Файл: Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнение 13. «Мой цвет».

Инструкция: Мы начнем наше занятие с того, что каждый из нас подумает и скажет, которого он сейчас цвета. Речь идет не о цвете одежды, а о отражение в цвете вашего внутреннего состояния. Через определенный промежуток времени каждый высказывается. Теперь расскажите, как изменилось ваше состояние от того момента, как вы проснулись и до тех пор, как вы пришли сюда, с чем были связаны ли эти изменения? Затем охарактеризуйте то состояние, с которым вы пришли на занятия и объясните, почему для его обозначения вы выбрали именно этот цвет.

Упражнение 14. «Я-послание».

Это упражнение парное. На первом этапе вы по очереди должны говорить друг другу фразу, которая начинается со слов: «Ты такой (такая) же, как я, у тебя ...» При этом необходимо смотреть в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваться под его тембр, высоту голоса, интонацию. Не использовать оценок и советов. На втором этапе участники пары меняются местами. После завершения участники рассказывают о своих впечатлениях.

Поскольку тренинговая группа представляет собой миниатюрное сообщество, любой участник может освоить новые навыки и умения, различные стили поведения, которые затем он сможет применить в реальной жизни. Правильно созданное групповое пространство способствует развитию процессов рефлексии и самопознания, а также получению обратной связи и поддержки для всех участников, что приводит к установлению близких отношений с окружающими; поиску личностных ресурсов для решения личностных проблем.

Заключение
На основании результатов проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

В психологии стресс рассматривается как явление, которое может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами, величина которых переходит определенную черту.

В результате проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам:

1. Решая первую задачу, нами была рассмотрена концепция стресса и стрессоустойчивости в психологии, проанализированы сложившиеся в психологической и специальной литературе подходы к пониманию психологического здоровья личности.

2. Решая вторую задачу, нами были изучены особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников организации, а также, установлена взаимосвязь составляющих психологического здоровья с особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.


3. Решая третью задачу, мы разработали рекомендации по психологической работе с сотрудниками организации, направленные на сохранение их психологического здоровья.

Проблема здоровья человека принадлежит к числу так называемых «вечных» проблем, поэтому даже в самые разные исторические периоды ей всегда уделялось большое внимание. С точки зрения современной науки здоровье человека является сложным феноменом глобального значения, который должен рассматриваться как философская, социальная, экономическая, биологическая и медицинская категории. Одним из аспектов здоровья человека является профессиональное здоровье, нарушения которого могут приводить к профнепригодности специалиста. В настоящее время активно разрабатываются методы и методики, как диагностики, так и психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов самых различных сфер деятельности.

На сохранение психологического здоровья, и в частности такого параметра, как социальное функционирование, оказывает влияние моральная нормативность, чем выше уровень моральных качеств (соблюдение правил работы в организации, дисциплинированность, отсутствие вредных привычек), тем более высокие показатели социального функционирования и взаимодействия с людьми у сотрудников.


Список использованных источников:
Учебники, монографии, диссертации, статьи


  1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Тамбов, 2019. - 219 с.

  2. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учебник. - М.: Медицина, 2019. - 432 с.

  3. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. 2019. Т. 5, № 26.

  4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал, 2018. Т. 27. - № 1. - С. 122-133.

  5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал, 2018. -Т. 27.-№2.-С. 113-123.

  6. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.3: Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал, 2018. - Т. 27. №3. - С. 106-116.

  7. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы: учебное пособие для вузов. − М.: ИП РАН, 2018.− 623с.

  8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

  9. Борисов Д. Поведение человека в условиях стресса // Аналитика культурологи, 2019, № 1, с 135-138

  10. Бусыгина И.С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. № 2, том 6, 2018. - С 93-96.

  11. Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: дис.…кандидата психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2019. - 229с

  12. Васильева О. С. Психология здоровья человека. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 352 с.

  13. Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. - СПб.: Речь, 2019. - 192с.

  14. Величковский Б.Б. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние - устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 124-129.

  15. Величковский Б.Б. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. - № 2. - С. 8-17.

  16. Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. - № 2. - С. 8-17.

  17. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2020. - 251 с.

  18. Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии, 2022. №. 1. - С.71-73.

  19. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования, 2020. №. 12. - С. 15-18.

  20. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «Свойства личности - Состояния - Процессы» // Психологические исследования. 2019. Т. 7, № 34. С. 10.

  21. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2020. - 648 с.

  22. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб.пособие для вузов. - М.: Деловая книга, 2018. - 240 с.

  23. Карпов А.В. Психология труда: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2019.− 350 с.

  24. Корехова М.В., Новикова И.А., Соловьев А.Г. Особенности проявлений психической дезадаптации с разным стажем работы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2018. - № 2. - С. 67 - 72

  25. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 34-40.

