Файл: Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение 13. «Мой цвет».
Инструкция: Мы начнем наше занятие с того, что каждый из нас подумает и скажет, которого он сейчас цвета. Речь идет не о цвете одежды, а о отражение в цвете вашего внутреннего состояния. Через определенный промежуток времени каждый высказывается. Теперь расскажите, как изменилось ваше состояние от того момента, как вы проснулись и до тех пор, как вы пришли сюда, с чем были связаны ли эти изменения? Затем охарактеризуйте то состояние, с которым вы пришли на занятия и объясните, почему для его обозначения вы выбрали именно этот цвет.
Упражнение 14. «Я-послание».
Это упражнение парное. На первом этапе вы по очереди должны говорить друг другу фразу, которая начинается со слов: «Ты такой (такая) же, как я, у тебя ...» При этом необходимо смотреть в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваться под его тембр, высоту голоса, интонацию. Не использовать оценок и советов. На втором этапе участники пары меняются местами. После завершения участники рассказывают о своих впечатлениях.
Поскольку тренинговая группа представляет собой миниатюрное сообщество, любой участник может освоить новые навыки и умения, различные стили поведения, которые затем он сможет применить в реальной жизни. Правильно созданное групповое пространство способствует развитию процессов рефлексии и самопознания, а также получению обратной связи и поддержки для всех участников, что приводит к установлению близких отношений с окружающими; поиску личностных ресурсов для решения личностных проблем.
Заключение
На основании результатов проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
В психологии стресс рассматривается как явление, которое может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами, величина которых переходит определенную черту.
В результате проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам:
1. Решая первую задачу, нами была рассмотрена концепция стресса и стрессоустойчивости в психологии, проанализированы сложившиеся в психологической и специальной литературе подходы к пониманию психологического здоровья личности.
2. Решая вторую задачу, нами были изучены особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников организации, а также, установлена взаимосвязь составляющих психологического здоровья с особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.
3. Решая третью задачу, мы разработали рекомендации по психологической работе с сотрудниками организации, направленные на сохранение их психологического здоровья.
Проблема здоровья человека принадлежит к числу так называемых «вечных» проблем, поэтому даже в самые разные исторические периоды ей всегда уделялось большое внимание. С точки зрения современной науки здоровье человека является сложным феноменом глобального значения, который должен рассматриваться как философская, социальная, экономическая, биологическая и медицинская категории. Одним из аспектов здоровья человека является профессиональное здоровье, нарушения которого могут приводить к профнепригодности специалиста. В настоящее время активно разрабатываются методы и методики, как диагностики, так и психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов самых различных сфер деятельности.
На сохранение психологического здоровья, и в частности такого параметра, как социальное функционирование, оказывает влияние моральная нормативность, чем выше уровень моральных качеств (соблюдение правил работы в организации, дисциплинированность, отсутствие вредных привычек), тем более высокие показатели социального функционирования и взаимодействия с людьми у сотрудников.
Список использованных источников:
Учебники, монографии, диссертации, статьи
-
Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Тамбов, 2019. - 219 с. -
Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учебник. - М.: Медицина, 2019. - 432 с. -
Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. 2019. Т. 5, № 26. -
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал, 2018. Т. 27. - № 1. - С. 122-133. -
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал, 2018. -Т. 27.-№2.-С. 113-123. -
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.3: Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал, 2018. - Т. 27. №3. - С. 106-116. -
Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы: учебное пособие для вузов. − М.: ИП РАН, 2018.− 623с. -
Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. -
Борисов Д. Поведение человека в условиях стресса // Аналитика культурологи, 2019, № 1, с 135-138 -
Бусыгина И.С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. № 2, том 6, 2018. - С 93-96. -
Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: дис.…кандидата психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2019. - 229с -
Васильева О. С. Психология здоровья человека. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 352 с. -
Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. - СПб.: Речь, 2019. - 192с. -
Величковский Б.Б. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние - устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 124-129. -
Величковский Б.Б. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. - № 2. - С. 8-17. -
Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. - № 2. - С. 8-17. -
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2020. - 251 с. -
Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии, 2022. №. 1. - С.71-73. -
Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования, 2020. №. 12. - С. 15-18. -
Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «Свойства личности - Состояния - Процессы» // Психологические исследования. 2019. Т. 7, № 34. С. 10. -
Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2020. - 648 с. -
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб.пособие для вузов. - М.: Деловая книга, 2018. - 240 с. -
Карпов А.В. Психология труда: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2019.− 350 с. -
