Файл: 1. Понятие социальной организации. Основные характеристики организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.      Понятие социальной организации. Основные характеристики организации.

Социальная организация – это крупная социальная группа, которая сформирована для достижения определенных целей, единых для всех участников и руководителя группы.

Данное определение было дано Н. Смелзером. Чуть позже социальная организация обрела одну особо значимую черту – бюрократизацию. Таким образом, постепенно авторы вывели несколько черт уже бюрократической организации в обществе:

- Иерархия власти в такой организации представлена в виде пирамиды, которая предполагает ответственность каждого уровня. При этом нижестоящие должностные лица обладают более высоким уровнем ответственности, в первую очередь перед вышестоящими лицами;

- Деятельность должностных лиц регулируется на основе заранее установленных формальных правил и инструкций. Именно они обеспечивают единообразие, непрерывность управленческой деятельности. Привилегии или наказания также устанавливаются в соответствии с формальными правилами и формами, от которых отклонение нежелательно;

- В рамках бюрократической организации обеспечивается довольно строгое разделение труда. Каждую функцию необходимо закрепить за компетентным специалистом обладающим достаточным уровнем знаний и умений, а также опытом работы в конкретной сфере. Человек работает по трудовому договору, заранее осознает свою ответственность и обязан качественно и своевременно исполнять свои обязанности;

- Если человек стремится создать свою карьеру, то ему необходимо постоянно усиливать свои навыки, осваивать новые знания, делиться полученным опытом и расширять его, не стоять на месте.

Каждый человек, успешно справляясь со своими обязанностями, получает заработную плату, чей уровень также устанавливается заранее в соответствии с уровнем ответственности и обязательств человека. Трудовая деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины, а также административного контроля со стороны вышестоящих органов (руководителей, комитетов). Личная жизнь должна быть полностью отделена от рабочей атмосферы.

Признаками современной организации является ее целевая природа возникновения и достижения определенных целей. Роли и статусы распределяются между членами организации в зависимости от их умений и навыков, а также в зависимости от того, с какой целью человек устраивается на работу в организации, и на каких правах он находится в ней (создатель, подчиненный, штатный или внештатный работник). При разделении труда происходит специализация функций каждого работника, опять же в данном случае следует опираться на опыт и знания человека.


2.      Жизненный цикл организации.

Это предсказуемые изменения организации с определенной последовательностью в течении времени.

Данную модель можно представить, как последовательность пяти основных стадий:

- возникновение (рождение)

- рост

- зрелость (стабильность)

- спад

- ликвидация.



1. Создание («рождение»). На данном этапе появляется бизнес-идея, выбирается сфера деятельности фирмы, разрабатывается стратегия, ставятся цели, пишется бизнес-план, разрабатывается организационная структура, регистрируется компания, набирается персонал, закупаются оборудование и материалы, проводятся пуско-наладочные работы и т. д.

2. Рост. На данном этапе масштабы деятельности фирмы расширяются, уже занята определенная доля рынка и осваиваются новые рыночные сегменты, стабилизируется клиентская база, проводятся различные мероприятия по повышению рентабельности и т. д.

3. Зрелость (стабильность). Данный этап чаще всего характеризуется наиболее успешной работой предприятия и самыми высокими объемами продаж. Технология, методы и формы менеджмента, маркетинг – все это используется «по накатанной колее». Если менеджмент фирмы гибко и оперативно реагирует на изменения, эффективно адаптируется к изменяющемуся спросу, активно внедряются инновации и передовые технологии, то с большой вероятностью фирма будет еще довольно долго и успешно функционировать.

4. Спад. Могут быть разные варианты проявления. На данном этапе жизненного цикла может проводиться реорганизация. Основная ее цель состоит в оживлении деятельности фирмы. Разрабатывается план по выходу из критического состояния (это может быть слияние, присоединение, преобразование с изменением организационно-правовой формы компании). Реструктуризация является одной из наиболее распространённых форм реорганизации. В данном случае проводятся мероприятия, которые направлены на повышение эффективности управления и производства, повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда, экономию производственных затрат, оптимизацию финансов и т. д.

Все эти мероприятия могут в значительной мере способствовать восстановлению финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности фирмы. Если же состояние фирмы близко к банкротству, то в большинстве случаев проводят санацию компании. Санация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации организации.


Эффективно проведённая санация способствует:

- обеспечению возможности фирмы «держаться на плаву»

- достижению компромисса между кредиторами и должниками

- более выгодной реализации имущества фирмы чем, скажем, в случае с ликвидацией.

Методы осуществления санации:

- организационные – подвергается изменениям управленческий состав, ликвидируются низкорентабельные бизнес-единицы

- финансовые – выпускаются акции с целью мобилизации капитала, увеличиваются объемы

- кредитования, уменьшается размер дивиденда по акциям, реструктуризируется

- краткосрочная задолженность в долгосрочную и т. д.

