества позволяли ему на протяжении многих лет быть двойным агентом.

  • Резкие всплески эмоций возможны, когда дело касается важных и дорогих для него людей. Пример: Тогда убей меня, — задыхаясь, произнес Гарри, вовсе не ощущая страха, а только ярость и презрение. — Убей меня, как ты убил его, ты, трус…– НЕ СМЕЙ НАЗЫВАТЬ МЕНЯ ТРУСОМ! — завопил Снегг, и его лицо вдруг стало безумным, нечеловеческим, словно он испытывал такие же страдания, как скулящий, воющий пес, запертый позади них в горящем доме.

8) Поведение в основной деятельности.

  • Признанный генний обеими сторонами (Лорд Волан-де-Морт и Альбус Дамблдор)

  • Искусный и опытный волшебник, виртуозно владеет окклюменцией и легиллименцией, что соотносится с остальным его поведенческим портретом

  • Умелый дуэлянт

  • Обладает отличной реакцией, способен молниеносно отражать заклинания

  • Мастер зельеварения и невербальных заклинаний

  • В совершенстве владеет тёмной магией

  • Является самым сильным Пожирателем Смерти после Волан-де-Морта

  • Один из немногих магов, способных к непосредственной левитации

  • Безгранично любит свой предмет (зелья)


9) Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

  • «Может, вы ещё не заметили, но жизнь вообще несправедлива».

  • О любви в Лили:
    — После стольких лет?
    — Всегда, — ответил Снегг.

  • Я постараюсь научить вас, как околдовать разум и обмануть чувства. Я расскажу вам, как разлить по бутылкам известность, как заваривать славу и даже как закупорить смерть.

  • Я Принц-Полукровка

  • Всегда обращается на «Вы» и по фамилии


Задание № 2

Ситуация 1
Заказчик – классный руководитель 6-го класса. Запрос: «С классом работать просто невыносима, постоянные конфликты, многие предметники жалуются, дети оговариваются, домашние задания не выполняют, их практически невозможно организовать на какое-нибудь мероприятие». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.
В начале нам необходимо оценить мотивацию детей к обучению и их стремление быть в обществе других (мотивов аффилиации). Для этого мы используем 2 методики:

              1. Диагностика учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).

              2. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Далее проводим личностный опросник для оценки индивидуальных особенностей каждого ребенка:

  1. Тест Кеттела (16 PF – опросник)


Ситуация 2
Заказчик – классный руководитель 2-го класса. Запрос: «В целом класс ровный, но пара-тройка ребят долго врабатывается, много отвлекается и быстро устает, из-за них темп работы всего класса страдает». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.
В начале нам необходимо протестировать отстающих детей на когнитивные функции, чтобы понять какие могут быть проблемы в отставании. Для этого мы используем техники:

  1. Оценка краткосрочной и долговременной памяти - 10 слов Лурия

  2. Оценка уровня развития интеллекта - Тест Векслера (детский вариант)

  3. Оценка мышления - Матрицы Равена (детский вариант)



Далее необходимо оценить учебную мотивацию детей. Для этого используем технику:

  1. Методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой


А далее нам необходимо оценить как дети выстраивают взаимоотношения между собой:

  1. Используем метод проективного рисунка