Файл: Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение высшего образования

«АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА»

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

Направление подготовки 37.03.01 Психология

Направленность (профиль) «Психология»


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия»


Выполнила:

студентка 5 курса

форма обучения - заочная

К апланова Марина Исмаиловна
Подпись ____________________

Руководитель работы:

к.пед.н., доцент

Копылова Ольга Юрьевна
Подпись_____________________


«Допустить к защите

в Государственной экзаменационной комиссии»
Заведующий кафедрой «Социально-гуманитарных дисциплин»

__________________________________________________________

_______________________

(подпись)

«___»___________20__г.


Москва 2023г.

Частное образовательное учреждение высшего образования

«АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА»
З А Д А Н И Е

на выполнение выпускной квалификационной работы

Студент(ка)____________ Капланова Марина Исмаиловна_________________

фамилия, имя, отчество
форма обучения ______заочная________

очная/заочная/очно-заочная (вечерняя)

направление подготовки _______37.03.01 Психология _________
1 Тема

«Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия»
2 Дата выдачи темы «_____» ______________202__г.
3 Содержание

1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости и психологического здоровья

1.1. Основные понятия терминологий «стресс» и «стрессоустойчивость» в психологии


1.2. Понятие здоровья и подходы к его изучению в психологических исследованиях

1.3. Методы сохранения профессионального здоровья и повышения стрессоустойчивости

2. Организация эмпирического исследования стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия

2.1. Методы исследования

2.2. Сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости и психологического здоровья сотрудников

3. Возможности по поддержанию психологического здоровья у сотрудников организации

3.1. Направления практической работы

3.2. Упражнения психопрофилактики стресса и повышения стрессоустойчивости
Руководитель ___________к.пед.н., доцент Копылова Ольга Юрьевна_______________

( ученая степень, ученое звание, ФИО)
_______________

(подпись)
Студент(ка) Капланова Марина Исмаиловна

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости и психологического здоровья


6

1.1. Основные понятия терминологий «стресс» и «стрессоустойчивость» в психологии


6

1.2. Понятие здоровья и подходы к его изучению в психологических исследованиях


15

1.3. Методы сохранения профессионального здоровья и повышения стрессоустойчивости


22

2. Организация эмпирического исследования стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия


26

2.1. Методы исследования

26

2.2. Сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости и психологического здоровья сотрудников


29

3. Возможности по поддержанию психологического здоровья у сотрудников организации


40

3.1. Направления практической работы

40

3.2. Упражнения психопрофилактики стресса и повышения стрессоустойчивости


42

Заключение

50

Список использованных источников

Приложения

52

57










Введение
Высокий темп и нервно-психическая нагрузка, которые присущи современной жизни предъявляют высокие требования к профессиональному и психологическому здоровью человека.

Исследование проблематики сохранения и обеспечения здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной дисциплины, которая получила название психологии здоровья. Многие развитые государства переносят доминанту влияния с темпов роста экономики страны на развитие здорового человека и гражданина. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена высокой социальной значимостью темы и ее влиянием на сохранение уровня профессионального и личного здоровья граждан.

Цель - выявить специфику психологического здоровья и стрессоустойчивости сотрудников организации в зависимости от профессионального стажа.

Объект исследования - психологическое здоровье сотрудников АО «Завод им.Гаджиева».

Предмет исследования - особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья.

Гипотеза. Психологическое здоровье сотрудников организации с разным стажем работы обусловлено различными особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.

Задачи:

1. Рассмотреть концепции стресса и стрессоустойчивости в психологии; Проанализировать сложившиеся в психологической и специальной литературе подходы к пониманию психологического здоровья личности.

2. Изучить особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников организации, а также, установить взаимосвязь составляющих психологического здоровья с особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.

3. Представить рекомендации по психологической работе с сотрудниками организации, направленные на сохранение их психологического здоровья.

