Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вельбарская археологическая культура имеет важное значение для истории Средней и Восточной Европы, поскольку связана с готской проблемой. По словам готского историка Иордана готы появились из-за Балтийского моря, с территории Скандинавии и острова Готланд. Готы довольно быстро продвигались на юг, в III в. они включились в варварские войны с Римом на территории Причерноморья и Подунавья.\
Характерные материалы вельбарских памятников (биритуальный обряд погребения — сначала кремации, позднее появляются и ингумации, жертвенные ямы с золой и камнями, преимущественно лепная посуда — яйцевидные горшки, миски часто с х-видными ручками, кувшины и др.) первоначально были распространены в низовьях Вислы и других прилегающих частях территории Польши. В конце II в. запустевают западные области культуры, но вельбарские памятники появляются в бассейне Западного Буга и на Западной Волыни — это сопровождалось вытеснением части населения пшеворской и зубрицкой культур. С середины III в. н.э. вельбарские памятники становятся известными от Нижнего Дуная до Поднепровья. В это движение могли быть вовлечены различные группы населения, в том числе и некоторые группы ранних славян в составе пшеворской культуры, западные балты и др. В первой половине I тыс. н.э. на территории степной и лесостепной зон Восточной Европы наблюдаются (по археологическим данным) неоднократные передвижения различных групп населения, оставивших памятники многих археологических культур, в том числе и практически синхронных киевской и черняховской, более поздней — колочинской, а также целого ряда других культур. Эти археологические культуры традиционно рассматриваются в рамках вопроса о происхождении славян.
Черняховская культура.
Памятники Черняховской культуры расположены в лесостепных районах Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморских степях к западу от Днепра, Молдове и Юго-Восточной Румынии. В степи памятники Черняховской культуры встречаются гораздо реже. Период существования культуры середина III — начало V в. н.э.
В настоящее время этническая неоднородность населения Черняховской культуры является общепризнанной.
Хозяйство – земледельческо-скотоводческое. Основу составляло пашенное земледелие с использованием легкого или тяжелого плуга. Известны находки железных наральников разных типов. Встречаются находки железных мотыжек для огородничества. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, горох, распространены были лен и конопля. Для уборки урожая использовались серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На территории Молдавии на поселении Флорешты обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна или же прокормить на год 6 человек. Для размола зерна применяли ротационные каменные ручные жернова. Обнаружены мельничные сооружения, которые могли использоваться несколькими семьями (Украина, поселение Иванковцы).
Среди костей животных, найденных в культурных слоях поселений, более 90% составляют кости домашних животных. Ведущая роль принадлежала крупному рогатому скоту, но разводили и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей и домашнюю птицу. Кость широко использовалась для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из нее изготавливались также гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Существовали даже косторезные мастерские.
Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремесла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, в том числе орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник.
С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Цветной металл был 2-ух групп сплавов: первая близка к изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна с бронзами Причерноморья. Большинство украшений Черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона
— медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.
Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремесел. Использовались болотные и другие руды. Найдены металлургические горны. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле — широкое использование и устойчивые сочетания технологических приемов в изготовлении одного предмета — пакетирования, цементации и закалки.
Особенно хорошо было развито гончарное ремесло. На поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Есть данные об использовании ножного гончарного круга.
Население Черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением.
Преобладание гончарной посуды высокого качества и широкий ее ассортимент — одна из характерных черт черняховской культуры. Вероятно, гончарный круг проник сюда из Причерноморья, из римских провинций.
На поселении Комарове в Среднем Поднестровье открыта стеклодельная мастерская.
Одно из наиболее распространенных ремесел — ткачество, изготовление шерстяных и льняных тканей. Обнаружены отпечатки разных тканей.
Памятники. Подавляющее большинство поселений — это селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьев. Часто селища группируются, образуя «гнезда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки. Обычно хозяйственные или производственные сооружения находились рядом с жилым помещением.
Жилища представлены полуземлянками и наземными домами. Большинство полуземлянок имеют прямоугольную форму. Наземные постройки, одно — или многокамерные, также имеют прямоугольную форму, их площадь колеблется от 10 до 40 кв. м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу устраивался очаг. Дом делился на жилую и хозяйственную части.
