Файл: Задача 1 16 Задача 2 19 Задача 3 22 Задача 4 26.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для пус­ка ди­зелей с ма­лым ра­бочим объемом мож­но ис­пользо­вать бен­зин. Ус­тройство та­ких дви­гате­лей пред­по­лага­ет на­личие до­пол­ни­тельной ка­меры со све­чой за­жига­ния. При пус­ке спе­ци­альный кла­пан со­еди­ня­ет ее с ос­новной ка­мерой. Пос­ле прог­ре­ва дви­гате­ля до­пол­ни­тельную ка­меру от­клю­ча­ют, и кла­пан зак­ры­ва­ет со­об­ще­ние с ос­новной ка­мерой.

Пуск ди­зеля вспо­мога­тельным дви­гате­лем. Рас­простра­нен для трак­то­ров мощ­ностью бо­лее 40 л.с. (рис. 2). В ка­чес­тве та­ких пус­ко­вых дви­гате­лей ис­пользу­ют од­но­цилин­дро­вые и двух­ци­лин­дро­вые двух­так­тные дви­гате­ли.


Рисунок 2 - Схема устройства пускового двигателя:

1 — патрубок подсоединения к системе охлаждения основного двигателя; 2 — свеча зажигания; 3 — краник заливной (продувочный); 4 — карбюратор; 5 — воздухоочиститель; 6 — однорежимный регулятор частоты вращения; — магнето; 8 — пробка для удаления конденсата из картера; — редуктор; 10 — шатун; 11 — маховик; 12 — коленчатый вал; 13 — поршень; 14 — чугунный цилиндр с впускным продувочным и выпускным окнами

Устройство пускового двигателя внутреннего сгорания

  • 14.3.1. Ос­новные эле­мен­ты

  • 14.3.2. Пос­ле­дова­тельность пус­ка вспо­мога­тельно­го дви­гате­ля

  • 14.3.3. Пос­ле­дова­тельность пус­ка ди­зеля


46. Понятие номинальной емкости аккумуляторной батареи. Изменение емкости батареи в эксплуатации. Особенности маркировки аккумуляторных батарей различных производителей.
Химическим источником тока называется устройство, в котором энергия протекания окислительно-восстановительных реакций преобразуется в электрическую.

По характеру работы эти источники делятся на две группы:

  • первичные источники тока, или гальванические элементы;

  • вторичные источники тока, или аккумуляторы.

Первичные источники допускают только однократное использование и являются необратимыми источниками энергии.

Вторичные источники являются обратимыми источниками энергии: после разряда их работоспособность можно восстановить путем пропускания тока в обратном направлении.


Аккумуляторная батарея на автомобиле выполняет четыре основные функции:

  1. Надежный запуск двигателя.

  2. Энергоснабжение при выключенном двигателе (неработающем генераторе).

  3. Компенсация дефицита энергии при работе совместно с генератором.

  4. Сглаживание пульсаций напряжения бортовой сети.

Стартерные аккумуляторные батареи должны удовлетворять следующим основным требованиям (ГОСТ Р 53165-2008):

  1. Обеспечивать необходимый для работы стартера разрядный ток.

  2. Обладать запасом энергии для питания потребителей при неработающем двигателе или в аварийной ситуации.

  3. Сохранять работоспособность при повышенной (до плюс 60 °С) и пониженной (до минус 50 °С) температуре окружающей среды.

  4. Обладать герметичностью. Электролит не должен выливаться при наклоне на 45°.

  5. Принимать заряд для восстановления израсходованной емкости.

  6. Удовлетворять требованиям стандарта по расходу воды и саморазряду.

  7. Иметь высокую механическую и вибрационную прочность.

  8. Срок службы батареи должен составлять не менее 24 (48) месяцев или 90 (100) тыс. км пробега.

На подавляющем большинстве автомобилей получили применение свинцово-кислотные аккумуляторы.

В свинцово-кислотном аккумуляторе в токообразующих процессах участвуют:

  • диоксид свинца PbO2 (окислитель) положительного электрода;

  • губчатый свинец Pb (восстановитель) отрицательного электрода;

  • электролит — водный раствор серной кислоты (H2SO4).




Рисунок 1 – Принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора

При подключении потребителя происходит разложение серной кислоты и образование воды. На положительном и отрицательном электродах образуется сульфат свинца (PbSO4).


Рисунок 2 – Процесс разряда аккумулятора
При подключении источника происходит восстановление губчатого свинца на отрицательном электроде, диоксида свинца – на положительном электроде и серной кислоты в электролите.