Теоретическая и методологическая база исследования:

- теоретические и методологические подходы к исследованию профессионального здоровья, изложенные в трудах таких ученых, как О. Васильева, И. Дубровина, С. Нижников, В. Розин, Л. Фесенкова, Ф. Филатов, А.Хухлаева, А. Шаталов, Б. Юдин и др.;

- эмпирические психодиагностические подходы к изучению различных аспектов стрессоустойчивости и психологического здоровья, разработанные Т.Немчиным, А. Маклаковым, С. Чермяниным, В.Моросановой и др.


Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.);

2. Методы сбора эмпирических данных:

- опросник исследования «неспецифического качества жизни, связанного со здоровьем» SF-36 (Автор - John E. Ware);

- опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) - авторы А. Леонова, С. Величковская;

- опросник нервно-психического напряжения (НПН) - автор Т. А. Немчин;

- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) - авторы А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин;

- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) - автор В.И. Моросанова.

3. Математические методы обработки: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, частота); U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Пирсона. Для обработки результатов исследования использовались программы Microsoft Excel и SPSS 23.0.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные могут быть основой для дальнейших научных изысканий. Так же результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих психологическое здоровье сотрудников государственных и коммерческих организаций.

Выборка и база исследования. В исследовании приняли участие 40 чел - сотрудники АО «Завод им.Гаджиева». Все испытуемые - мужчины в возрасте от 25 до 45 лет.

Структура работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Капланова М. И. 1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости и психологического здоровья
1.1. Основные понятия терминологий «стресс» и «стрессоустойчивость» в психологии
Роберт Гук, английский естествоиспытатель, ученый и изобретатель, член Лондонского королевского общества, в конце XVI, начале XVII веков, ввел в обиход определение «стресс» - дословный перевод с английского «напряжение», «давление». Гук использовал данное определение для оценки мостов, зданий и других инженерных сооружений, испытывающих нагрузки извне.


Уже чуть позже, терминология «стресс» прочно заняла свое место в психологии, по аналогии, обозначающей внешнюю силу, давящую на физический объект.

Ганс Гуго Бруно Селье, канадский эндокринолог, благодаря своим клиническим исследованием, включает представление о связи стресса с нагрузкой на биологические, психологические и социально-психологические системы пациента и сопротивление его организма такой нагрузке 47.

Таким образом, понятие стресса было введено в психологию и медицину Гансом Селье в 1936 году, показавшим независимость процесса адаптации организма человека от характера внешних воздействий.

Понятие стресса быстро вышло за рамки чисто биологических представлений и стало использоваться как в науке, так и в широкой повседневной практике.

В психологическом отношении стресс может быть вызван как внешними причинами, к примеру, холодом или перегреванием, так и внутренними причинами, такими как обида, разочарование, страх, конфликты и пр., величина которых переходит определенную грань.

Таким образом, стресс - это эмоциональная психическая реакция индивидуума на ситуацию, при этом, как на физическую, так и на эмоциональную.

Исходя из данных представлений стресс может рассматриваться как психофизиологический синдром, который состоит из совокупности неспецифических индуцированных реакций организма на требования, предъявляемые к нему внешней средой. Г. Селье сделал свой вывод об адаптационном синдроме на основе того, что его характер в какой-то мере обособлен от спровоцировавших его факторов 48.

Таким образом, еще в тридцатые годы Ганс Селье заметил, что разные люди в чем-то очень похоже, реагируют на различные неожиданности: например, при переживании тревоги они чувствуют, как их сердце начинает биться чаще, что им становится труднее дышать. Эндокринная система человека начинает защищать себя от нарушений гомеостаза, вырабатывая адреналин, провоцирующий бессонницу, головную боль, язву желудка, инфаркт миокарда.

Сегодня в научной литературе определение «стресс» используется как минимум в трех значениях.

Первое значение термина «стресс» определяется как внешний стимул или как событие, способное вызывать стресс-фактор, так называемое напряжение.

Второе значение термина «стресс» относиться к субъективной реакции, которая отражает внутреннее психическое состояние возбуждения или напряжения.