Файл: 1. Понятие социальной организации. Основные характеристики организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация представляет собой совокупность людей, групп объединенных общей целью, составляющих определенную структуру, локализованную в определенном пространственно-временном промежутке и обладающую необходимыми ресурсами для осуществления деятельности.
Организационная культура приобретает все большую значимость в современных условиях перманентного реформирования системы образования в России. Объективно возникла необходимость в проведении грамотной работы по ее совершенствованию и развитию, а также учету этого фактора в управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений в связи с его влиянием на эффективность управления
Можно предположить, что организационная культура образовательного учреждения представляет собой совокупность духовных ценностей, социальных и мировоззренческих установок, норм этики и поведения, разделяемых преподавательским составом и обучаемыми, а также характерную для данного образовательного учреждения систему традиций, ритуалов и символики.
Необходимо отметить, что организационная культура как эффективное средство управления помогает выживать, побеждать в конкурентной борьбе, завоевывать новые позиции и успешно развиваться. Основой организационной культуры является внутренняя консолидация и взаимодействие персонала, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласованности интересов.
Являясь широким и емким понятием, организационная культура может рассматриваться как фактор эффективности управления, объединяя в себе не только функции управления в образовательном учреждении, но и ценности, нормы и правила. Поэтому все стандартные функции управления органично входят в состав организационной культуры в качестве ее структурных элементов. К элементам "поверхностного уровня" относятся миссия образовательного учреждения, стратегия развития, цель, которые включают такую функцию управления организацией, как планирование. В свою очередь, нормы и правила поведения в образовательном учреждении, стиль руководства включают другие стандартные функции управления, такие как организация, руководство и контроль.
Критерии и показатели влияния организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением
Критерии | Показатели |
Уровень образовательного учреждения | - реформирование организационной культуры образовательного учреждения; - нормативно-правовое обеспечение; - совершенствование государственно-общественного управления; - развитие внешних связей с научными организациями и другими образовательными учреждениями; - обновление знаково-символической системы; - совершенствование материально-технической базы; - достижения образовательного учреждения в целом |
Уровень преподавателя | - мотивация к изменению организационной культуры; - развитие ценностной сферы педагогов; - уровень профессионального роста преподавательского состава; - творческая активность преподавателей |
Уровень обучаемого | - результативность образовательной деятельности (успеваемость, качество знаний, количество отличников, результаты экзаменационных сессий); - сохранность контингента; - вовлеченность в общественную жизнь образовательного учреждения, города, субъекта РФ |
Необходимо учитывать, что приведенные выше показатели для образовательного учреждения в целом характеризуют "поверхностный" уровень организационной культуры, для преподавателей - "подповерхностный" уровень, а на уровне обучаемого - результат развития организационной культуры на первых двух ее уровнях. Следовательно, приведенные показатели определяют характеристику организационной культуры образовательного учреждения, в том числе отмечая ее развитие за счет изменения указанных показателей в положительном направлении.
5. Понятия руководства и лидерства: различия и сходство.
Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.
Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия. Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства: неформальное лидерство и формальное лидерство.
Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.
Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ем полномочий. В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:
- несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
- наличие в подчинении группы лиц;
- наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
- принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.
Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.
Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании. В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями.
В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.
Лидерство зачастую возникает стихийно в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.
Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.
Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:
постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же. Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами).
Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.
В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху»
Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).
Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам вышестоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.
Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.
6. Стили руководства: традиционный и современный подходы.
Стиль руководства – явление строго индивидуальное, т. к. оно определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Выделяются 3 наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный или автократический, демократический и либеральный, хотя часто на практике происходит смешение стилей.
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы все о делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен и резок. Характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается с осторожностью или вообще не принимается, т. к. в управленческой работе используются одни и те же методы. Это создает напряженную обстановку, т. к. подчиненные избегают тесного контакта с таким менеджером.
Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации.
Демократический стиль: большинство вопросов решается коллегиально, систематически информируются подчиненные о положении дел в коллективе. Менеджер такого стиля в общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив.
При осуществлении контроля демократичный менеджер обращает внимание на конечный результат, что создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений.
Управление осуществляется без нажима, с учетом способностей людей. Такой стиль руководства многие считают оптимальным, но не всегда он является наиболее продуктивным.
Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставляется полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель вежлив, готов отменить принятое им решение, безынициативен. Из средств управления персоналом преобладают уговоры и просьбы.
Мягкость в общении мешает ему приобрести реальный авторитет. Следствие этого – незаслуженные поблажки, излишнее панибратство. Такой руководитель не проявляет выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действие подчиненных, и поэтому его управленческая деятельность нерезультативна. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации в организации.