Если санация не приносит желаемых результатов, то тогда проводится процедура банкротства.

5. Банкротство – это неспособность фирмы отвечать по своим обязательства перед кредиторами и государством.

Стадия ликвидации организации означает прекращение деятельности в связи с банкротство по решению суда или собственника компании.

3.      Организационная культура как интегральная характеристика организации в сфере образования и социальной сфере. Типы организационных культур.

В каждой организации существует необходимость формирования своих собственных целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и предоставляемых услуг, определенных норм поведения и нравственных принципов каждого сотрудника, а также поддержания наивысшей репутации организации в деловой среде. Все это является организационной культурой, без которой невозможно добиться эффективной работы всей организации.

На сегодняшний день вопрос, связанный с организационной культурой в организации, является довольно актуальным, и с каждым днем его актуальность будет увеличиваться в процессе продвижения российских организаций на мировом рынке.

Организация культура функционирует и развивается как весьма сложный организм. Необходимо также сказать о том, что организационную культуру нельзя исследовать как абсолютно однородную, а также как внутренне неразделимую особенность. Главные особенности организационной культуры выявляются при помощи ее носителей, также, как в обществе присутствуют самые разнообразные социальные группы, которые занимаются выражением определенных ценностей, а также в определенной степени, которая отличается от общей культуры социума, так и в организации присутствуют отдельные группы.


Наиболее распространена типология организационных культур, предложенная К. Камероном и Р. Куинном. В основе данной типологии лежат 4 группы критериев, взаимосвязанных с ключевыми ценностями организации. К этим критериям относятся:

- Гибкость и дискретность;

- Внутренний фокус и интеграция;

- Стабильность и контроль;

- Внешний фокус и дифференциация.



Клановая культура

Клановая организационная культура характеризуется высоким уровнем гибкости и внутренним фокусом. Клановая культура представляет собой дружественный коллектив, члены которого имеют общие ценности и принципы. В таком типе культуры организация и ее подразделения рассматриваются как большая семья, а руководители компании играют роль воспитателей.

Для организаций с таким типов организационной культуры характерен высокий уровень сплоченности коллектива. В основе приверженности организационным ценностям лежат традиции и преданность коллектива. Наибольшее значение в таких компаниях придается моральному климату внутри коллектива и его сплоченности. С точки зрения взаимодействия с внешней средой такая организация определяет свой успех через заботу о потребителях.

Адхократическая культура

Для адхократической культуры организации также характерен высокий уровень гибкости и дискретности, но, в отличие от клановой, она ориентирована вовне. Адхократическая культура организации представляет собой собрание активных и творческих личностей.

Пример 1 Адхократическая культура характерна для стартапов и новаторских бизнес-идей.

Для достижения целей в рамках адхократической культуры сотрудники идут на личные жертвы, принимают на себя риски. Руководители такого типа организации являются новаторами, рисковыми бизнесменами. Элементом, который объединяет коллектив и менеджмент в адхократической организационной культуре, является преданность новаторству и стремление к экспериментам. В адхократической культуре организации поощряется стремление к лидерству и инновационность, а также творчество и свобода.

Такие организации концентрируют свои усилия на росте и приобретении новых ресурсов с помощью инноваций. Успешность такой организации на рынке определяется производством уникальной продукции.


Бюрократическая культура

Бюрократическая организационная культура также называется иерархической. Для нее характерна стабильность и высокий уровень контроля, а также ориентация вовнутрь. Такая организационная культура формируется в структурированных компаниях с высокой степенью формализации внутренних взаимоотношений.

В бюрократической культуре наивысшей ценностью являются процедуры. Руководители в такой культуре выполняют роль координаторов и организаторов. Наиболее важным в иерархической организации является поддержание хода ее деятельности, действия в соответствии с планом. Сотрудников в такой организации объединяют формальные правила и официально установленные, документально закрепленные политики.

Рыночная культура

Рыночная организационная культура доминирует в организациях, ориентированных на результат. Создание и успешная эксплуатация данного типа организационной культуры позволяет обеспечить стабильность при ориентации вовне. Главной задачей организации с рыночной корпоративной культурой является достижение поставленных целей.

Сотрудники организации с рыночной культурой постоянно конкурируют друг с другом, что обеспечивает здоровые взаимоотношения в коллективе, способствующие решению задач. Руководители таких компаний являются твердыми, требовательными и непоколебимыми администраторами. Сотрудники рыночной организации объединяют свои усилия для достижения общей корпоративной цели, стремятся к победе. Ценности такой организации определяются успехом на рынке и репутацией

4.      Проблема взаимосвязи характеристик организационной культуры с эффективностью деятельности образовательной организации/организации социальной сферы.

Каждый человек в течение своей жизни так или иначе связан с организациями (учреждениями), в рамках которых осуществляется его профессиональная деятельность. Именно в организациях или при их содействии люди учатся, работают, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и группы, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.