Файл: Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно наиболее распространенным представлениям, психологическое здоровье тесно связано с работоспособностью человека, поэтому рассмотрим взаимосвязи между методикой SF-36 и методикой ДОРС.
В целом полученные результаты не являются новыми, но они вполне подтверждают уже известные в науке данные о влиянии на работоспособность негативных состояний (монотония, утомление, пресыщение), вызванных профессиональной деятельностью.
Саморегуляция и ее составляющие также оказывают влияние на показатели профессионального здоровья.
Таблица 7.
Коэффициенты корреляции между показателями профессионального здоровья и показателями саморегуляции
| Шкала планирования | Шкала моделирования | Шкала программирования | Шкала оценки результатов | Шкала гибкости | Шкала самостоятельности | Шкала общего уровня саморегуляции |
PF-Физическое функционирование | -,025 | ,185 | ,047 | -,040 | ,038 | -,087 | ,051 |
RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием | ,151 | ,274* | ,031 | ,142 | ,143 | -,116 | ,233 |
BP-Интенсивность боли | -,026 | -,160 | ,016 | -,081 | -,097 | ,095 | -,171 |
GH-Общее состояние здоровья | ,219 | ,148 | ,260* | ,139 | ,290* | -,128 | ,263* |
VT-Жизненная активность | ,019 | -,063 | ,036 | -,021 | -,071 | ,161 | -,082 |
SF-Социальное функционирование | ,053 | -,234 | -,092 | -,024 | -,134 | ,196 | -,156 |
RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием | ,131 | ,129 | ,011 | ,035 | ,118 | -,101 | ,167 |
MH-психическое здоровье | ,040 | ,045 | ,095 | ,033 | -,042 | ,069 | -,011 |
PH (физ.комп.здоровья) | ,105 | ,121 | ,103 | ,128 | ,171 | -,091 | ,128 |
MH (псих.комп.здоровья) | ,164 | ,000 | ,057 | ,022 | -,030 | ,127 | ,021 |
* - взаимосвязь достоверна на уровне p < 0,05
Моделирование положительно связано с ролевым функционированием, обусловленным физическим состоянием. Это означает, что сотрудники с более высокими показателями моделирования, т.е. способные выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, способные действовать в соответствии с программами и планами деятельности, находятся не только в лучшей психологической, но и в лучшей физической форме.
На улучшение общего состояния психологического здоровья оказывают влияние программирование и гибкость (что позволяет быстро перестраивать деятельность), а также общий уровень саморегуляции.
Таблица 8.
Коэффициенты корреляции между показателями психологического здоровья и показателями стрессоустойчивости и адаптивности сотрудников
| Достоверность | Шкала «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ) | Шкала «Коммуникативные особенности» (КО) | Шкала «Моральная нормативность» (МН) | Шкала «Адаптивные способности» (АС) |
PF-Физическое функционирование | ,071 | -,089 | -,082 | -,195 | -,137 |
RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием | -,002 | -,073 | -,045 | ,064 | -,087 |
BP-Интенсивность боли | -,059 | ,046 | -,250* | ,189 | -,040 |
GH-Общее состояние здоровья | ,345** | ,037 | -,097 | ,035 | ,044 |
VT-Жизненная активность | -,168 | -,098 | -,219 | ,072 | -,114 |
SF-Социальное функционирование | ,179 | ,207 | ,001 | ,260* | ,157 |
RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием | ,055 | -,043 | -,033 | -,025 | -,086 |
MH-психическое здоровье | -,022 | 0,01 | -,007 | ,094 | ,051 |
PH (физ.комп.здоровья) | ,057 | -,019 | -,311* | ,191 | -,102 |
MH (псих.комп.здоровья) | ,045 | ,016 | -,088 | ,165 | ,001 |
* - взаимосвязь достоверна на уровне p < 0,05
Кроме саморегуляции на психологическое здоровье оказывает влияние стрессоустойчивость и адаптивность, которые измеряются при помощи опросника МЛО-АМ.
Очень важным результатом, представленным в таблице 8, мы считаем значимую взаимосвязь между общим состоянием здоровья и достоверностью.
Несмотря на то, что достоверность не является показателем здоровья, стресса или работоспособности, а является лишь шкалой теста МЛО-АМ, которая отражает отношение испытуемого к исследованию, из положительной статистической связи между общим состоянием здоровья и достоверностью следует то, что низкая достоверность сигнализирует о проблемах со здоровьем, которые испытуемый хотел бы скрыть. Стремление исказить результаты исследования, таким образом, носит не случайный характер.
Также согласно полученным результатам, положительно связаны моральная нормативность и социальное функционирование, т.е. чем выше уровень моральных качеств работника, тем более высокие показатели социального функционирования, взаимодействия с людьми они показывают.
