ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для пуска дизелей с малым рабочим объемом можно использовать бензин. Устройство таких двигателей предполагает наличие дополнительной камеры со свечой зажигания. При пуске специальный клапан соединяет ее с основной камерой. После прогрева двигателя дополнительную камеру отключают, и клапан закрывает сообщение с основной камерой.
Пуск дизеля вспомогательным двигателем. Распространен для тракторов мощностью более 40 л.с. (рис. 2). В качестве таких пусковых двигателей используют одноцилиндровые и двухцилиндровые двухтактные двигатели.
Рисунок 2 - Схема устройства пускового двигателя:
1 — патрубок подсоединения к системе охлаждения основного двигателя; 2 — свеча зажигания; 3 — краник заливной (продувочный); 4 — карбюратор; 5 — воздухоочиститель; 6 — однорежимный регулятор частоты вращения; 7 — магнето; 8 — пробка для удаления конденсата из картера; 9 — редуктор; 10 — шатун; 11 — маховик; 12 — коленчатый вал; 13 — поршень; 14 — чугунный цилиндр с впускным продувочным и выпускным окнами
Устройство пускового двигателя внутреннего сгорания
-
14.3.1. Основные элементы -
14.3.2. Последовательность пуска вспомогательного двигателя -
14.3.3. Последовательность пуска дизеля
46. Понятие номинальной емкости аккумуляторной батареи. Изменение емкости батареи в эксплуатации. Особенности маркировки аккумуляторных батарей различных производителей.
Химическим источником тока называется устройство, в котором энергия протекания окислительно-восстановительных реакций преобразуется в электрическую.
По характеру работы эти источники делятся на две группы:
-
первичные источники тока, или гальванические элементы; -
вторичные источники тока, или аккумуляторы.
Первичные источники допускают только однократное использование и являются необратимыми источниками энергии.
Вторичные источники являются обратимыми источниками энергии: после разряда их работоспособность можно восстановить путем пропускания тока в обратном направлении.
Аккумуляторная батарея на автомобиле выполняет четыре основные функции:
-
Надежный запуск двигателя. -
Энергоснабжение при выключенном двигателе (неработающем генераторе). -
Компенсация дефицита энергии при работе совместно с генератором. -
Сглаживание пульсаций напряжения бортовой сети.
Стартерные аккумуляторные батареи должны удовлетворять следующим основным требованиям (ГОСТ Р 53165-2008):
-
Обеспечивать необходимый для работы стартера разрядный ток. -
Обладать запасом энергии для питания потребителей при неработающем двигателе или в аварийной ситуации. -
Сохранять работоспособность при повышенной (до плюс 60 °С) и пониженной (до минус 50 °С) температуре окружающей среды. -
Обладать герметичностью. Электролит не должен выливаться при наклоне на 45°. -
Принимать заряд для восстановления израсходованной емкости. -
Удовлетворять требованиям стандарта по расходу воды и саморазряду. -
Иметь высокую механическую и вибрационную прочность. -
Срок службы батареи должен составлять не менее 24 (48) месяцев или 90 (100) тыс. км пробега.
На подавляющем большинстве автомобилей получили применение свинцово-кислотные аккумуляторы.
В свинцово-кислотном аккумуляторе в токообразующих процессах участвуют:
-
диоксид свинца PbO2 (окислитель) положительного электрода; -
губчатый свинец Pb (восстановитель) отрицательного электрода; -
электролит — водный раствор серной кислоты (H2SO4).
Рисунок 1 – Принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора
При подключении потребителя происходит разложение серной кислоты и образование воды. На положительном и отрицательном электродах образуется сульфат свинца (PbSO4).
Рисунок 2 – Процесс разряда аккумулятора
При подключении источника происходит восстановление губчатого свинца на отрицательном электроде, диоксида свинца – на положительном электроде и серной кислоты в электролите.
Рисунок 3 – Процесс заряда аккумулятора
Химическая реакция, протекающая в аккумуляторе описывается следующим уравнением:
Аккумулятор содержит два полублока отрицательных и положительных пластин, разделенных между собой сепараторами. Каждая пластина состоит из активной массы и решетки, которая служит токоотводом и основой удерживающей активную массу.
