Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К организационным принципам относятся:
-
иерархичность; -
дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; -
ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; -
сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; -
соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
13. Орган государства: понятие, признаки и виды. Суд и прокуратура в системе органов государственной власти.
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
-
представляет собой самостоятельный элемент механизма государства; -
действует от имени государства и по его поручению; -
образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом"); -
выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения); -
имеет соответствующую компетенцию (круг ведения); -
состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы; -
имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач; -
обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание; -
в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; -
действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.
Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:
-
принятием нормативных актов (предписаний общего характера); -
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); -
конкретно-организационной деятельностью;
Виды государственных органов
1) по порядку образования:
-
избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации); -
формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).
2) по форме реализации государственной деятельности:
-
на законодательные (представительные); -
исполнительно-распорядительные; -
судебные; -
контрольно-надзорные органы.
3) по принципу разделения властей:
-
законодательные; -
исполнительные; -
судебные;
4) по иерархии:
-
центральные; -
республиканские; -
местные;
5) по характеру подчиненности:
-
исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.); -
"двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);
6) по срокам полномочий:
-
постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд); -
временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7) по порядку осуществления компетенции:
-
коллегиальные; -
единоначальные;
8) по правовым формам деятельности:
-
правотворческие; -
правоприменительные; -
правоохранительные;
9) по характеру компетенции:
-
органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство); -
органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Прокуратуре отведено особое место и роль в системе органов государственной власти. На нормативном уровне это закреплено в ст. 129 Конституции. Данная статья гласит о том, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору. С позиции федерального законодательства, а точнее Закона о прокуратуре, прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями прежде всего надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Положение прокуратуры в системе органов государственной власти определяется ее компетенциями и содержанием ее полномочий по реализации возложенных на нее функций.
Прокуратура занимает особое место в системе власти и не относится ни к одной из трёх ветвей.
14. Понятие, сущность и определение права.
Под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу.
Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный
круг общественных отношений;
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
15. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права – законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание, а также порядок размещения правовых предписаний в социально значимых ситуациях.
Виды принципов права:
1.Общие – исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом (демократизм, гуманизм, законность, равноправие, справедливость, единство прав и обязанностей)
2.Отраслевые –исходные положения, которые отражают специфику регулирования отношений той или иной отрасли права (принцип свободы расторжения договора, принцип разделения властей)
3.Межотраслевые – исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности, принцип состязательности)
16. Соотношение экономики, политики и права.
Политика- система отношений между классами, партиями, нациями и др. большими социальными группами, между государством и народом по поводу формирования и реализации государственной власти.
Экономика- это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного правоотношения.
Право- юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей
Соотношение права и экономики. Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём-через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредование влияния экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, МРОТ, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.
Соотношение политики и права. Тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются соц.группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Право зависит от политики, Политика зависит от права, право воздействует на политику
17. Правовая политика: понятие и основные приоритеты. Направления правовой политики в сфере регламентации деятельности суда и прокуратуры в Российской Федерации.
Правовую политику можно определить, как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием "правовое пространство" и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти, дабы гарантировать их "от просто случая и просто произвола" (К. Маркс).
Правовая политика – особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли её официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества.
Основные направления:
1.правотворческая деятельность
2. правоприменительная деятельность
3. доктринальная (научная) деятельность
4. интерпретационная деятельность(толкование)
5. правовое воспитание (в том числе юридическое образование)
Главная задача российской юридической политики – правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Там вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их "регулировать" своими правилами и в своих интересах.