На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала располагались постройки из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо» (т.е. без связующего раствора), с забутовкой внутренней части мелкими камнями.
Конструкция оборонительных сооружений близка позднескифской или античной. Оборонительные сооружения Александровки, Городка и Башмачка представлены земляными валами, рвами, стенами и каменными башнями.
Грунтовые могильники Черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалеку от них и занимают сравнительно с поселением небольшую площадь. Большинство известных могильников относится к IV в. Погребальный обряд характеризуется биритуальностью, т.е. использованием и трупосожжения и трупоположения. Оба обряда могут встречаться на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах. На некоторых могильниках обнаружены культовые ямы и другие следы тризн.
Трупосожжения осуществлялись на стороне. Остатки сожжения помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Захоронения бывают урновыми и безурновыми. В качестве урн использовались глиняные сосуды — горшки, миски. Более 60% составляют безынвентарные погребения. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, предметами вооружения. Оружие могут намеренно портить. Мечи длинные, но без наверший и перекрестий.
Умершие располагались, как правило, вытянутыми, на спине, головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но встречаются и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который совершался, видимо, соплеменниками умершего. Для них характерен разнообразный и многочисленный инвентарь, включающий и несколько сосудов. Погребальный инвентарь представлен украшениями: стеклянными бусами, фибулами, различными подвесками, поясными пряжками, а так же предметами личного пользования или быта (гребнями, ножами, пряслицами) и приношениями, чаще всего — это сосуды с напутственной пищей. Вероятно, ритуальное значение имели такие изредка встреченные в погребениях предметы, как ключи, кучки мелких камешков, панцири черепах. Орудия труда обычно в могилах отсутствуют. Среди погребений выделяются могилы «знати» — глубокие большие ямы, обложенные деревом, останки умерших в которых сопровождают многочисленные предметы. Выделяются целые пиршественные наборы
, часто включающие импортные изделия — например, стеклянные кубки.
Предметы материальной культуры. Основная масса находок — это фрагменты различных глиняных сосудов: горшков, мисок, кувшинов, ваз, кубков. Столовая посуда отличается тщательной выделкой, часто ее украшали налепными валиками, желобками, врезными горизонтальными линиями. Среди посуды на Черняховских памятниках довольно часто встречаются причерноморские амфоры, в которых привозилось масло или вина. Встречаются подражания римским сосудам (глиняные кубки полуяйцевидной формы со штампованным орнаментом).
Для поселений Черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда. Найдены многочисленные железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, глиняные грузила для вертикального ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Предметы вооружения на поселениях находят редко, тогда как находки бытовых предметов достаточно разнообразны — это как заимствованные, так и местные костяные или железные гребни, туалетные пинцеты, замки и ключи и т.д. Характерной особенностью Черняховской культуры являются многочисленные римские монеты, единичными находками представлены монеты боспорского чекана. С территории черняховской культуры происходит около 140 кладов серебряных римских монет.
Кроме монет с римским миром черняховскую культуру связывают многочисленные находки стеклянных и единичные — металлических сосудов.
Этнический состав. В настоящее время исследователи выделяют несколько культурных традиций в рамках этнически неоднородного черняховского населения. Черняховскую культуру невозможно рассматривать как результат простой эволюции ни одной из предшествующих культур
Финал Черняховской культуры связан и хронологически совпадает со временем появления и господства в восточноевропейских степях новой волны кочевников — гуннов. Нашествие гуннов в конце IV в. вызвало отток части населения на запад
На территории, расположенной северо-восточнее, в период, предшествующий образованию черняховской культуры, и затем одновременно с ней существовала киевская культура, которая также многими исследователями рассматривается в рамках вопроса о происхождении восточных славян.
Киевская кульутра
На рубеже II-III вв. н.э. в пределах леса и лесостепи в северной части Среднего и южной части Верхнего Поднепровья, на территории Подесенья и смежных районов левобережья Днепра складывается киевская культура, памятники которой существуют до середины V в. Процесс ее формирования связан со сложным взаимодействием пост- или позднезарубинецких племен, различных местных и проникавших сюда с запада — пшеворских группировок