Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Хозяйство населения киевской культуры характеризуется земледелием и приселищным скотоводством. Распространены небольшие по площади неукрепленные поселения и соответствующие им грунтовые могильники с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Обряд сожжения, сопровождаемый помещением в могилу вторично обожженной керамики, находит аналогии в пшеворской культуре. Для киевской культуры характерна лепная посуда. Кроме местной лепной посуды на некоторых памятниках присутствует привозная круговая, изготовленная в черняховских мастерских. Особенно заметно влияние на киевскую культуру со стороны черняховской в IV — начале V в. В начале IV в. население киевской культуры под натиском черняховских племен уступает им часть своей территории в Среднем Поднепровье. Это дало новый импульс для начавшегося несколько ранее продвижения сюда отдельных групп населения киевской культуры в Верхнее Поднепровье.
На основе киевской складывается колочинская культура, которая в последнее время некоторыми исследователями рассматривается как культура славянская. Датируется эта археологическая культура периодом от середины V до второй половины VII в., и ареал ее памятников почти полностью совпадает с территорией предшествующей культуры. Практически одинаковыми оказываются приемы домостроительства (полуземлянки срубной или каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре) и обряд погребения (грунтовые могильники с остатками трупосожжения на стороне). Кроме того, исследования особенностей киевской культуры позволяют ряду авторов предполагать, что, кроме колочинской, эта культура является частичной подосновой для пеньковской культуры, которая рассматривается как славянская. Некоторые исследователи усматривают сходство между элементами колочинской, пенъковской и пражской культур, последняя из которых практически всеми признана в качестве достоверной археологически культуры ранних славян.
52.
Происхождение Восточнославянских племён.
Вопрос о происхождении восточнославянских племен, обитавших в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, названия и территория расселения которых хорошо известны по сообщениям Повести временных лет (начало XII в.). Ни одна из земледельческих археологических культур раннего железного века и первой половины I тыс. н.э., чьи памятники исследованы на обширных лесостепных пространствах
, не являлась чисто славянской — население каждой из них было неоднородным и состояло из различных этнических компонентов, автохтонных и пришлых.
Некоторые авторы связывают со славянами сообщения I—II вв. н.э. о венедах, живших к востоку от Вислы. Начиная с VI в. сведения о славянах уже достоверны и становятся более разнообразными. Славяне известны от Нижнего Дуная до Вислы, а родственные им и близкие по культуре анты — от Днестра до Днепра или Дона. Занимаемые во второй половине I тыс. н.э. славянами земли простирались от Балтийского моря до Балкан и от Днепра до верхнего Дуная и Одера.
Пражская культура
На территории от Эльбы до Днепра и от Поморья до Дуная в V в. складывается относительно единообразная археологическая культура, получившая название пражской. Пражская культура является практически единственной культурой, чья принадлежность ранним славянам является общепризнанной.
На всей территории распространения ее характеризуют следующие элементы:
— небольшие селища (до 10 построек), расположенные группами по берегам малых рек;
- жилые дома (квадратные полуземлянки или наземные с небольшим углублением) с печкой-каменкой в одном из углов постройки или очагом)
— господство обряда сожжения на стороне (грунтовые погребения и немногочисленные курганы)
— лепная неорнаментированная керамика со строго выдержанными пропорциями (высокие горшки, расширенные в верхней трети)
— хозяйственный уклад — в основе земледельческий, при наличии скотоводства и домашних ремесел.
Пражская культура явилась, по мнению специалистов, новым культурным образованием, которое сформировалось в период великого переселения народов.
В V-VI вв. происходит постепенное расселение носителей пражской культуры в сторону Среднего Поднепровья, Подунавья и на Эльбу, где они ассимилируют остатки местного населения, не ушедшего в ходе событий гуннской эпохи. В конце VI — начале VII в. группы славянского населения начинают оседать на Балканах.
Период V-VII вв. н.э. — важный период в истории формирования славянских народов, с которым связаны:
— последний этап существования общеславянского языка;
— широкое расселение и освоение новых земель;
— самые ранние достоверные славянские археологические памятники.
На территории Украины выделяют две: пражско-корчакскую и лука-райковецкую, связанные с пражской археологической культурой.
Пражско - корчакская культура
Памятники этой культуры распространены на территории Прикарпатья, междуречья Днепра и Буга. Период бытования культуры — V-VII вв.
Хозяйство. Поселения всегда расположены на удобных для обработки землях. Основу хозяйства составляло земледелие. Использовались деревянные рала и с небольшими железными наральниками, они были наиболее пригодны для вспашки чернозёмных земель. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, для уборки которых применяли железные слабоизогнутые серпы. Животноводство стояло на втором месте по значению. Разводили крупный рогатый скот и свиней, мелкий рогатый скот; кости лошадей встречаются редко. Для заготовки кормов использовались косы-горбуши. Судя по незначительному количеству находок рыболовных крючков, а также костей рыб и диких животных, рыболовство и охота играли незначительную роль в жизни населения. Ремесленное производство было развито слабо, скорее можно говорить о домашних промыслах (прядение, ткачество) или домашнем производстве (обработка дерева, кости).
На городище Зимно, Хачки, на селище в Бернашовке (Украина) найдены следы ювелирного производства.