Рисунок 3 – Процесс заряда аккумулятора




Химическая реакция, протекающая в аккумуляторе описывается следующим уравнением:

Аккумулятор содержит два полублока отрицательных и положительных пластин, разделенных между собой сепараторами. Каждая пластина состоит из активной массы и решетки, которая служит токоотводом и основой удерживающей активную массу.


Рисунок 4 – Устройство аккумулятора
В верхней части решетки имеется ушко, с помощью которого пластины привариваются к соединительному мостику (баретке), имеющему общий вывод для соединения аккумуляторов в батарею.


Рисунок 5 – Положительная (слева) и отрицательная решетки аккумулятора
Основой материала решеток является свинец с добавками других веществ. Добавление к свинцу сурьмы увеличивает прочность, но приводит к повышенному расходу воды.

Замена сурьмы кальцием уменьшает расход воды практически до нуля, однако снижает устойчивость батареи к глубоким разрядам. Гибридные батареи имеют в составе положительных пластин – сурьму, а в отрицательных – кальций.

Легирование серебром предохраняет свинцовую основу от коррозии и снижает деформацию решеток.

Сепаратор, изготовленный из микропористого кислотостойкого материала, служит для предотвращения замыкания разноименных пластин и обеспечения запаса электролита.


Рисунок 6 – Сепаратор-конверт из полиэтилена


Маркировка аккумуляторных батарей:




Рисунок 15 –Маркировка аккумуляторных батарей:

1 – обозначение типа батареи, 2 – товарный знак завода-изготовителя, 3 – номинальная емкость, А·ч, 4 – ток холодной прокрутки, А, 5 – номинальное напряжение, В, 6 – дата изготовления, 7 – масса батареи, кг, 8 – обозначение полярности, 9 – знаки безопасности, 10 – уровень электролита
Согласно ГОСТ Р 53165-2008 обозначение типа батареи включает:



  1. – цифра, указывающая число последовательно соединённых аккумуляторов в батарее (3, 6 или 12)

  2. – буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ – стартерная)

  3. – число, указывающее номинальную ёмкость батареи в ампер-часах (55)

  4. – буквы, обозначающие конструкторско-технологическое исполнение (N – с нормальным расходом воды, L – с малым расходом воды, VL – с очень малым расходом воды, VRLA – с регулирующим клапаном)

На батареи наносят символы безопасности (таблица 1).
Таблица 1 — Символы безопасности

Символ

Расшифровка



Соблюдайте инструкцию



Опасно. Едкие и коррозионные вещества



Запрещается пользоваться открытым огнем и курить



Пользуйтесь защитными очками



Хранить вдали от детей



Взрывоопасно



Запрещается выбрасывать с бытовыми отходами



Символ переработки




Задача 1

Рассчитать вольт-амперные характеристики аккумуляторной батареи и определить ее эквивалентное внутреннее сопротивление.

Таблица 1 - Данные для расчета

Марка батареи

Степень разряженности, ΔСр, %

Количество попыток пуска, Zn

Количество положительных пластин, n+

На каких автомобилях применяется

6-СТ60

0

3

4

ГАЗ-3102


Решение:

Вольт-амперную характеристику аккумуляторной батареи принято изображать прямой линией, отсекающей на осях координат отрезки, пропорциональные UНР и IБК, а ее уравнение



где UБ и IБ – напряжение и разрядный ток батареи соответственно, В и А;

UНР – начальное напряжение батареи, В;

IБК – ток короткого замыкания батареи, А.

Начальное разрядное напряжение



где т – число аккумуляторов в батарее;

tэ – температура электролита, °С;

ΔСр – степень разряженности аккумуляторной батареи, %.

Ток короткого замыкания



где п+ – количество положительных пластин в одном аккумуляторе;

I+0 – ток короткого замыкания одной пары пластин при 0°С на первой попытке пуска, А;

b – коэффициент, учитывающий влияние на ток замыкания температуры электролита, А/°С;

d – коэффициент, учитывающий влияние на ток замыкания количества попыток пуска, А/попытку;

τп – продолжительность одной попытки пуска, с;

zп – количество попыток пуска.

По найденным значениям разрядного напряжения и тока короткого замыкания рассчитаем эквивалентное внутреннее сопротивление батареи



Рассчитаем искомые величины для одного значения температуры электролита.
Таблица 2 - Параметры для расчета