Корехова М.В., Новикова И.А., Соловьев А.Г. Особенности проявлений психической дезадаптации с разным стажем работы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2018. - № 2. - С. 67 - 72 -
Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 34-40. -
Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум. - Казань: КНИТУ, 2020. 56с. -
Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. № 2, 2019. - С. 75 - 85. -
Маклаков А. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22, № 1, 2020. - С. 13 - 24. -
Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2019. - 250 с. -
Нижников С.А. Пути обретения здоровья и мировоззрение // Философия здоровья - М., 2019. - С. 5-24. -
Николаева Н.В., Коноплева И.Н. Выраженность стрессового напряжения и работоспособность сотрудников правоохранительных органов // Психология и право.− 2019.− №2.− С.87-100. -
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье // Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2022. - 240 с. -
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург, 2020. С. 112-116. -
Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2019. - 855 с. -
Психология здоровья : учеб.для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова]. - СПб.: Питер, 2021. - 607 с. -
Психофизиологические аспекты медико-психологической реабилитации пожарных-спасателей / Ю.В Чумаева, Ю.В Нехорошкова, Э.М Псядло и др. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2019. - С. 215-219. -
Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологи. - 2020. - № 1. - С. 12-31. -
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, № 23(3), 2021. - С. 85-95. -
Сальникова А.В., Борейко В.Я. Экстренная психология МЧС России // Тезисы международной научно-практической конференции «Проблемы комплексной медико-психологической реабилитации в условиях санаторно-курортных учреждений лиц, подвергшихся воздействию экстремальных ситуаций», г. Судак, 10-11 Март, 2022. - С. 95-96. -
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с. -
Уразаева Г.И. Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. № 3 (5). С.77-81. -
Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ЕГУ, 2020. - 172 с. -
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2021. - 208 с. -
Церковский А.Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 180-185. -
Церковский А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 107-111. -
Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом и проблемы повышения стрессоустойчивости в экстремальных условиях : автореферат дис. ... д-ра мед. наук : 14.00.18. − М., 2020.− 52 с. -
Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах: справочное пособие. - М.: КноРус, 2019. - 242 с. -
Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф.дисс. на соискание уч. ст. доктора биол. наук. - СПб., 2021. - 32 с. -
Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья. - М., 2021. - С. 37-53.
Интернет – ресурсы
-
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / Даль В. И. - Режим доступа: http://slovardalya.ru. -
Безопасный труд - право каждого человека. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда - 2019 // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40europe/%40ro-geneva/%40sro-moscow/documents/genericdocumerit/wcms 312015.pdf (Дата обращения 18.10.2022) -
Психическое здоровье. Электронный ресурс: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/
Приложение 1
Результаты психодиагностического исследования
Группа со стажем менее 10 лет
Опросник SF-36
№ | PF-Физическое функционирование | RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием( | BP-Интенсивность боли | GH-Общее состояние здоровья | VT-Жизненная активность | SF-Социальное функционирование | RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием | MH-психическое здоровье | PH(физ.комп.здоровья) | MH1(псих.комп.здоровья) |
1 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 87,5 | 66,6 | 100 | 56,89 | 57,18 |
2 | 100 | 100 | 80 | 97 | 100 | 75 | 100 | 100 | 54,89 | 59,98 |
3 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
4 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 87,5 | 66,6 | 100 | 56,89 | 57,18 |
5 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
6 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
7 | 95 | 75 | 100 | 92 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,23 | 58,72 |
8 | 100 | 75 | 100 | 100 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 57,22 | 58,66 |
9 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
10 | 100 | 75 | 100 | 100 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 57,22 | 58,66 |
11 | 100 | 75 | 100 | 92 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,23 | 58,72 |
12 | 100 | 75 | 100 | 92 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,23 | 58,72 |
13 | 100 | 75 | 100 | 92 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,23 | 58,72 |
14 | 100 | 75 | 100 | 100 | 100 | 87,5 | 66,6 | 100 | 57,26 | 57,16 |
15 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
16 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
17 | 100 | 75 | 100 | 100 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 57,22 | 58,66 |
18 | 100 | 75 | 100 | 92 | 100 | 100 | 100 | 88 | 55,76 | 59,87 |
19 | 100 | 75 | 100 | 97 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,85 | 58,68 |
20 | 100 | 75 | 100 | 92 | 100 | 100 | 66,6 | 100 | 56,23 | 58,72 |
Опросник ДОРС
№ | Индекс утомления | Индексмонотонии | Индекс пресыщения | Индекс стресса |
1 | 21 | 21 | 19 | 25 |
2 | 14 | 17 | 15 | 12 |
3 | 15 | 11 | 17 | 19 |
4 | 17 | 17 | 18 | 21 |
5 | 19 | 21 | 14 | 17 |
6 | 25 | 21 | 23 | 20 |
7 | 29 | 29 | 27 | 33 |
8 | 23 | 19 | 17 | 20 |
9 | 13 | 15 | 12 | 13 |
10 | 23 | 19 | 15 | 20 |
11 | 21 | 22 | 20 | 21 |
12 | 11 | 13 | 15 | 17 |
13 | 33 | 33 | 32 | 36 |
14 | 25 | 23 | 27 | 21 |
15 | 24 | 27 | 30 | 21 |
16 | 13 | 15 | 12 | 14 |
17 | 16 | 19 | 20 | 19 |
18 | 25 | 25 | 13 | 27 |
19 | 16 | 11 | 11 | 8 |
20 | 13 | 11 | 15 | 17 |