Рисунок 4 – Устройство аккумулятора
В верхней части решетки имеется ушко, с помощью которого пластины привариваются к соединительному мостику (баретке), имеющему общий вывод для соединения аккумуляторов в батарею.
Рисунок 5 – Положительная (слева) и отрицательная решетки аккумулятора
Основой материала решеток является свинец с добавками других веществ. Добавление к свинцу сурьмы увеличивает прочность, но приводит к повышенному расходу воды.
Замена сурьмы кальцием уменьшает расход воды практически до нуля, однако снижает устойчивость батареи к глубоким разрядам. Гибридные батареи имеют в составе положительных пластин – сурьму, а в отрицательных – кальций.
Легирование серебром предохраняет свинцовую основу от коррозии и снижает деформацию решеток.
Сепаратор, изготовленный из микропористого кислотостойкого материала, служит для предотвращения замыкания разноименных пластин и обеспечения запаса электролита.
Рисунок 6 – Сепаратор-конверт из полиэтилена
Маркировка аккумуляторных батарей:
Рисунок 15 –Маркировка аккумуляторных батарей:
1 – обозначение типа батареи, 2 – товарный знак завода-изготовителя, 3 – номинальная емкость, А·ч, 4 – ток холодной прокрутки, А, 5 – номинальное напряжение, В, 6 – дата изготовления, 7 – масса батареи, кг, 8 – обозначение полярности, 9 – знаки безопасности, 10 – уровень электролита
Согласно ГОСТ Р 53165-2008 обозначение типа батареи включает:
-
– цифра, указывающая число последовательно соединённых аккумуляторов в батарее (3, 6 или 12) -
– буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ – стартерная) -
– число, указывающее номинальную ёмкость батареи в ампер-часах (55) -
– буквы, обозначающие конструкторско-технологическое исполнение (N – с нормальным расходом воды, L – с малым расходом воды, VL – с очень малым расходом воды, VRLA – с регулирующим клапаном)
На батареи наносят символы безопасности (таблица 1).
Таблица 1 — Символы безопасности
Символ | Расшифровка |
| Соблюдайте инструкцию |
| Опасно. Едкие и коррозионные вещества |
| Запрещается пользоваться открытым огнем и курить |
| Пользуйтесь защитными очками |
| Хранить вдали от детей |
| Взрывоопасно |
| Запрещается выбрасывать с бытовыми отходами |
| Символ переработки |
Задача 1
Рассчитать вольт-амперные характеристики аккумуляторной батареи и определить ее эквивалентное внутреннее сопротивление.
Таблица 1 - Данные для расчета
Марка батареи | Степень разряженности, ΔСр, % | Количество попыток пуска, Zn | Количество положительных пластин, n+ | На каких автомобилях применяется |
6-СТ60 | 0 | 3 | 4 | ГАЗ-3102 |
Решение:
Вольт-амперную характеристику аккумуляторной батареи принято изображать прямой линией, отсекающей на осях координат отрезки, пропорциональные UНР и IБК, а ее уравнение
где UБ и IБ – напряжение и разрядный ток батареи соответственно, В и А;
UНР – начальное напряжение батареи, В;
IБК – ток короткого замыкания батареи, А.
Начальное разрядное напряжение
где т – число аккумуляторов в батарее;
tэ – температура электролита, °С;
ΔСр – степень разряженности аккумуляторной батареи, %.
Ток короткого замыкания
где п+ – количество положительных пластин в одном аккумуляторе;
I+0 – ток короткого замыкания одной пары пластин при 0°С на первой попытке пуска, А;
b – коэффициент, учитывающий влияние на ток замыкания температуры электролита, А/°С;
d – коэффициент, учитывающий влияние на ток замыкания количества попыток пуска, А/попытку;
τп – продолжительность одной попытки пуска, с;
zп – количество попыток пуска.
По найденным значениям разрядного напряжения и тока короткого замыкания рассчитаем эквивалентное внутреннее сопротивление батареи
Рассчитаем искомые величины для одного значения температуры электролита.
Таблица 2 - Параметры для расчета