Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Самое ценное в Пенджикенте — это эпические полотна согдийской живописи. Например, на левой южной половине одного из храмов располагалась тематическая композиция — водная стихия с пенистыми гребнями волн, раскрашенных в синий цвет. В воде изображены человеческие фигуры, рыбы, дельфины и огромное морское божество Нептун, встающий из воды с трезубцем в руках. Здесь же могучий тритон и фантастическое существо с телом человека и плавниками вместо ног. На первый взгляд ВАпросто невероятно в песках Средней Азии встретить изображение морской пучины. Однако существует преемственность этого сюжета в средневековом искусстве Средней Азии с кушанским искусством Индии. Образцом сюжетной живописи является и сцена оплакивания умершей женщины. В центре композиции погребальный шатер с усопшей. Вокруг него истязают себя толпы плакальщиц и плакальщиков, причем женщины и мужчины стоят двумя отдельными группами. Они рвут на себе волосы, надрезают уши, царапают щеки. Люди различаются по внешнему облику: одни светлокожие с овальными лицами (согдийцы), другие желто-коричневого цвета, с подчеркнуто выступающими скулами и удлиненными раскосыми глазами. Над людьми, значительно превосходя их по размерам, нарисованы мужские и женские божества с нимбами вокруг головы. Оплакивают, судя по всему, знатную особу, а может быть, героя какого-нибудь местного культа.
Богатая настенная роспись украшала не только стены храмов, но и жилые помещения. Образец настенной живописи, где юноша и девушка едут верхом на конях, пленяет своим изяществом и лаконичностью. Он выполнен на матово-красном фоне черной и белой красками. В доме знатного пенджикентца изображения выполнены на лазурном фоне. Высота живописной стены более 3,5 м. Она разделена на три сюжетных яруса, отделенных друг от друга поясом крупных белых полос, нанесенных по черному фону. Сцены на нижнем ярусе бордюра повествуют о подвигах какого-то сказочного богатыря. Герой верхом на гнедом коне едет во главе дружины. Затем он предстает вступившим в единоборство с другим всадником. В двух других сценах богатырь сражается с фантастическим чудовищем — крылатым драконом с головой льва, телом змеи и человеческими руками, из ран чудовища вырываются языки пламени. В одном из углов изображена поразительно динамичная сцена борьбы со свирепыми демонами-дивами, персонажами многих среднеазиатских сказок. На 340 головах у дивов рога, у них козлиные бороды и козлиные ноги с копытами. Двое из демонов, натянув луки, стремительно летят в бой на крылатой колеснице.
Искусство Пенджикента ярко и самобытно, одновременно реалистично и сказочно по сюжету и свидетельствует о высоком уровне развития кушанской культуры Средней Азии.
Пенджикент — не единственный город с замечательной настенной живописью. Большое научное значение имеет
городище Варахша на западе долины Заравшана, где тоже были открыты настенные росписи, в ряде случаев даже превосходящие живопись Пенджикента. Это поистине жемчужины домусульманской культуры Средней Азии. На юге Узбекистана раскопан кушанский город Дальверзин-тепе.
В VIII в. Средняя Азия подпала под влияние арабов. Многие города пришли в запустение, превратились в развалины, но возникли и новые — центры мусульманской культуры. Изменилась даже планировка городов: в центре располагался арк — цитадель с дворцом правителя, вокруг него — шахристан с домами аристократии и базарами. Шахристан, в свою очередь, окружал рабад — ремесленно-торговые поселения. Элементы планировки характерны для средневекового города. Они прослеживаются во время раскопок Афрасиаба, средневековых Согда и Бухары.
Печать мусульманской идеологии лежит на культуре среднеазиатских городов. Искусство, воспевавшее человека, героев и богов, уступило место схематичному орнаменту. Стены зданий этого времени украшает причудливый геометрический орнамент из комбинаций пересекающихся многоугольников, которые сплетаются в сложный звездчатый узор. В орнаменте часто использовались стилизованные цветы и ветки растений. Искусство орнамента в Средней Азии было доведено до совершенства: орнаментальные мотивы составляли даже буквы арабского алфавита. В сооружении монументальных зданий стал применяться обожженный кирпич, поливные голубые изразцы. Шедевром домонгольской архитектуры является мавзолей Саманидов в Бухаре, выстроенный в конце IX в. Здание мавзолея прекрасно сохранилось. Его стены украшены красивым мозаичным орнаментом из мелких квадратных кирпичиков. Средневековые архитектурные памятники и городское строительство в целом с характерным для них отсутствием правильной планировки, беспорядочным нагромождением строений настолько отличаются от античных памятников, что создается впечатление, будто они созданы разными народами. Но перед нами не культура двух различных народов, а всего лишь памятники различных эпох — античной и феодальной.