  26. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум. - Казань: КНИТУ, 2020. 56с.

  27. Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. № 2, 2019. - С. 75 - 85.

  28. Маклаков А. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22, № 1, 2020. - С. 13 - 24.

  29. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2019. - 250 с.

  30. Нижников С.А. Пути обретения здоровья и мировоззрение // Философия здоровья - М., 2019. - С. 5-24.

  31. Николаева Н.В., Коноплева И.Н. Выраженность стрессового напряжения и работоспособность сотрудников правоохранительных органов // Психология и право.− 2019.− №2.− С.87-100.

  32. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье // Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2022. - 240 с.

  33. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург, 2020. С. 112-116.

  34. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2019. - 855 с.

  35. Психология здоровья : учеб.для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова]. - СПб.: Питер, 2021. - 607 с.

  36. Психофизиологические аспекты медико-психологической реабилитации пожарных-спасателей / Ю.В Чумаева, Ю.В Нехорошкова, Э.М Псядло и др. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2019. - С. 215-219.

  37. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологи. - 2020. - № 1. - С. 12-31.

  38. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, № 23(3), 2021. - С. 85-95.

  39. Сальникова А.В., Борейко В.Я. Экстренная психология МЧС России // Тезисы международной научно-практической конференции «Проблемы комплексной медико-психологической реабилитации в условиях санаторно-курортных учреждений лиц, подвергшихся воздействию экстремальных ситуаций», г. Судак, 10-11 Март, 2022. - С. 95-96.

  40. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

  41. Уразаева Г.И. Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. № 3 (5). С.77-81.

  42. Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ЕГУ, 2020. - 172 с.

  43. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2021. - 208 с.

  44. Церковский А.Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 180-185.

  45. Церковский А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 107-111.

  46. Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом и проблемы повышения стрессоустойчивости в экстремальных условиях : автореферат дис. ... д-ра мед. наук : 14.00.18. − М., 2020.− 52 с.

  47. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах: справочное пособие. - М.: КноРус, 2019. - 242 с.

  48. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф.дисс. на соискание уч. ст. доктора биол. наук. - СПб., 2021. - 32 с.

  49. Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья. - М., 2021. - С. 37-53.



Интернет – ресурсы

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / Даль В. И. - Режим доступа: http://slovardalya.ru.

  2. Безопасный труд - право каждого человека. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда - 2019 // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/%40europe/%40ro-geneva/%40sro-moscow/documents/genericdocumerit/wcms 312015.pdf (Дата обращения 18.10.2022)

  3. Психическое здоровье. Электронный ресурс: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/

Приложение 1

Результаты психодиагностического исследования

Группа со стажем менее 10 лет

Опросник SF-36



PF-Физическое функционирование

RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием(

BP-Интенсивность боли

GH-Общее состояние здоровья

VT-Жизненная активность

SF-Социальное функционирование

RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием

MH-психическое здоровье

PH(физ.комп.здоровья)

MH1(псих.комп.здоровья)

1

100

75

100

97

100

87,5

66,6

100

56,89

57,18

2

100

100

80

97

100

75

100

100

54,89

59,98

3

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

4

100

75

100

97

100

87,5

66,6

100

56,89

57,18

5

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

6

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

7

95

75

100

92

100

100

66,6

100

56,23

58,72

8

100

75

100

100

100

100

66,6

100

57,22

58,66

9

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

10

100

75

100

100

100

100

66,6

100

57,22

58,66

11

100

75

100

92

100

100

66,6

100

56,23

58,72

12

100

75

100

92

100

100

66,6

100

56,23

58,72

13

100

75

100

92

100

100

66,6

100

56,23

58,72

14

100

75

100

100

100

87,5

66,6

100

57,26

57,16

15

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

16

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

17

100

75

100

100

100

100

66,6

100

57,22

58,66

18

100

75

100

92

100

100

100

88

55,76

59,87

19

100

75

100

97

100

100

66,6

100

56,85

58,68

20

100

75

100

92

100

100

66,6

100

56,23

58,72



Опросник ДОРС




Индекс утомления

Индексмонотонии

Индекс пресыщения

Индекс стресса

1

21

21

19

25

2

14

17

15

12

3

15

11

17

19

4

17

17

18

21

5

19

21

14

17

6

25

21

23

20

7

29

29

27

33

8

23

19

17

20

9

13

15

12

13

10

23

19

15

20

11

21

22

20

21

12

11

13

15

17

13

33

33

32

36

14

25

23

27

21

15

24

27

30

21

16

13

15

12

14

17

16

19

20

19

18

25

25

13

27

19

16

11

11

8

20

13

11

15

17