Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Модель экономического человека
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений.
Первая модель была предложена А. Смитом
ГЛАВА 2. РАЦОНАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
2.1 Рациональность в поведении потребителей
Рациональность базируется на принципе максимизации: потребитель всегда стремится максимизировать полезность (максимальное удовлетворение потребностей), а производитель (предприниматель) - получить максимальную прибыль. Все экономические агенты осознают цели и способны выбирать лучшие (оптимальные) решения для их достижения. Рациональность заключается в поведении, направленном на субъективную оптимизацию результата в условиях ограниченных ресурсов.
Задача потребителя - распределить свой доход так, чтобы наилучшим образом отвечать его потребностям. Для выполнения этой задачи необходимо:
-Составить различные комбинации товаров, которые потребитель способен купить.
- Выбрать конкретную комбинацию, предпочитаемую всем остальным.
Для упрощения исследования принято брать два товара. Соответственно конкретная комбинация из двух товаров будет называться ассортиментом или набором. Задача заключается в том, чтобы выбрать наилучший с точки зрения рациональности.
Первый критерий, которым руководствуется рациональный потребитель, - это ограничения в бюджете. Человек располагает ограниченным количеством средств, которые нужно грамотно распределить между двумя товарами. Чтобы наглядно отобразить эту ситуацию, строится линия бюджетного ограничения- ряд всех возможных наборов, доступных при данных ценах и доходах.
Бюджетная линия потребителя.
Линия бюджета строится так, что каждая отмеченная на ней комбинация товаров одинаково выгодна покупателю, то есть он истратит одно и то же количество денег, израсходовав весь свой бюджет. В зависимости от уровня цен меняется наклон линии бюджетного ограничения относительно соответствующих координатных осей. Если же изменяется доход потребителя, то это явление эквивалентно равнопропорциональному изменению цен.
Итак, из всех возможных наборов в рамках бюджета необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Для этого строится порядок предпочтения - схему ранжирования товаров в порядке их предпочтения. При этом выбор базируется на:
-Укомплектованности. Потребитель может ранжировать все возможные комбинации товаров.
-Транзитивности. Логическая последовательность: если товар А предпочтительнее товара Б и товар Б предпочтительнее товара В, то товар А предпочтительнее товара В.
-«Чем больше, тем лучше». При прочих равных условиях потребитель предпочитает иметь товара больше, а не меньше.
- Уменьшении предельной нормы замещения. Чем большее количество товара имеется у потребителя, тем большим его количеством он согласен пожертвовать на единицу другого товара.
Наглядно предпочтения потребителя относительно двух товаров отображает кривая безразличия .
Кривая имеет форму гиперболы. Каждый набор, расположенный на ней, одинаково предпочтителен для потребителя.
Максимальное удовлетворение от покупки определяется наложением графиков: бюджетной линии и кривой безразличия.
Из наборов продуктов X, Y, Z - наилучшим для потребителя является X, так как эта точка бюджетной линии является касательной к кривой безразличия. Наборы Y и Z лежат на кривые безразличия А, находящейся ниже кривой безразличия В, а потому приносят меньше удовлетворения. С кривой С бюджетная линия вообще не имеет общих точек. Можно сделать вывод: лучшее, что потребитель может сделать, - это выбрать набор, расположенный одновременно на линии бюджетного ограничения и высшей достижимой кривой безразличия.
Примером рационального поведения потребителя является следующая ситуация: Больной купил в аптеке лекарство, которое поможет ему восстановить здоровье. Полезность средства превышает его затраты. Нерациональным поведением можно назвать поведение больного тогда, когда при недостатке информации он покупает дорогой препарат, который имеет аналог с наиболее низкой ценой.
2.2 Рациональность в поведении производителей
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных закономерностей. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество продукции, чем по высокой; между ценой и субъектом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предполагает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемых к продаже товаров: по более высокой цене производитель готов выпускать большее количество продукции, чем по низкой. Рынок сводит продавцов и покупателей,
равновесная цена устанавливается в точке, где их намерения совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменение вкусов потребителей, рост издержек и т. п.) приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке восстанавливается в новой точке.