Таблица 9.
Коэффициенты корреляции между показателями профессионального здоровья и уровнем нервно-психического напряжения в зависимости от стажа
| Нервно-психическая устойчивость | ||
Вся выборка | 1 группа | 2 группа | |
PF-Физическое функционирование | -,349* | -,090 | -,521** |
RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием | -,188 | -,273 | -,149 |
BP-Интенсивность боли | ,131 | ,215 | ,050 |
GH-Общее состояние здоровья | -,519** | -,308 | -,659** |
VT-Жизненная активность | ,014 | ,186 | -,151 |
SF-Социальное функционирование | ,133 | ,328 | -,058 |
RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием | -,172 | -,321 | -,092 |
MH-психическое здоровье | -,077 | ,245 | -,191 |
PH (физ.комп.здоровья) | -,158 | -,048 | -,240 |
MH (псих.комп.здоровья) | -,140 | ,188 | -,270 |
* - взаимосвязь достоверна на уровне p < 0,05
Однако на наш взгляд интересные данные были получены при изучении взаимосвязи между показателями психологического здоровья и уровнем нервно-психического напряжения, сигнализирующем о наличии стресса.
Мы установили, что нервно-психическое напряжение тесно связано с общим состоянием здоровья и в частности с физическим функционированием. Однако при разделении всей выборки на две группы эта закономерность обнаружилась только во второй группе.
Таким образом, сотрудники с большим стажем оказываются более зависимыми от состояния нервно-психического напряжения. Высокий уровень нервно-психического напряжения приводит сотрудников с большим стажем не только к ухудшению общего самочувствия, но и к снижению физического функционирования. В то же время, у сотрудников с небольшим стажем нервно-психическое напряжение не оказывает такого влияния.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.
На сохранение психологического здоровья, и в частности такого параметра, как социальное функционирование, оказывает влияние моральная нормативность, чем выше уровень моральных качеств (соблюдение правил работы в организации, дисциплинированность, отсутствие вредных привычек), тем более высокие показатели социального функционирования и взаимодействия с людьми у сотрудников.
Сотрудники с большим трудовым стажем оказываются более зависимыми от состояния нервно-психического напряжения, чем сотрудники с малым стажем. Высокий уровень стресса и нервно-психического напряжения приводит сотрудников с большим стажем к ухудшению психологического здоровья, общего самочувствия, снижению физического функционирования. Таким образом, стрессоустойчивость у сотрудников с большим стажем сильнее влияет на психологическое здоровье по сравнению с их более молодыми коллегами.
3. Возможности по поддержанию психологического здоровья у сотрудников организации
3.1. Направления практической работы
Программа психолого-педагогической профилактики стресса и повышения стрессоустойчивости.
Краткая характеристика программы.
Основные цели программы психопрофилактики заключаются в содействии процессу непосредственного личностного развития и реализации собственного потенциала, в профилактике различных эмоциональных нарушений и стрессов путем самосознания и поиска личностных ресурсов.
Программа занятий психопрофилактики
Занятие №1.
ЦЕЛЬ: Ознакомить участников с целями программы, обсудить правила работы, провести психологическую диагностику психологических характеристик участников, способствовать сплочению и сближению участников группы.
СОДЕРЖАНИЕ: знакомство, установление правил группы, мини-лекция «Профессиональное здоровье», психодиагностика психологических характеристик участников программы, арт-терапевтическое упражнение «Презентация».
Знакомство: «Мы меняемся в течение всей жизни. Меняются наши взгляды, мы приобретаем новые знания и умения. Эти изменения могут быть случайными, а могут быть запланированы нами с определенной целью. Сегодня мы начинаем программу профилактики профессионального здоровья, цель которой - расширить ваши сведения о нем, его проявлениях, разобраться в ваших привычных способах переживания, научиться активно влиять на свое состояние, в частности, использовать приемы саморегуляции. От вас ожидается активность, заинтересованность, оригинальность и энтузиазм.
Мы будем заниматься 21 час (семь занятий через день). Каждое занятие продлится 180-200 минут (3 часа). Наше сегодняшнее занятие будет посвящено знакомству, мы больше узнаем о себе, о других участниках группы, поскольку нам это необходимо не только на занятиях, но и в жизни. Также проведем психологическую диагностику отдельных личностных свойств, для того, чтобы мы могли потом сравнить чего достигли с начальными результатами.
Правила поведения в группе. Мы должны познакомиться с основными правилами поведения в группе, и не только познакомиться, а четко их соблюдать:
- Я говорю «Я», а не «мы» или «все». Когда человек употребляет «мы», то не