Глиняная посуда изготавливалась только ручным способом. В основном это кухонная посуда — горшки, сковороды. Как правило, посуда не имеет орнаментации.
Памятники. Для корчакской культуры характерны небольшие селища площадью не более 1 га, на территории которых располагалось чаще всего до 10 построек. Селища обычно расположены на невысоких пойменных мысах. Через каждые 5-7 км несколько таких поселений (до 10) образуют своеобразные «гнезда» (группы).
Укрепленные поселения встречаются редко. Среди них наиболее известно городище Зимно (V — середина VII в.). Одна из сторон городища укреплена деревянной стеной, валом и частоколом, другие были достаточно обрывистыми и крутыми. Бревна частокола наклонно вбиты в склон мыса на расстоянии 3-5 м от стены. Вдоль деревянной оборонительной стены на внутренней стороне площадки располагалась длинная деревянная постройка столбовой конструкции, разделенная на несколько жилых клетей. Клети отапливались открытыми очагами.
Жилища — это квадратные полуземлянки. На северо-западе ареала культуры сооружались жилища прямоугольной формы, которые отапливались открытым очагом. Между жилыми постройками обычно группами расположены хозяйственные сооружения, характер и состав которых различны в разных регионах.
Небольшие по площади грунтовые могильники обычно располагались поблизости от поселений. Для корчакской культуры характерен обряд трупосожжения на стороне. Очищенные от остатков погребального костра пережженные кости высыпались на дно неглубокой округлой ямки или собирались в обычный глиняный горшок, который также затем устанавливался на дно ямы, иногда высыпанные на дно ямы остатки сожжения накрывались перевернутой вверх дном урной. Погребения, как правило, не имеют погребального инвентаря. Кроме грунтовых могильников в некоторых районах известны курганные захоронения с тем же обрядом малоинвентарного сожжения на стороне. В основании курганов располагались ритуальные кострища. Преобладали безурновые захоронения. С VII в. практика сооружения таких курганов постепенно распространяется на более широкой территории.
Предметы материальной культуры. Памятники корчакской культуры бедны находками. На поселениях наиболее часто встречаются фрагменты лепных сосудов, глиняные пряслица, небольшие железные ножи.
На значительной части ареала раннеславянской пражской культуры (и ее варианта — корчакской) развитие происходило спокойно, без видимых потрясений. На рубеже VII-VIII вв. на ее основе на территории Правобережной Украины и Молдовы начинает оформляться культура типа Луки-Райковецкой, материалы которой показывают генетическую преемственность между раннеславянской культурой этого региона и более поздней древнерусской. В целом материалы новой культуры очень близки материалам корчакской, но тем не менее в силу естественного развития хозяйственной и общественной жизни, вкусов и потребностей населения наблюдаются некоторые изменения в характере поселений, конструкции жилищ, технологии изготовления керамики, в деталях погребального обряда.
Лука-Райковецкая культура.
Памятники культуры распространены от Белорусского Полесья на севере до бассейна р. Прут на юге и от верховий Западного Буга на западе до Среднего Поднепровья на востоке.
Период существования культуры VIII-X вв.
Хозяйство – земледельческое. Существовало пашенное земледелие. Были найдены наральники и чересела, подтверждающие это. Для обработки почвы использовались железные мотыги. Найдены зёрна: пшеницы, проса и ячменя. Продолжали существовать и развивались домашние промыслы — прядение и ткачество, обработка дерева и кости, бортничество. Вероятно, какую-то подсобную роль играли в хозяйстве охота и рыболовство.
Глиняная посуда делалась в основном вручную, но в IX в. появляются сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге, украшенные линейным или волнистым орнаментом. Круговая посуда некоторое время сосуществует вместе с лепной, лишь постепенно вытесняя ее. Ранние гончарные сосуды еще достаточно грубые. Предполагают, что технология изготовления на ручном гончарном круге пришла сюда с юго-запада, из районов Подунавья, и была достаточно быстро освоена местным населением — в IX в.
Памятники. Для лука-райковецкой культуры характерны открытые поселения — селища, которые расположены по берегам рек, в местах, удобных для земледелия, скотоводства и различных сельскохозяйственных промыслов. Площадь их незначительна, а застройка бессистемна.
Характерным примером поселения культуры является Хотомельское поселение на р. Горынь. Оно состоит из небольшого городища (площадь всего 0,12 га), расположенного на выдающейся в пойму реки возвышенности, с трех сторон защищенной низиной.
Погребальные памятники культуры представлены грунтовыми могильниками и курганами. Погребения совершались по обряду сожжения на стороне. Захоронения редко сопровождаются вещами - известны единичные находки железных ножей, оплавленных стеклянных бус и других мелких предметов. В течение VIII-IX вв. почти по всей территории культуры широко распространяется обычай сооружения курганов, который к X в. становится преобладающим. Курганы содержат индивидуальные погребения, среди которых преобладают безурновые погребения. Остатки кремаций все чаще располагаются в основании насыпей на ритуальном кострище, на месте совершения сожжения.
Носители пражской и близкой ей культур, расселившиеся на Правобережье Днепра в VII-VIII вв. и частично смешавшиеся с незначительным местным населением, стали предками юго-западной группы восточнославянских племен, названных на этих территориях летописцем в начале XII в., — волынян, древлян, полян, дреговичей (частично).