Изменения коснулись и сельского хозяйства в целом. В ходе археологических работ в Хорезме выяснилось, что античная ирригация Хорезма представляла собой систему огромных широких и мелких каналов, шедших параллельно руслу реки. Ирригационная система совершенствовалась: каналы становились более узкими и глубокими, с многочисленными ответвлениями и мелкой оросительной сетью. Такая система орошения близка современной. Однако в XII—XIV вв., в период максимального развития орошения в средневековой Средней Азии, общая площадь орошаемых земель составляла не более двух третей площади орошения в античную эпоху. В средние века увеличилась плотность населения в отдельных районах страны. Многие старые земледельческие районы превратились в зоны кочевого и полукочевого скотоводства. Это заметно хотя бы по
ассортименту сельскохозяйственных культур. Наряду с просом, пшеницей и ячменем в средние века выращивали хлопок и кунжут, виноград и персики, абрикосы, сливы, груши. Широко были распространены бахчевые и огородные культуры — дыни, арбузы, тыква, огурцы, морковь, бобы.
Расцвет средневековой Средней Азии приходится на XII в. Могущественной державой в то время был Хорезм. Колоссальная по своим размерам империя Хорезм-шахов просуществовала до 1221 г. и пала под ударами Чингисхана. Материалы, полученные в результате раскопок, рисуют полную драматизма картину борьбы жителей среднеазиатских городов с монголами. Древний Самарканд был совершенно разрушен. Разорению подверглись все города Средней Азии. Монголы разрушили почти всю оросительную систему Средней
Азии, в результате чего пустыня в течение короткого времени поглотила многие созданные человеческим трудом земледельческие районы. Монгольское разорение для Средней Азии было таким же губительным, как и для Древней Руси. Надолго было приостановлено всякое городское строительство. Только в XIV в. начинается возрождение. Раскопки показали, что в это время возродился Хорезм. В XIV в. он стал юго-восточным центром Золотой Орды. Однако в конце XIV в., как свидетельствует археологический материал, весь Хорезмийский оазис и его столица были разорены.
Совершенно по-иному сложилась судьба Самарканда. Он стал столицей гигантской империи Тимура. Город приобрел новую, невиданную для средневековья планировку: прямые, широкие радиальные улицы пересекали Самарканд. К этому времени относится сооружение многих грандиозных зданий, среди которых построенная в 1405 г. усыпальница Тимура — Гур-Эмир, щедро отделанная прозрачным зеленоватым и белым мрамором. В XV в. внук Тимура Улугбек, могущественный правитель и ученый, построил вблизи Самарканда обсерваторию. В ходе раскопок обсерватории обнаружен гигантский секстант, сооруженный под землей в специально вырытой для него шахте. Секстант служил для астрономических наблюдений и представляет собой вертикально поставленную шестую часть окружности. Это сооружение точно ориентировано по меридиану. Нигде в мире еще не найдено столь совершенного сооружения XV в. Здание Самаркандской медресе, высшей духовной школы, совершенно по своим формам и архитектурному убранству: оно украшено бесчисленными комбинациями многолучевых звезд и многолепестковых цветков. Для архитектурных сооружений этого времени характерно применение мозаичных изразцовых розеток и мраморных плит. Изразцы в это время становятся многокрасочными.
Население лесостепи Восточной Европы в первой половине I тыс. н.э.
Становление и ранняя история славян не могут быть изучены и поняты в отрыве от процессов формирования и развития других этнических групп Европы. Начальная история праславян, не совсем еще ясная, тесно переплетается с историей кельтов и германцев, скифо-сарматов, финно-угров и балтов. Поэтому проблема происхождения восточных славян обычно рассматривается на материалах нескольких археологических культур начала I тыс. до н.э. — первой половины I тыс. н.э., памятники которых оставлены населением, обитавшим на территории современных России, Польши, Украины, Белоруссии и Молдовы.
Пшеворская археологическая общность (II в. до н.э. – начало V в. н.э.) испытала сильное влияние со стороны провинциальной римской и латенской культур, она была распространена на территории Средней Европы. Эта культура была многокомпонентна. Она включала в себя кельтские, германские, раннеславянские и другие компоненты. Сложный разнохарактерный состав материалов, найденных на одних и тех же памятниках, объясняется смешением разных групп населения и частым его передвижением. Территория обитания пшеворских племен за время длительного существования культуры претерпела некоторые изменения. Сначала она включала земли от правобережья Одера на западе до Буга на востоке. В I в. до н.э. отмечается первая волна переселения пшеворского населения, теснимого с запада и юго-запада германцами и кельтами, на Западную Волынь и территорию Верхнего Поднестровья. Здесь они сталкиваются с зарубинецкими племенами и постепенно начинают с ними
смешиваться. В результате этого смешения появляется – зубрицкая культура.
С конца II в. н.э. отмечается вторая волна расселения пшеворских племен - группы этого населения проникали в Закарпатье и Среднее Поднестровье, а некоторые ещё дальше на восток – в отдельные районы юга лесной полосы Восточной Европы. Это передвижение пшеворцев было частично вызвано давлением на них с севера со стороны племен вельбарской культуры (I -начало V в.).