Изучение спроса на производимую продукцию является важной задачей производителя в рыночных условиях. Одним из важнейших показателей является его эластичность. Измерение эластичности спроса и предложения создают для производителя возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения цены какого-либо фактора. Успех предпринимателя на рынке определяется и тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать покупки. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия и бюджетных линий позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.
Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?
Цель производителя в рыночной экономике -это максимизация:
прибыли, т. е. величины превышения выручки от продаж товаров
над затратами на их производство и сбыт;
объема продаж в течение определенного периода времени (например,
года);
темпов роста производства как таковой (например, величины ее
производственных мощностей, числа занятых, количества филиалов
и т. д.) .
Эффективность использования ресурсов.
Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность.
Производительность - это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства - земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.
Пути увеличения производительности, объёма производства:
расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);
увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).
Экстенсивный путь заключается в количественном изменении ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников).
Интенсивный путь заключается в улучшении качественных характеристик ресурсов, улучшении их продуктивности или производительности. Большинство стран сегодня делают акцент на втором способе расширения производственных возможностей.
Производительность труда - результативность, продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени. Факторы (способы) роста производительности труда (увеличение объёма выпускаемой продукции):
разделение труда, или специализация;
использование новой техники или технологии;
уровень образования и профессиональной подготовки работников;
эффективность управленческих решений.
Наиболее общие и важные характеристики экономических субъектов:
способность к рациональному расчету доходов и издержек;
постоянное желание улучшить свое благосостояние;
стремление свести к минимуму риск, неизбежный в экономической деятельности.
Из вышеизложенного теоретического материала можно сделать следующий вывод. Рыночная система хозяйства предполагает, что в ней действуют люди, характеризующиеся рациональным экономическим поведением. Homoeconomicus - насквозь рациональный тип. Это и потребитель, тщательно рассчитывающий перед каждой покупкой выгоду и перед принятием решения сравнивающий между собой множество цен, и производитель, информированный во всех деталях о ситуации на рынке и выбирающий из всех решений наиболее эффективное для себя. Если бы население не было воспитано в системе рационального экономического поведения, никакие реформы, направленные на создание рыночного хозяйства, не подтверждались бы на практике.
Примером рационального поведения производителя является следующая ситуация: Производитель обеспечивает нормальное функционирование своего предприятия, когда решает расширить производство товара
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рациональное экономическое поведение человека - это поведение субъекта экономики, который преследует непротиворечащие друг другу цели, используя для достижения средства, подходящие к определенному случаю. Оно подразумевает выбор в условиях ограниченности ресурсов решения, которое бы минимизировало убытки и максимизировало его прибыль. На рынке, где количество товаров ограничено, а потребитель располагает лимитированным объемом средств, важно выбрать наиболее выгодную комбинацию из многих товаров, присутствующих на рынке. Для этого сопоставляются кривая безразличия и бюджетная линия. Цель потребителей- извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Рациональное поведение потребителя - это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Производители же заинтересованы, так же как и потребители, в получении максимальной выгоды Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда задач: каким образом комбинировать ограниченные производственные ресурсы, имея при этом минимальные издержки; как увеличивать объем продукции при имеющихся ресурсах и другие.
При рассмотрении спроса отдельного индивида или суммарного спроса на определенный вид продукции экономисты предполагают, что потребители действуют рационально. Это и позволяет делать прогнозы на реакцию покупателей по изменению цен на товар и проводить грамотную политику в установке цены и объема выпуска продукции.
Проблема рационального поведения имеет особую важность для объяснения экономических и социологических подходов к мотивации хозяйственной деятельности. Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства необходима, ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
Анализ экономического поведения людей в рамках модели "homo economicus" предполагает использование постулата о рациональном экономическом поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Утверждение о том, что одни способы использования ограниченных ресурсов лучше других, и что именно эти лучшие способы люди, как правило, и имеют тенденцию выбирать, точно отражает сущность рациональности.